На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей


Содержание


Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей с нарушением слуха
1.1. Причины нарушений слуха 5
1.2. Классификация детей с данным нарушением 7
1.3. Особенности физического развития данных детей 11
1.4. Особенности развития основных познавательных функций слабослышащих детей 15
1.5. Особенности развития личности слабослышащих детей 24
Глава 2. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха
2.1. Основные методы обучения и воспитания детей с нарушением слуха 32
2.2 Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушением
слуха 39
Глава 3. Особенности обследования детей с нарушением слуха
3.1 Основные методы обследования детей с нарушением слуха 44
3.2 Вспомогательные методы обследования детей с нарушениями слуха 49
Заключение 54
Литература 56


Введение

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах.
Становление и формирование психологических и личностных особенностей детей с нарушениями слуха – сложный и длительный процесс, обусловленной спецификой нарушения физического развития. Он протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей психолого-педагогического развития детей с нарушениями слуха, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Следует также отметить, что многие родители, стараются оставить слабослышащего ребенка дома, считая, что для него это будет менее травмирующей средой воспитания и обучения. Однако не всегда развитие такого ребенка проходит в домашней среде более успешно, более того, эта среда часто оказывается для него еще более опасной в плане развития (в том числе и познавательной сферы). Все это определяет социальную значимость изучения данной работы.
В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «нарушение слуха» отводится особое место.
Проблему классификации детей с нарушениями слуха раскрыли в своих работах Р.М. Боскис и Л. В. Неймана.
Проблема диагностики детей с нарушениями слуха в трудах А.А. Венгера, Г.Л.Выгодской, Т.В. Розановой.
Углубленное изучение психологии и физиологии детей с нарушениями слуха в монографиях и статьях В.Л. Белинского, Т.Г. Богдановой, Л.А. Головчиц, Е.И. Исениной, В.Г. Петровой, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой. и др.
Таким образом, за длительный период времени накопился значительный опыт диагностики, коррекции и обучения детей с нарушениями слуха. Многие из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В связи с этим, изучение психолого-педагогических характеристик слабослышащих детей имеет в настоящее время большое научное значение.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования теоретических данных при работе психологов, педагогов и воспитателей с детьми с нарушениями слуха.
Цель исследования: изучение психолого-педагогических характеристик детей с нарушениями слуха.
Объект исследования: развитие детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования: психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
2. Изучить особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
3. Проанализировать вопросы методов обследования детей с нарушением слуха.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.


Глава 1. Особенности психического развития детей с нарушением слуха
1.1. Причины нарушений слуха

Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число людей с нарушениями слуха увеличивается. Становится выше и число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после пяти — десяти лет. Проведенные в различных странах исследования показали, что 4 — 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2% людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, а 4% — выраженную одностороннюю тугоухость [3].
Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей. Среди них — менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха................


Заключение

Данная работа была посвящена анализу психолого-педагогической характеристики слабослышащих детей, который позволяет сделать следующие выводы.
Как показывает анализ литературы слабослышащие дети – это одна из групп детей, имеющих нарушения слуха. Слабослышащие дети разделяются также на основании порога восприятия шепотной речи (легкая, умеренная, значительная степень тугоухости).
Причинами возникновения нарушений слуха являются: инфекционные заболевания, длительное воздействие звуковых раздражителей, неблагоприятное протекание беременности, наследственные факторы.
У слабослышащих детей имеются как физические нарушения (нарушения двигательной сферы: неуверенность в движениях, трудности при сохранении равновесия, низкий уровень развития ориентировки в пространстве и т.д.), так и отклонения в познавательной и личностной сферах.
Слабослышащие дети отличаются неустойчивостью внимания, отставанием в развитии процессов опосредованного запоминания, сложностями в восприятии перспективных изображений, отставание в развитии сложных видов осязания; трудности в овладении словесной речью, неравномерным развитием наглядного и словесно-логического мышления.
Личность слабослышащих детей характеризуется трудностями понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, сложностями формирования морально-этических представлений и понятий, низкой самооценкой, проявляемой в ригидности, импульсивности, эгоцентричности, внушаемости.
Основными целями и задачи обучения и воспитания детей с нарушением слуха являются обеспечение социального, физического, познавательного, речевого, эстетического, нравственного развития детей, подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе.
Основными методами обучения являются: наглядные; практические (предметная и продуктивная деятельность, игры, элементарные опыты, моделирование); словесные (словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение, рассказывание, объяснение педагога); методы воздействия на детей (методы прямого и опосредованного воздействия, методы проблемного воспитания и обучения).
Важно в течение всего периода обучения отслеживать процессы развития детей (слуха, двигательной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств) с нарушением слуха, чему способствует использование как основных (наблюдение, психологический эксперимент), так и вспомогательных (анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование) методов диагностики.


Литература

1. Белинский В. Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих // Вопросы сурдопедагогики. — М., 1972.
2. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203.
4. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.
5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.
6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 - 143с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.
8. Гоголева А.В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. — 1981. — № 3.
9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
10. Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М., 1988.
11. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) // Избр. психол. труды. — М., 1986. - Т. 1.
12. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. - стр. 92-104.
13. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М., 1999.
14. Лапшин В.А, Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М, 1990.
15. Матвеев В.Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М., 1987.
16. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний дошкольный и школьный возраст). — М., 2000.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 2001.
18. Олерон П. Психологическая оценка глухого ребенка // Дефектология. — 1977.-№. 8.
19. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А, В. Запорожца, Т. А, Марковой. - М., 1980.
20. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В.. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
21. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
22. Пеганов Ю.А., Спицын А.Г. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников//Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.
23. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом// журнал Альманах коррекционной педагогики, 2003 №7.
24. Петрова В. Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
25. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.
26. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 1994.
27. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников//Дефектология. — 1989. — № 5.
28. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 2001.
29. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками/Под ред. И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. — М., 2006.
30. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.-176 с.
31. Pay M.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности //Дефектология. — 1984. — № 5.
32. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников (в условиях нормального и нарушенного слуха). — М, 1999.
33. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1998.
34. Розанова Т.В. Индивидуальные различия наглядного и понятийного мышления глухих детей: Исследование личности детей с нарушениями слуха. — М., 1981.-С. 70-72.
35. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология. — 1992. — № 2, 3.
36. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология. — 1995. — № 1.
37. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1995.
38. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. — М., 1989.
39. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1998.
40. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.
41. Ярмаченко Н.Д. Проблема компенсации глухоты. — Киев, 1996.
42. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.