На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Эмпирическое исследование динамики Я-концепции современных подростков

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Эмпирическое исследование динамики Я-концепции современных подростков


Содержание

Введение 3
1. Программа и методики эмпирического исследования динамики
концепции современных подростков 6
2. Анализ результатов эмпирического исследования динамики
Я - концепции современных подростков 12
3. Пути развития позитивной Я - концепции современных подростков 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложения 41


Введение

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознание и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Эти качества личности, формируясь в подростковом возрасте, становятся постоянными и определяющими всю жизнь человека в дальнейшем. Данная характеристика пубертатного периода и объясняет социальную значимость данного эмпирического исследования.
Проблема формирования и развития Я – концепции у детей в подростковом возрасте была широко отражена в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.С. Кона, Г. Крайга, В.С. Мухиной, Ф. Райса, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и многих других). Анализ работ этих и многих других авторов показывает, что вопросу динамике развития и гендерным (половым) особенностям формирования Я – концепции современных подростков рассматриваются не достаточно, что и объясняет научную актуальность исследования данной проблемы.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты эмпирического исследования, а также анализ путей формирования позитивной Я – концепции в подростковом возрасте поможет психологам, социальным работникам, педагогам среднего и дополнительного образования в практической работе с детьми данной возрастной группы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что формирование и развитие Я – концепции современных подростков имеет определенную динамику развития и проявления в группах мальчиков и девочек. Этот факт предопределяется особенностями физиологического, психологического, социального и духовного развития ребенка в пубертатный период. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими именно особенностями характеризуется динамика формирования Я – концепции в разных возрастных и гендерных группах.
Цель исследования: эмпирическое изучение Я – концепции современных подростков.
Объект исследования: Я – концепция как элемент структуры личности современных подростков в возрасте от 10 до 15 лет.
Предмет исследования: динамика развития Я – концепции детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Гипотезы исследования:
1. В течение всего периода развития детей в подростковом возрасте (от 10 до 15 лет) у них можно наблюдать динамику изменений общих тенденций в когнитивно-эмоционально-поведенческих компонентах развития Я-концепции.
2. Проблемы становления гендерной идентичности влияют на формирование Я-концепции современных подростков.
Задачи исследования:
1.Подобрать диагностический пакет методик для исследования динамики Я - концепции современных подростков.
2.Провести комплексное исследование развития Я – концепции и самосознания в подростковом возрасте.
3.Провести сравнительный анализ полученных результатов.
4.Рассмотреть основные пути развития позитивной Я – концепции современных подростков.
Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.В. Ермолаевой, И.С. Кона, С.А. Рубенштейна, Д.И. Фельдштейна и др.


1. Программа и методики эмпирического исследования динамики концепции современных подростков

Самосознание подростка – это новый и очень существенный уровень его формирования. Для данного уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психологическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания – самопознания, самонаблюдения, самоотношения, саморегулирования поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется: возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности – потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи и осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать...........


Заключение

Тема данной работы была посвящена актуальной и в настоящее время еще не достаточно изученной проблеме эмпирического исследования динамики Я – концепции современных подростков.
Проведенное нами тестирование трех групп школьников в возрасте 10-11, 12-13 и 14-15 лет позволило нам в целом подтвердить две части нашей гипотезы о том, что:
1. В течение всего периода развития детей в подростковом возрасте (от 10 до 15 лет) у них можно наблюдать динамику изменений общих тенденций в когнитивно-эмоционально-поведенческих компонентах развития Я-концепции. Нами было выявлено, что дети младшего подросткового возраста, по сравнению с детьми старшей возрастной подростковой группы, имеют более выраженный агрессивный характер, у них чаще можно выявить неадекватный уровень развития самооценки, самоуважения и аутосимпатии, не высокий уровень притязания и т.д. Эти изменения в развитии личности ребенка-подростка связаны с психофизиологическими, социальными, духовными особенностями его взросления в пубертатный период
2. Проблемы становления гендерной идентичности влияют на формирование Я-концепции современных подростков. В младшем подростковом возрасте различные стороны самосознания развиты еще слабо. Это выражается в низких показателях по уровню самоотношения, самоинтереса, самооценки школьников, уровня их притязаний. Мальчики в этот период проявляют качества агрессивности, враждебности, замкнутости, конформности, авторитарности, а девочки – упорства, настойчивости, эгоистичности, ориентации на себя, требовательности, строгости в оценке других, подчиняемости, гиперответственности, заниженном уровне оценке себя.
Результаты опроса детей более старшей группы показали, что с возрастом уровень развития всех вышеперечисленных качеств изменяется, становиться более положительно окрашенным. Дети в период с 12 до 15 лет переживают интенсивный скачок роста основных параметров Я – концепции. Их интерес к себе возрастает, увеличиваются показатели по шкалам аутосимпатии и самоуважения, самооценка и уровень притязаний приобретает адекватные оценки. В этом возрасте отличия между мальчиками и девочками нивелируются, их ответы и набранные оценки становятся практически идентичными (особенно в старшей возрастной группе). В то же время необходимо отметить, что в целом для мальчиков подростков более характерными являются черты авторитарности, завышенной самооценки и уровня притязаний, властности, сочетающейся склонностью к сотрудничеству. У девочек чуть более выраженными являются следующие характеристики: гиперответственность, активность по отношении к окружающим, упорство, настойчивость, сочетаемая с заниженным уровнем самооценки и притязаний.
Корреляционный анализ позволяет сделать нам два основных выводы:
1. В подростковом возрасте очень часто можно наблюдать проявления у подростков агрессивных, авторитарных, эгоистичных черт, которые служат как для мальчиков, так и для девочек способ скрыть свои неуверенность в себе, отчужденность, конформность, гиперответственность.
2. Интенсивное развитие отдельных характеристик самоотношения и самооценки человека происходит в период 14-15 лет. В этом возрасте у подростков интенсивно складывается самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия, которые оказывают влияние на формирование адекватного уровня притязаний и самооценки.
Полученные результаты позволяют нам также говорить о том, что для того, чтобы развитие Я – концепции протекало в данный период как можно эффективнее и безболезненнее, необходимо создание и проведение специальных тренинговых программ. Основными задачами групповой работы психолога в этом направлении становятся формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности подростков, формирование интереса к свое личности, и к личности других людей, формирование умений определять и нести ответственность за себя и свои действия.
В заключение следует отметить, что вопрос исследования динамики изменения Я – концепции современных подростков требует дальнейшего изучения и разработки.


Список использованной литературы

1. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности //Вопросы психологии, 1996 №1.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте есть. - М., 1998.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.
5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
6. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. – М., 1994.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство Феникс,1997.
8. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1998.
9. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. - СПб., 2004.
10. Липкина А. Н., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 2001.
11. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.
12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
13. Психология. Тесты/ Под ред. Л.Д. Столяренко. – М., 2006.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом Бахрах – М, 2000 – 672с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.
16. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 160 с.
17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.
18. Серия «Работа с детьми» Программа для детей и подростков «Театр». – М., 2000.
19. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №3. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Вызов». М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2000.
20. Сонин В.А. Психологический практикум: задача, этюды, решения. – Изд. 20-е, перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 168 с.
21. Спиркин А. Т. Происхождение сознания. - М., 2000.
22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
23. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
24. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ: «Флинта», 1999.
25. Фопель К. Психологические игры и упражнения: практическое пособие /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1999.
26. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.
27. Чудновский В. С., Крженовский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отменяющим поведением. - Ст., 1993
28. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.