На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2007. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности»

студентки 3 курса
социально-психологического факультета
**********
Руководитель – консультант
Агапов В.С.


Москва, 2007


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самоотношения
и самооценки интеллекта зрелой личности
1.1.Сущность и структура самоотношения зрелой личности 6
1.2.Содержательные характеристики интеллекта зрелой личности 17
1.3.Возрастные особенности самооценки зрелой личности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения
и самооценки интеллекта зрелой личности
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей
самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности 40
2.3. Пути развития позитивного самоотношения и самооценки
интеллекта личности в зрелом возрасте 47
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 62


Введение

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы XX века). За это время накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы. В то же время имеющиеся данные высвечивают нерешенность многих методологических и теоретических проблем психологии самоотношения. Одной из таких проблем является особенности самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности. Данный аспект и составляет социальную значимость данной проблемы.
Проблема изучения особенностей самоотношения и самооценки зрелой личности рассматривается в трудах как отечественных (А.А. Бодалев, А.М. Колышко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.), так и зарубежных (Г. Крайг, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) психологов. В работах этих и многих других авторов данная проблема рассматривается с разных сторон. Однако следует отметить, что в этих работах мало внимания уделяется проблеме самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности. Изучение этих особенностей и объясняет научную значимость нашей работы.
Определение неблагоприятных условий и факторов, негативно влияющих на формирование самоотношения интеллекта зрелой личности, а также разработка практических рекомендаций поможет специалистам в области практической психологии и психотерапии в составлении программ коррекции данной проблемы. Это и составляет практическую значимость данного исследования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему курсовой работы.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется, что проблема самоотношения и самооценки зрелой личности рассматривается в научной литературе достаточно давно и подробно. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным особенности самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
Объект исследования – самоотношение и самооценка как характеристики зрелой личности индивида.
Предмет исследования – самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
Гипотеза исследования – самоотношение и самооценка интеллекта зрелой личности влияет на адекватное восприятие человеком собственных интеллектуальных качеств и особенностей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения особенностей самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
2. Провести эмпирическое исследование для выявления особенностей самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
3. Разработать рекомендации к программе формирования самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 35-40 лет (24 мужчины и 26 женщин), работающие менеджерами среднего и высшего звена в торговой компании «Электрон» г. Москвы.


Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самоотношения и самооценки интеллекта зрелой личности
1.1. Сущность и структура самоотношения зрелой личности

В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самоприятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (М. Розенберг, Коперсмит), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн»)...................


Заключение


Данная тема была посвящена интересной и все еще мало изученной теме соотношения и самооценки интеллекта зрелой личности.
Теоретическое и практическое исследование изучаемой нами проблемы позволяет нам сделать ряд следующих выводов:
1. Категория самоотношения зрелой личности имеет различное толкование в психологии. Все многообразие различных представлений об этом понятии сводиться к пониманию самоотношения в структуре самосознания, в структуре личности и в системе саморегуляции. Самоотношение неразрывно связано с понятиями самосознания, самоуважения, самопознания и самооценки.
2. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка зрелой личности характеризуется способностью оценивать самого себя автономно от окружающих. Частные самооценки сменяются целостным представлением человека о самом себе, которые в меньшей степени становятся зависимыми от временных неудач и ситуативных влияний.
3. Развитие личности в период взрослости отличается продолжением интеллектуального формирования человека. Интеллект зрелой личности характеризуется умением думать, анализировать и принимать решения, относящиеся к жизненным планам. Зрелая личность может использовать свои когнитивные способности более гибко и разнообразно, самостоятельно контролируя ход своего интеллектуального развития, что и позволяет ей добиться успеха.
4. Практическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что самоотношение и самооценка интеллекта зрелой личности влияет на адекватное восприятие человеком собственных интеллектуальных качеств и особенностей, подтвердилась. Действительно, нами было выявлено, что у части опрошенных нами респондентов (5 человек – 16,7%) присутствуют высокие оценки по шкалам факторов самоуважения и аутосимпатии и, соответственно, средние баллы по параметру самооценки интеллекта. Также у испытуемых (4 человека – 13,3%) с низкими показателями по двум факторам оказываются выраженными низкие или завышенные самооценки интеллекта.
Если высокий уровень самоотношения свидетельствует о зрелости личности опрашиваемых, то средние, и особенно низкие, показатели говорят о необходимости коррекции и развития самоотношения и самооценки интеллекта.
5. В заключительной части нашей работы нами были разработаны рекомендации к составлению программы групповой работы с людьми с низким уровнем развития самоотношения и самооценки интеллекта. Структуру программы, на наш взгляд, должны составлять три этапа работы (актуализация потребностей, актуализация стереотипов отношения к себе и своему интеллекту и присвоение развитого позитивного отношения), которые способствуют становлению зрелой личности.
В заключение следует добавить, что изучаемая нами проблема должна быть исследована более глубоко в дальнейших теоретических и практических исследованиях.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред.
А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж,
1996.
3. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.
4. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.
5. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития// Вопросы психологии. – 1993. - №1. – С.104-113.
6. Варламова В.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М.: ИП РАН, 1998. -204 с.
7. Варламова В.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования// Вопросы психологии. – 1997. - №5. – С.28-43.
8. Визгина А.В.. Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение// Психологический журнал. – 1989.-Т.10.-№6.-С.50-57.
9. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная
психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001
10. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1935.
11. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.
13. Захарова А.В. Генезис самооценки. – М., 1993.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д., 1996.
15. Колышко А.М. Психология самоотношения. – Психология самоотношения. – Гродно, 2004.
16. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.
17. Крымская М.Л. Климактерический период. – М., 1988.
18. Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем
возрасте. Психология личности, тексты. – М., 1980.
19. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. –
СПб., 1997.
20. Мир психологических тестов/ Под ред. Ниесова И., Буркова А., Лукашева А.– СПб.: ИМАТОН, 2002.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии, 1995.
22. Николаев Г. Мужчина и женщина. Биология любви. – М., Наука и жизнь, 1996, № 5.
23. Пантилеев С.Р., Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта.// Психологическое обозрение, 1997, N2 (5).
24. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М., 1991.
25. Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Бахрах – М, 2000.
26. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. –
СПб., 2001.
27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
28. Романова И.А. Основы проблемы исследования самопознания в зарубежной психологии// Психологический журнал. – 2001.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998.
30. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности// Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси: Мицниереба, 1983.
31. Степанов С.Ю. рефлексивная практика творческого развития человека и организации. – М.: Наука, 2000. – 174 с.
32. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. - М., 1985.
33. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
34. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
35. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.
36. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.
37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.
38. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977.– 324 с.
39. Чудновский В. С., Крженовский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание человека с гармоничным и отклоняющимся поведением. - Ст., 1993.
40. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.
41. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 2001.
42. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознание. - М., 2001.
43. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.
44. Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения. - М., 1977.
45. Яров В. А. Социальная идентичность. - М., 1993.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.