На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Сущность монополии и ее виды

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 2
Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности 4
1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты 4
1.2 Виды монополии и факторы ее развития 6
1.3 Анализ особенностей естественных монополий 7
1.3.1 Сущность естественных монополий 7
1.3.2 Регулирование естественных монополий на примере США 8
1.3.3 Регулирование естественных монополий в России 15
Глава 2. Особенности монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления 19
2.1 Истоки монополизации российской экономики: последствия административно-командной системы хозяйствования 19
2.2 Особенности перехода к рыночной экономике 20
2.3 Преодоление монополизации и необходимость антимонопольного регулирования 26
Заключение 28
Литература 31



Введение
Конкуренция – это важнейшая составляющая современной рыночной экономики. Что представляет собой конкуренция? В общем виде она есть соперничество между многочисленными участниками рыночной экономики и рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации изготавливаемой продукции. Это касается и услуг как разновидности продуктов труда. Конкуренция предполагает сложное, порой противоречивое взаимодействие между многими физическими и юридическими лицами. Можно сказать, конкуренция — неотъемлемый атрибут всякого рынка. Кроме названных выше, различают внутриртраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Первая из них находит отражение в соперничестве между предпринимателями, занятыми производством или реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. По сути дела, идет борьба за то, чтобы склонить покупателя к приобретению товара именно данной фирмы. Решающую роль здесь играют цены, их снижение. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость снижения затрат на производство и реализацию предлагаемых на рынок товаров.
Чтобы достичь этого, нужно совершенствовать технику и технологию производства, улучшать его организацию и повышать квалификацию работников. Стимулом также является рациональное и экономное использование всех ресурсов. Необходимо искать дешевое сырье и материалы, внедрять в производство энергосберегающие технологии. На высоком уровне качества должна выпускаться и сама продукция. Так что внутриотраслевая конкуренция способствует реализации очень важных средств и рычагов, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий и фирм.
Однако, всегда существуют факторы, которые препятствуют эффективному развитию конкурентной среды в экономике. Прямым антиподом конкуренции является монополия. Именно монополизация экономики во многом тормозит нормальное развитие рыночных отношений.
В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. Крайне высокой была монополизация экономики. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. Таким образом, исследование монополии является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ сущности монополии, ее видов и влияния на развитие рыночной экономики. Естественно, будет уделено проблеме развития конкуренции и значению антимонопольного регулирования.

Доя достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть понятие и сущность монополии и ее характерные черты;
- Охарактеризовать основные виды монополии и факторы ее развития;
- Провести анализ особенностей естественных монополий;
- Выявить специфику монополизма в Российской экономике и проблемы его преодоления.



