На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Пути развития воображения современных подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 109. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пути развития воображения современных подростков


Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования воображения современных подростков.
1.1. Проблемы исследования воображения в психологической науке 6
1.2 Содержание воображения в подростковом возрасте и возрастные особенности подростков 14
1.3. Методы развития воображения в подростковом возрасте 22
Глава II Эмпирическое исследование развития воображения подростков
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования воображения в
подростковом возрасте 42
2.3. Социально-психологические условия развития воображения в
подростковом возрасте 54
Заключение 60
Литература 63
Приложения 66


Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития творческого воображения у подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Все это составляет социальную значимость данного исследования.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако работ по изучению особенностей проявления воображения именно в подростковом возрасте явно недостаточно. Это предопределяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость обусловлена тем, что воображение имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования. Анализ условий и факторов, способствующих организации психолого-педагогического сопровождения развития воображения в подростковом возрасте, может быть использовано в практической работе психологами и педагогами общего и дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что проявление различных свойств воображения влияет на воспитание и образование ребенка подросткового возраста. Этот факт предопределяется особенностями индивидуального подхода к развитию личности в системе образования. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими характеристиками и какой динамикой развития обладает процесс воображения у подростков.
Цель исследования: изучение особенностей развития процесса воображения в подростковом возрасте
Объект исследования: личность ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.
Предмет исследования: особенности проявления различных аспектов процесса воображения у ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.
Гипотеза: в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию воображения в подростковом возрасте не уделяется какое-либо значительное внимание. Исходя из этого, динамика проявления воображения у ребенка в течение подросткового периода меняется в сторону снижения показателей.
Задачи исследования:
1.Подобрать диагностический пакет методик для выявления особенностей развития воображения у подростков.
2.Провести комплексное исследование воображения у детей, выбранной нами возрастной группы.
3.Провести сравнительный анализ полученных результатов.
4. Установить социально-психологические условия развития воображения в подростковом возрасте.
Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.С. Кона, а также Л.М. Веккера, С.А. Рубенштейна, Л.Ю. Субботиной и др.


Глава I. Теоретические предпосылки исследования воображения современных подростков
1.1 . Проблемы исследования воображения в психологической науке

В науке проблема воображения рассматривается с различных сторон.
Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального.
Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения. Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерцания и мышления представляет собой творчество и реализуется в воображении. Последнее есть синтетическое единство сознательной и бессознательной деятельности [10].
В процессе деятельности воображение выполняет многообразные функции: оно является необходимым для получения нового знания; создавая предмет деятельности, служит основой содержательного многообразия видов творчества. Таким образом, И. Кант наделяет способность воображения предикатом творчества, который выражается в деятельности образного мышления [10].
Новое Время отдавало предпочтение творческой способности человека и было сосредоточено на воображении: «Стоит только захотеть – и мы извлечем из бытия кентавра, который галопом, пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга за неуловимыми тенями белых нимф.» Воображение создает и уничтожает объекты, составляет их из деталей и рассыпает на части. Гете присуждает пальму первенства «беспокойной и вечно юной дочери Юпитера – Фантазии». Лейбниц свел действительность к монаде, обладающей только одним свойством – способностью к репрезентации. Вся система Канта вертится вокруг оси, создаваемой предрасположенностью человека к воображению. Шопенгауэр поведал нам, что мир – это то, что мы представляем – фантасмагорический занавес, сотканный из образов, отброшенных на него из космических глубин. И молодой Ницше не мог объяснить мир иначе как игрой скучающего божества: «Мир – это сон и дым в глазах вечно неудовлетворенного» [17, c.70]...................


Заключение

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет.
В процессе нашего экспериментального исследования, для определения уровня развития воображения у подростков младшей (10-11 лет) и старшей (12-14 лет) возрастной группы нами был использован целый ряд диагностических методик:
1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, подростковый вариант).
2. Методика исследования творческого воображения «Необычное использование».
3. Методика Э. Торренса «Завершение картинок» (Адаптация А.Н. Воронина).
4. Проективная методика исследования личности Г. Роршаха.
Выборочную совокупность составили 128 человек.
Результаты проведенного эксперимента показали, что в целом у подростков уровень развития воображения не высок. В среднем по всем четырем методикам более 30% детей имеют низкие, и только около 10-12% высокие показатели.
При этом следует отметить, что воображение младших подростков развито несколько лучше, чем у детей старшей возрастной группы. Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что динамика проявления воображения у ребенка в течение подросткового периода меняется в сторону снижения показателей. Этот факт, на наш взгляд определяется низким уровнем организации психолого-педагогического процессе в школьном образовании именно в области развития воображения детей подросткового возраста. Если в начальной школе развитию различных форм воображения уделяется достаточно большое внимание, то в средних классах основной упор делается на усвоении определенного учебного материала.
Эти данные были подтверждены и в ходе корреляционного анализа. В младшей подростковой группе корреляция между отдельными параметрами воображения развита сильно, а в старшей, наоборот, имеет слабую форму проявления.
Условия развития воображения в подростковом возрасте имеют как внутренний психологический характер (формирование мировоззрения, самосознания; развитие творческих способностей), так и социальную обусловленность (получение различной познавательной информации из средств массовой информации и ближайшего окружения (группы сверстников, школы и т.д.)).
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная, литературная, игровая и другие формы деятельности могут быть успешно использованы в развитии творческого воображения у подростков.


Литература

1. Бершадская Н.Р. Литературное творчество ребят. - М., 1997.
2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.,2001.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - Москва-Воронеж. 1996. – 388с.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – СПб., 2004.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
7. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. – М., 1994.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство Феникс,1997.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Горбенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2001.
10. Кант И. Сочинения: В 6 т. – М.: Мысль, 1966. Т.5. – 564с. – М.: Просвещение, 1991. – 189с.
11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1997.
12. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: МГУ, 1979. – 144с.
13. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1999.
14. Левин С.А. Воспитание творчества. – М., 2005.
15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.
16. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990.
17. Ортега-и-Гассет, Хосе. Две великие метафоры//Теория метафоры. - М., 1990. С.68-81.
18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом Бахрах – М, 2000 – 672с.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.
21. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 160 с.
22. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.
23. Розетт И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1997.
24. Серия «Работа с детьми» Программа для детей и подростков «Театр». – М., 2000.
25. Сонин В.А. Психологический практикум: задача, этюды, решения. – Изд. 20-е, перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 168 с.
26. Страхов И.В. Психология воображения. - Саратов, 1971. – 77с.
27. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
28. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
29. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ: «Флинта», 1999.
30. Фопель К. Психологические игры и упражнения: практическое пособие /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1999.
31. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.
32. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. - Киев, СТИЛОС, 1997. – 236с.
33. Шрагина Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс. - Киев, 1999. – 180с.
34. Шрагина Л.И. Логика воображения. – М.: Народное образование, 2001. – 190с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.