Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Медицина. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Исследование возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования причин психосоматических
заболеваний у детей до 1 года
1.1. Характеристика и виды психосоматических заболеваний 6
1.2. Особенности психофизиологического развития ребенка до 1 года 17
1.3. Изучение психосоматических расстройств у детей до 1 года 28
Глава 2. Эмпирическое исследование возможных причин
психосоматических расстройств у детей до 1 года
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ клинических данных о наличии психосоматических расстройств у детей до 1 года 46
2.3. Исследование оценки матерями их семейных отношений 56
2.4. Исследование уровня тревожности матери 64
Заключение 67
Литература 71
Приложения 76


Введение

Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватному лечению и в значительной мере ухудшает прогноз, что и составляет социальную значимость данной работы.
До недавнего времени проблема психосоматических расстройств в раннем детском возрасте психологами не обсуждалась, и не анализировалась, в той же мере, как для взрослых, хотя эти нарушения представляют собой значительную часть соматической патологии у детей. Данной проблемой занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Ф. Александер, Ю.Ф. Антропов, М. Бауэр, К.Ш. Врехман, Д.Н. Исаев, К.В. Сельченок, О.Г. Родцевич, Ю.С. Шевченко, Э.Г. Эйдемиллер и др. Анализ работ показывает, что в целом данный аспект проблемы детского развития интересует, прежде всего, специалистов в области медицины и педиатрии, а соответственно и причины возникновения психосоматических расстройств в основном описываются как медицинские или генетические. Однако как показывают работы целого ряда исследователей в области психоанализа и психотерапии [1,7,17,71], психологические факторы появления психосоматических заболеваний у детей до 1 года, играют важную роль, но работ (а тем более, эмпирических исследований) в этой области написано не много. Этот факт и составляет научную значимость данного исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что основная масса больных детей в возрасте до 1 года с подобными расстройствами наблюдаются в поликлиниках и стационарах общего профиля. Часто родители детей сообщают врачу только о тех симптомах, которые имеют существенное значение лишь, по их мнению, а психопатологическая симптоматика и возможные причины появления психосоматических расстройств остаются скрыты. Данная работа поможет выявить возможные медико-психологические причины возникновения расстройств у новорожденных и младенцев, что поможет специалистам в работе не только с ребенком, но и с его семьей.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время выявляется достаточное количество детей в возрасте до 1 года с различными формами психосоматических расстройств. Этот факт предопределяется целым рядом генетических (предрасположенность ребенка к различным видам заболеваний), медико-физиологических (например, патологии протекания беременности и родов) и психологических причин (отношения в системе «мать-дитя», условия воспитания и развития младенца в семье, желаемость ребенка и т.д.). В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показывает недостаточность исследования психологических причин психосоматических заболеваний у детей в возрасте до 1 года.
В связи с этим цель данной работы – исследование возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года.
Объект исследования – психосоматические расстройства ребенка в возрасте до 1 года.
Предмет исследования – психологические причины возникновения психосоматических расстройств у новорожденных и младенцев.
Гипотеза – основными причинами появления различных форм психосоматических расстройств у детей в возрасте до 1 года являются психологические факторы (взаимодействие ребенка и матери, удовлетворенность семейным положением, уровень конфликтности в семье, развития личностной и ситуативной тревожности).
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Проанализировать особенности развития детей до 1 года.
3. Провести психодиагностику возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года.
4. Провести анализ полученных результатов.
База исследования «Детская поликлиника» № 124 г. Москвы.
В исследовании приняли участие дети в возрасте до 1 года и их мамы. В экспериментальную группу было включено 80 младенцев и 80 матерей.
Основными методами исследования явились: индивидуальные медицинские карты детей, эксперимент, беседа, наблюдение, количественный и качественный анализ данных, теоретический анализ литературы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные характеристики и виды психосоматических расстройств, особенности развития ребенка в возрасте до 1 года, специфика проявления психосоматических расстройств у новорожденных и младенцев.
2. Во второй практической главе представлена практическая часть исследования возможных причин психосоматических заболеваний у детей в возрасте до 1 года.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года
1.1. Характеристика и виды психосоматических заболеваний