Глава 1. Понятие монополии и ее разновидности
1.1 Понятие и сущность монополии и ее характерные черты
Возникновение монополий обычно увязывается с развитием в экономике процессов концентрации и централизации производства. Эти процессы стали бурно развиваться во второй половине XIX в. и в начале XX в. Причиной тому явились рост капиталоемких от-раслей тяжелой промышленности, железнодорожного строительства, переход к использованию электрической энергии и др. Крупные предприятия, наращивая объемы производства, постепенно захватывают все большую долю рынка и отдельных товаров. Сле-дует при этом отметить, что концентрация и централизация были характерны для многих стран Европы, США и России.............
?
Заключение
Таким образом, из вышесказанного видно, что свободная конкуренция играет огромную роль в современной рыночной экономике и стимулирует ее развитие, а монополия является прямым антиподом конкуренции.
Конкурентная борьба фирм на рынке, несмотря на кажущуюся бессистемность, основана на определенной стратегии участников рынка в защите и отстаивании своих интересов. Понятие «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка. В течение длительного времени оно обозначало только независимое соперничество двух и более лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели — получении максимальной прибыли.
Необходимо отметить, что в развитых западных странах чистая конкуренция практически не встречается. Так же как и чистая монополия, совершенная конкуренция во многом является теоретической моделью редко воплощаемой на практике.
В свою очередь, работа была посвящена детальному анализу сущности монополии и ее основных видов. Монополиями обычно называют фирмы, производящие те или иные товары или услуги. Одной из их разновидностей являются монопсонии. Главное в их содержании — обеспечивать привилегии для покупателей.
Существуют различные виды монополий и одним из них являются естественные монополии, присутствие которых в зарубежной и российской экономике достаточно распространенно. В этой связи, в работе много было сказано в работе о естественной монополии, как особом ее виде. Можно сделать вывод о чрезвычайной важности регулирования деятельности естественных монополий для экономики любого государства. На примере США было показано, как осуществляется данное регулирование в странах с высокоразвитой экономикой, насколько оно важно для них и в чем заключается его эволюция в течении многих лет.
В России же, сама проблема естественных монополий и необходимости регулирования их деятельности относительно нова, что объясняется понятными причинами не столь давнего перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям. Однако эта «молодость» данной проблемы отнюдь не делает ее менее важной, а даже наоборот, требует усиленного решения с привлечением иностранного опыта.
Эта же проблема стоит и перед другими постсоциалистическими странами, одной из которых является рассмотренный мною Казахстан.
Таким образом, неоспорима приоритетность данной сферы государственного регулирования, которое дает возможность создавать нормальные условия для жизни всего населения страны.
В свою очередь, в российской экономике положение с развитием свободной конкуренции еще более сложное. В наследство от административно-командной системы наша страна получила высокую степень монополизации различных рынков. Несмотря на ряд реформ и создание законодательной базы регулирующей конкурентные отношения, данный механизм недостаточно развит в России, что и становится объектом антимонопольного регулирования.
В проводимой в России экономической реформе важная роль отводится формированию и развитию конкурентных отношений. Без конкуренции невозможно формирование полноценного рынка. Возрождение субъектов конкуренции, создание конкурентной среды, соответствующей рыночной инфраструктуры, совершенствование конкуренции между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики неотъемлемые условия для развития рыночных отношений.
Для России, вступившей на путь радикальных экономических преобразований и имеющей высокий уровень монополизации экономики, решение проблем демонополизации определяет темпы и масштабы дальнейшего социально-экономического развития. Монополизм, сковавший все звенья экономической системы, существенно сдерживает развитие рыночной конкуренции и тормозит преодоление наследия тоталитарного государства. Не случайно ни одна. Поэтому все программы выхода из кризиса не обходят вниманием российский монополизм и пути его ликвидации. Наше государство для построения эффективных рыночных отношений должно регулировать деятельность субъектов хозяйствования посредством продуманной антимонопольной и конкурентной политики.
В целом, антимонопольное регулирование занимает важное место в государственной политике любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно оно позволяет в необходимой степени стимулировать развитие конкуренции.
Ни одно современное развитое государство нельзя представить без антимонопольного регулирования, основанного на антимонопольном законодательстве. Зачастую, демонополизация экономики может привести ее к повсеместному оздоровлению, вывести страну из кризиса и стать стимулом к экономическому росту.
Одновременно, анализ законодательства США, ЕС и России об антиконкурентных соглашениях позволяет сделать вывод о том, что Россия встала на путь, проложенный ее предшественниками, приняла законодательные нормы, учитывающие их опыт и особенности своего политического и хозяйственного положения, имеет достаточный законодательный и практический материал для успешного исполнения Закона о конкуренции.
В целом, можно рассчитывать на значительные успех антимонопольного регулирования в России уже в ближайшем будущем, что является непременным условием для дальнейшего развития отечественной экономики и еще более глубокой интеграции в мировую экономику.



Литература

1. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление. — М.: Научная книга, 2003.
2. Быков В.А., Комаров Е.И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2005. - № 8.
8. Гелъвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3.
9. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. — М.: Янус-К, 2001.
10. Зволев П.Н., Быков В.А. Управление развитием предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 5.
11. История экономических учений. Хрестоматия. — М.: Финансы и статистика, 2005.
12. Классика экономической мысли. — М: Эксмо-Пресс, 2000.
13. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: БЕК, 2001.
14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт, 2001.
15. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.
16. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. — М.: Дашков и К°, 2003.
17. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995.
18. Минъко Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. — СПб.: Питер, 2004.
19. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. — СПб.: Экономическая школа, 1998.
20. Плущевский М.Б. О конкурентоспособности, конкурентосостоятельности и новом стратегическом подходе к самооценке конкурентоспособности продукции товаропроизводителями // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2004. — №6.
21. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
22. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Экономика, 1986.
23. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. — М., 1997.
24. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002.
25. Философова Т. Г. Управление конкурентоспособностью на мировых рынках. — М.: Научная книга, 2006.
26. Философова Т.Г. Особенности формирования конкурентоспособности нового товара на современных мировых рынках // Научные труды ДА МИД РФ «Мировая экономика в XXI век». — М., 2005.
27. Философова Т.Г. « The Management Conceptual Problems» // Науч ные труды AGH «Zarzadzanie Przedsiebiorstwem». — Krakow, 2005.
28. Хайман Д. Н., Современная микроэкономика: анализ и применение, М., 1992
29. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М. Экономика, 1996.
30. Шумпетер И. Теория экономического развития - М: Поогресс, 1982.
31. ЮдановА.Ю. Конкуренция товара и практика: Учеб -практ по собие. — М.: ГНОМ и Д, 2009.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.