На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Работа воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Работа воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы работа
воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в
специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида
1.1. Особенности развития детей с умственной отсталостью 6
1.2. Характеристика эмоционально-личностной сферы детей
с умственной отсталостью 15
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы работы воспитателя по
развитию эмоционально-личностной сферы в специальных
коррекционных учреждениях VIII-го вида
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Программа формирующего эксперимента 38
2.3. Анализ результатов контрольного исследования 41
Заключение 50
Литература 53
Приложения 56


Введение

Гармоничное развитие эмоционально-волевой сферы является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка.
Одной из основных задач коррекционно-образовательных учреждений VIII вида является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, общения и умения налаживать отношения с окружающими.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на эмоциональное развитие, формирование межличностных отношений и общения, приводят к существенным изменениям в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Специфика нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида обусловлена нарушениями корковой нейродинамики, трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи.
Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Х.С. Замский, В.И. Лубовский, А.Р. Малер, С.Я. Рубинштейн, Г.В. Цикото и др.) так или иначе затрагивает проблему эмоционально-волевой и личностной сферы лиц с интеллектуальной недостаточностью, в специальной литературе проблема психокорекционной работы по устранению имеющихся недостатков остается недостаточно исследованной областью.
Таким образом, актуальность изучения особенностей аффективной сферы умственно отсталых школьников заключается в недостаточной изученности данной проблемы в специальной литературе при необходимости учета знаний особенностей эмоционального развития ребенка в коррекционно-развивающей работе.
Цель исследования – изучение проблемы работы воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида.
Предмет исследования – работа воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы детей, обучающихся в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.
Гипотеза исследования: у умственно отсталых детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида развитие эмоционально-личностной сферы возможно только при помощи специально разработанной коррекционной программы, включающей комплексные занятия и упражнения по развитию ребенка с нарушениями интеллекта.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать условия работы воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.
2. Эмпирически изучить проблему работы воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.
3. Разработать и апробировать программу коррекции эмоционально-волевой сферы детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида.
Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участи дети среднего школьного возраста с той или иной степенью выраженности умственной отсталостью в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек). Также нами были опрошены школьники без патологии в развитии в количестве 20 школьников (по 10 мальчиков и девочек). Возраст опрашиваемых нами детей 13-14 лет.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы работа воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях 8-го вида
1.1. Особенности развития детей с умственной отсталостью

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. [19].
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения [25].................


Заключение

Итак, подводя итоги теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы работы воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида, мы можем сделать ряд общих выводов.
Умственная отсталость – это нарушения интеллектуального развития, происходящие в результате органических поражений головного мозга. Умственная отсталость характеризуется нарушениями нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Наряду с общими нарушениями познавательной сферы у детей с умственной отсталостью наблюдаются и нарушения эмоционально-личностной сферы. Как показывает анализ специальной научной литературы, особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей отличаются несформированностью и примитивностью развития мотивационно-потребностной сферы, отсутствием осмысленной целенаправленной деятельности, затруднениями во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми. Проявления эмоциональных переживаний детей с нарушениями интеллекта отличаются непостоянством и быстрой сменой настроения, проявлением дисфории, эйфории, апатии. Наиболее сложными в плане коррекции являются проявления у этих детей повышенного чувства агрессивности, раздражительности, неадекватности в поведении и тревожности.
В связи с этим в эмпирической части данной работы нами, для диагностики эмоционально-личностной сферы умственно отсталых детей, были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
2. Методика «Диагностика уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.
3. Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН).
Результаты констатирующего эксперимента помогли выявить нам, что у умственно отсталых школьников в возрасте 13-14 лет уровень проявления враждебности, агрессивности, ситуативной и личностной тревожности выше, а показатели активности, самочувствия и настроения ниже, чем в группе их сверстников с нормальным развитием.
Так по шкале враждебности 7 (35%) испытуемых с нарушениями интеллекта получили высокое количество баллов, по шкале агрессивности таких детей оказалось 6 (30%), по параметрам ситуативной и личностной тревожности высокие баллы соответственно получили 10 (505) и 12 (60%) школьников. Сниженный уровень проявления самочувствия, настроения и активности оказался примерно выражен у 7-8 испытуемых (35-40%).
По результатам первичного тестирования нами была проведена программа формирующего эксперимента. Цель программы — развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.
Повторное тестирование в целом подтвердило нашу гипотезу о том, что у умственно отсталых детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида развитие эмоционально-личностной сферы возможно только при помощи специально разработанной коррекционной программы, включающей комплексные занятия и упражнения по развитию ребенка с нарушениями интеллекта.
Как показали результаты контрольного эксперимента высокий уровень враждебности и агрессивности остался выражен лишь у 3 испытуемых (15%). Также до 20% (4 учащихся) и 35% (7 школьников) снизился уровень проявления ситуативной и личностной тревожности.
Низкие результаты по шкалам методики САН оказались выявлены у: по шкалам самочувствия и настроения – 4 человек (20%), а по шкале активности – у 5 (25%).
Таким образом, результаты нашего исследования показали важность и эффективность коррекции эмоционально-личностной сферы у умственно отсталых учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.


Литература

1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск, 1999.
2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. - М., 2002.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М.: Учпедгиз, 2005. - 390с.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1994.
6. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. — 1988. — № 1.
7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2005. С. 5-18.
8. Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 2003.
9. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. - М., 2005.
10. Компенсирующее обучение в России: Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. — М., 1997.
11. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная Деятельность и ее детерминанты при ЗПР//Дефектология. — 1989. — № 1.
12. Кучма В. Р., Платонова Л. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. — М., 1997.
13. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. - М., 1999. - 225с.
14. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 2004.
15. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1998.
16. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1994. - №3.
17. Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. - М., 2000.
18. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
19. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
20. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
21. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1999.
22. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.
23. Переслени Л. И., Слободяник Н.П. Опыт использования теста Г. Витцлака при обследовании детей, поступающих в школу // Детский практический психолог. — 1996. — № 1, 2.
24. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
25. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1999. - 231с.
26. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 188с.
27. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева и А. Р. Лурия. — М., 2003.
28. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 2003.
29. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.
30. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 2005.
31. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1996.
32. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
33. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей - имбецилов // Дефектология. - 1999. - N1.
34. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995. - С.14.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.