Психосоматические расстройства составляют значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.
Двумя основными группами психосоматических расстройств являются «большие» психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца (I20-I25), гипертоническую болезнь (I10), язвенную болезнь желудка (K25) и двенадцатиперстной кишки (K26), бронхиальную астму (F54) и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства — невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органные неврозы» (F45.3). [4]. Не все авторы склонны относить «органные неврозы» к собственно психосоматической патологии. В. Франкл полагал, что соматическим заболеваниям, вызванным психическими причинами, следует противопоставлять психогенные заболевания (неврозы (F40-F48)) как психически обусловленные [24].
Поставив во главу угла своей концепции идею «холизма», целостности организма и психики при рассмотрении различных заболеваний и акцентируя внимание на роли в них личности, психосоматическая медицина привлекла в свои ряды многочисленных сторонников. Ее успеху в значительной степени способствовало то, что в научной и особенно практической медицине она воспринималась как закономерная и вполне адекватная реакция на технизацию современной медицины, чреватую опасностью «потери больного». К настоящему времени психосоматическая медицина представлена сотнями монографий и тысячами других публикаций, в том числе в многочисленных периодических изданиях.............


Заключение

Данная работа была посвящена исследованию очень интересной и актуальной проблеме исследования возможных причин психосоматических расстройств у детей в возрасте до 1 года.
Проведенное нами теоретическое и практическое (эмпирическое) исследования позволяют сделать следующие выводы:
Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах. Психосоматические расстройства свойственны всем людям и особенно болезненно переживаются детьми на ранних стадиях онтогенеза (в период новорожденности и младенчества).
Новорожденный возраст (0-2 месяца жизни ребенка) характеризуется отсутствием каких-либо психических форм и проявлением врожденных, инстинктивных поведенческих актов. Появление в конце этого периода комплекса оживления и социальной улыбки символизируют начало нового этапа развития детей. В научной литературе этот этап получил название – младенчество (2-12 месяцев).
В первый этап развития в этот период (до 5 месяцев) происходит интенсивное развитие сенсорных (зрительное, слуховое, тактильное восприятие) и голосовых систем (появляются первые голосовые реакции: гуление, гуканье, лепет). Во второй период (с 5 месяца) у ребенка формируется акт хватания, появляется возможность манипулировать игрушками и предметами, он активно начинает перемещаться в пространстве (при помощи ползания, ходьбы, стояния) овладевая умениями своего тела и продолжая познавать окружающий его мир, в этот период идет закладка психомоторного развития человека.
Однако самым главным новообразованием младенчества является появление у ребенка социальных контактов со взрослыми, прежде всего, матерью, которая не только кормит его, но и поддерживает с ним эмоциональный контакт, общается с младенцем посредством игрушек и игры.
В период развития до 1 года, как показал анализ научной литературы, психосоматические расстройства в младенческом возрасте проявляются в виде таких нарушений, как: колики третьего месяца, метеоризм, аэрофагия, срыгивания, жвачка (мерицизм), анорексия грудного возраста, извращение аппетита (симптом Пика), недостаточная прибавка массы тела, тучность, остановка развития, функциональный мегаколон, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушения сна, запор (кон-стипация), энкопрез, внезапная смерть младенца.
В эмпирической части исследования нами было изучено влияние причин возникновения психосоматических расстройств у младенцев.
В исследовании приняли участие дети в возрасте до 1 года и их мамы. В экспериментальную группу было включено 80 младенцев и, соответственно, 80 матерей.
Основными методами исследования явились: индивидуальные медицинские карты, беседа, наблюдение, психодиагностические методики и тесты, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
На первом этапе исследования нами была выделена группа детей в количестве 23 человек (33%), у которых были выявлены какие-либо формы психосоматических расстройств.
В ходе опроса педиатров и анализа медицинских карт, мы выявили, что основными причинами психосоматических расстройств в младенческом возрасте являются генетические (алкогольная зависимость отцов и эпилепсия у мамы) – 3 человека (13,1%), медицинские (нарушение процесса беременности и трудности во время родов) – 5 человек (21,7%) и психологические факторы (16 младенцев – 69,6%). Как мы видим, психологические причины имеют достаточно большую степень выраженности. При этом педиатрами основным психологическим фактором назывались отношения, имеющие конфликтный характер внутри семьи.
На третьем этапе нами были опрошены матери детей с нарушением, с использованием следующих психодиагностических методик и тестов:
1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
2. Тест-опросник «Удовлетворенность браком»
3. Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
4. «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
Результаты тестирования подтвердили нашу гипотезу о том, что основными причинами появления различных форм психосоматических расстройств у детей в возрасте до 1 года являются психологические факторы (взаимодействие ребенка и матери, удовлетворенность семейным положением, уровень конфликтности в семье, развития личностной и ситуативной тревожности).
Действительно, в семьях, где были выявлены дети с психосоматическими отклонениями, был выявлен более высокий уровень конфликтности (9 человек – 39,1%), неудовлетворенности браком (7 – 30,4%) и высокий уровень проявления личностной тревожности (9 – 39,1%). Все эти факторы негативно сказываются на общем эмоциональном состоянии матери, и негативно влияют на ребенка.
В некоторых семьях отмечается нарушенность связей в системе «мать-дитя» (по шкалам отвержения (4 матери – 17,4%) и симбиоза (5 – 21,7%)). Как показал сравнительный анализ тестирования и беседы с мамами, у 4 человек (17,4%) реакция отвержения и симбиоза, прежде всего, связана с первоначальным «нежеланием» рождения ребенка.
Итак, психологические факторы оказывают существенное влияние на возникновение психосоматических расстройств у младенцев, а, значит, для эффективного лечения необходимо не только оказывать психологическую помощь ребенку, но и его семье, особенно маме, как на этапе беременности и родов, так и в период первого года жизни ребенка.


