На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Самооценка уровня интеллекта

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2006. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Курсовая работа
Студентки II курса
Социально-психологического факультета
********
Тема: «Самооценка уровня интеллекта»


Руководитель-консультант
Доктор психологических наук
Харламенкова Н. Е.


Москва – 2006

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения самоотношения и самооценки уровня интеллекта 6
1.1 Понятие и сущность самоотношения 6
1.2 Я-концепция и особенности самооценки 8
1.3 Сущность, природа и особенности развития интеллекта 13
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки уровня интеллекта 19
2.1 Программа исследования 19
2.2 Методы исследования 19
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения 37



Введение
Интеллект (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) – понятие достаточно сложное и имеет несколько значений. 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллекта как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). В начале прошлого - XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка интеллект как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка интеллект, восходящая к А. Бине: интеллект — это «то, что измеряют тесты».
Интеллект изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и прочее. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию интеллект и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял четыре типа форм взаимодействия субъект-среда: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперационалъным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом. Когнитивистский подход основан на понимании интеллект как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов.
Очевидно, что интеллект представляет особый интерес для психологического изучения. Многие ученые уделяли данному явлению отдельное значение. В то же время, интеллект может иметь, помимо объективной оценки, которая проводится на основе различных тестов, и субъективную оценку. Например, одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития). К тестам интеллекта нередко прибегают психологи и психиатры для анализа умственных способностей пациентов, педагоги – для оценки способности детей к обучению, организации – для отбора перспективных сотрудников. При правильном использовании тесты интеллекта дают достоверную диагностическую информацию об интеллектуальных способностях, которые иначе могли бы быть переоценены или недооценены.
В то же время, субъективной оценкой интеллекта является его самооценка каждым индивидом. Таким образом, самооценка уровня интеллекта является особой, отличной от других характеристик. В этой связи, самооценка представляет особый интерес для детального изучения. Целью данной работы станет детальное исследование особенностей самооценки уровня интеллекта.
Объектом исследования станет интеллект.
Предметом исследования самооценка индивидом своего уровня интеллекта.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть понятие и сущность самоотношения;
- Выявить специфику Я-концепции и самооценки;
- Определить сущность, природу и особенности развития интеллекта;
- Провести эмпирическое исследование самооценки уровня интеллекта.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что самооценка уровня интеллекта зависит от самоотношения.


Глава I. Теоретические основы изучения самоотношения и самооценки уровня интеллекта
1.1 Понятие и сущность самоотношения
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др...............

Заключение
Для людей всегда представлял огромный интерес вопрос, как же он думает. Когнитивная психология представляет механизм мышления, как ментальный процесс, осуществляемый при помощи ментальных репрезентаций. Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Развитие интеллекта является основой, стержнем психического развития. Эта концепция ключевая для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания.
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Все они подробно были рассмотрены в работе. Чтобы определить интеллект вообще следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их. Способность развивать подобные качества зависит и непосредственно от объективной самооценки индивидом уровня своего интеллекта и самоотношения человека.
Например, здесь важна рассмотренная в работе Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Я-концепция накладывает существенный отпечаток на все жизненные проявления человека.
Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства. Выступая устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойствами личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности.
В работе был проведен детальный анализ особенностей самоотношения и самооценки, а отдельно было проведено эмпирическое исследование самооценки уровня интеллекта.
В работе были использованы: методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р., методика самооценки интеллекта и метод ранговой корреляции Спирмена.
На основе эмпирического исследования был сделан вывод о том, что низкий уровень самоотношения крайне нехарактерен для испытуемых и в более-менее значительном объеме присутствует по шкалам: « самопривязанность» и «внутренняя конфликтность». Для «самообвинения» данный показатель высок и равен 74,2%. Одновременно, для таких шкал как «закрытость – открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие» характерны в различной степени высокие и средние показатели.
Из полученных данных в результате исследования по методике самооценки интеллекта видно, что в группе испытуемых преобладает высокая (45,2 %) и средняя (29 %) самооценка уровня интеллекта.
После подсчета по методу ранговой корреляции Спирмена подтвердилась наша гипотеза о том, что самооценка уровня интеллекта зависит от самоотношения, а именно следующим образом: увеличение уровня самоотношения по шкалам 1. закрытость – открытость, 2. самоуверенность, 3. саморуководство, 4. отраженное самоотношение, 5. самоценность, 6. самопринятие влечет за собой увеличение уровня самооценки интеллекта, а увеличение уровня самоотношения по шкалам 7. самопривязанность, 8. внутренняя конфликтность, 9. самообвинение, влечет за собой наоборот уменьшение уровня самооценки интеллекта.

Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Джеймс У. Психология. – М., 1991.
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000, стр. 386-387.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева - М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
6. Налчаджян А.А. Я-концепция. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: «Барахм». - С. 278-292.
7. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.
8. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. -32 с.
9. Плохинский Н.А. Биометрия. М.: МГУ, 1970.
10. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004.
11. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. С. 192
12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.
13. Столин В.В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983.-284 с.
14. Тертель А.Л. Психология. – М., 2006.
15. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. – СПб, 2005.
16. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.