Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций
1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная
ситуации 5
1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 10
1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 16
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных оценок
трудных жизненных ситуаций
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
особенностей когнитивных оценок трудной жизненной ситуации 30
2.3. Особенности оказания психологической помощи людям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации 42
Заключение 50
Литература 52
Приложения 55


Введение

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Понятие «трудные жизненные ситуации», фактора и специфика работы с людьми в этих ситуациях в настоящее время достаточно широко рассматривается как отечественными (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Л.Г. Дикая, С.К. Нартова-Бочавер и др.), так и зарубежными (Л. Девидсон, Р. Лазарус, С. Фолкмен, Х. Хекхаузен) психологами. Однако, несмотря на широкое использование этого понятия в научной литературе и обыденной жизни, мы можем констатировать, что существующих теоретических и практических работ в этой области явно не достаточно, что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость исследования реализуется в плане рассмотрения стратегий совладающего поведения, как работы с людьми в условиях трудных жизненных ситуаций, а также анализе условий работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Цель работы – исследование особенностей когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций личностью в зрелом возрасте.
Объект исследования – трудные жизненные ситуации как предмет психологического исследования.
Предмет исследования – когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму проявления и выраженности в зависимости от возраста человека. Так для молодых людей трудные жизненные ситуации оказываются менее стрессовыми, чем для людей старшего возраста.
Задачи исследования:
1. Определить специфику понятия «трудная жизненная ситуация».
2. Рассмотреть стратегию когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения.
3. Изучить особенности когнитивной оценки трудной жизненной ситуации в зависимости т возраста зрелого человека.
4. Дать характеристику основным путям работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В эксперименте приняли участие 20 человек испытуемых (возраст 30-45 лет). Выбранные нами испытуемые находятся в состоянии длительного поиска постоянной работы (более 1 года) и стоят на бирже труда. Данная группа была разделена нами на 2 подгруппы. В первую вошли 10 респондентов в возрасте 30-35 лет, а во вторую 10 испытуемых в возрасте 40-45 лет.

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций
1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуация

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом [1].
Данное определение имеет скорее социальную, педагогическую, и в какой-то степени психологическую трактовку. Однако здесь не учитывается важная характеристика, которую мы и рассмотрим ниже. Для начала выясним структуру самого понятия «ситуация». ............


Заключение

Итак, подводя итоги теоретическому и практическому исследованию проблемы когнитивной оценки трудной жизненной, ситуации мы можем сделать следующие выводы.
Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с одной стороны вызывает у него сильные негативные эмоции в контексте переживания ее непреодолимости, а с другой стороны – мешает эффективному протеканию процесса социализации и реализации себя в обществе, нарушает уже созданные социальные связи.
Когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций предполагает определенную активность личности, которая заключается в процессе распознавания особенностей ситуации, выявлении негативных и позитивных ее сторон, определении смысла и значения происходящего. Когнитивная оценка – это уровень личной включенности человека в решении собственных жизненных проблем, который выражается в поиске внутренних резервов совладания с проблемой.
Внутренние резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Структуру совладающего поведения составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный.
4. Поиск конструктивных способов выхода из трудной жизненной ситуации основан на использовании таких внутреичностных позиций человека как: локус контроля, тип темперамента, особенности самосознания, ценностно-мотивационной сферы, характера и других компонентов.
Исходя из этого практика исследования и коррекция когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций должна основываться на глубоком изучении индивидуальности человека, его специфических, свойственных только ему ресурсов.
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы можем говорить, что уровень когнитивной оценки трудной жизненной ситуации меняется в зависимости от возраста человека. Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму проявления и выраженности в зависимости от возраста человека. Так для молодых людей трудные жизненные ситуации оказываются менее стрессовыми, чем для людей старшего возраста.
Результаты тестирования выявили, что у испытуемых в возрасте 40-45 лет в ситуации длительно поиска работы, наблюдается повышенная выраженность тревожности, депрессии, враждебности, агрессивности, растерянности, отсутствия социально адаптированного поведения. В группе опрошенных, где возраст испытуемых был 30-35 лет, эти качества выражены слабее, ситуация социальной не обустроенности оценивается ими не так категорично.
Психологическая работа с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации должна строиться на основе коррекции двух базовых эмоциональных состояний: тревожности и депрессии. Только проработка этих качеств и характеристик личности может позволить человеку выйти из кризиса.
В заключение следует отметить, что проблема когнитивной оценки трудных жизненных ситуаций требует дальнейшего изучения, как в теории, так и на практике.



Литература

1. Александрова А.Л. Особенности использования нарративной терапии в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодёжи: Материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г.): В 2-х т. Т.1. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. 223 С..34-35.
2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы// Психологический журнал.- Т.15. -1994.- №3.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.
4. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
5. Битюцкая Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов // Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. – 10. - С. 20 – 22.
6. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4 С.64-74.
7. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.
8. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
10. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2005.
11. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
13. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — СПб., 2002.
14. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.
15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.
16. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.
17. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
18. Леонтьев А. Н. Психология образа // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2.
19. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 1998, №12.
20. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - СПб., 1992.
21. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1.
22. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1997.
23. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
24. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30
25. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 354-363.
26. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. – 352 с.
27. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности. – М.: Yachoo, 2002.
28. Тихомиров О.К.. Психология мышления. Учебное пособие. М., 1984.
29. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / Вопросы психологии. – 1987. - №1.
30. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. — 1986. — № 1.
31. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.
32. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.