Литература


1. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. — СПб, 1998.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.
3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.
4. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 1998.
5. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у детей и подростков. - М.: Издательство Института психотерапии, 1999.
6. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Издательство «Речь»,2002.
7. Асимон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Изд-во «Речь»,2002.
8. Бауэр М. Психологическое развитие младенца.– М., 1979.
9. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
10. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.
11. Божович Л.И. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. – М.:ИПП, 1996.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
13. Бойтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,1999.
14. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.
15. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.
16. Вейн A.M. Психосоматические отношения//3аболевания вегетативной системы//Под ред. A.M. Вейна. - М.: Медицина, 1991.
17. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998.
18. Bpexман К.Ш., Брехман Г.И. Психосоматические заболевания детей от желанной и нежеланной беременности. - Иваново, 1998.
19. Выготский Л. С. Младенческий возраст// Собр.соч.: в 6-ти т. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – С. 269-317.
20. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. — М., 1998.
21. Губачев Ю.М., Ситабровский Е.М., Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.: «Медицина», 1981.
22. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. – М.,2003.
23. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
24. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.
25. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999.
26. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
27. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
28. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. В кн.: М. М. Кабанова и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983, с. 231-254.
29. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.
30. Карвасарский Б.Д. и др. Клиническая психология. – М., 2004.
31. Корсакова К. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М., 1988.
32. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
33. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996.
34. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.
35. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
36. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация детей в раннем возрасте. – Прага, 1984.
37. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
38. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
39. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб, 2000.
40. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.
41. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.
42. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: МПА, 1996.
43. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. / Вопр. психол. – 1994 – №6.
44. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
45. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.
46. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. - М.,1997.
47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996.
48. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Под ред.Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.
49. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.
50. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /сост. К.В. Сельченок.- Мн., 1999.
51. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой. — М., 1992.
52. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб, 2000.
53. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
54. Родцевич О. Г., Гулякевич А.Ф. Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике (алгоритмы диагностики и лечения). – Мн., 2006.
55. Ротенберг В. До и после рождения. – М., 1999.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
57. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПБ, 1998.
58. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. — СПб, 1986.
59. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.
60. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
61. Соколова Е. Т. , Николаева В. В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995.
62. Соловьева С. Л. Психологическая коррекция агрессивных тенденций больных гипертонической болезнью. Пособие для врачей. — СПб, 2001.
63. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.
64. Стерн Д. Дневник младенца. Что видит, чувствует переживает ваш малыш. – М.: Генезис, 2001.
65. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: «Медицина», 1986.
66. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
67. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., 1987.
68. Худик В. А. Детская патопсихология. — Киев, 1997.
69. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2000.
70. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб, 1998.
71. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.
72. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.