На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР в рамках дисграфических расстройств

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР (в рамках дисграфических расстройств)


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых
процессов у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и
патологии 7
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 27
Глава 2. Экспериментальное изучение состояний неречевых процессов у дошкольников с ОНР
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
Глава 3. Рекомендации к составлению программы коррекции неречевых процессов у дошкольников с ОНР 56
Заключение 69
Литература 73
Приложения 78


Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности операции фонемного анализа, темпо-ритмические процессы, оптико-пространственная ориентация дошкольников с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции отдельных речевых особенностей недоразвития ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития операций фонемного анализа, темпо-ритмических процессов, оптико-пространственной ориентации, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – состояние неречевых процессов дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения и в развитии неречевых процессов.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень проявления неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 231. В экспериментальную группу были включены 20 человек (по 10 детей с нормальным развитием и диагнозом ОНР 2-й степени). Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя 2 группы диагностических проб для исследования: темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации. Каждая из 2 проб содержит 5 методик.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: особенности развития ребенка-дошкольника с диагнозом «общее недоразвитие речи», психофизиологическая и личностная характеристика детей дошкольного возраста с ОНР, условия и проблемы формирования устной и письменной речи у этой группы ребят.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации у детей с ОНР.
3. В третьей главе, нами были составлены рекомендации к коррекции неречевых нарушений дошкольников с ОНР.


Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и патологии

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [12].
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей [33]:
- первый - подготовительный - до одного года; ........


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения состояния неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.
Для большинства детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи - это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.
Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.
В научной литературе в зависимости от проявления и патогенеза различают такие формы ОНР как алалия, рилалия, дизартрия, незначительные формы отклонения речевого развития и т.д.
В экспериментальной части работы нами была исследована группа дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет без отклонений в речевом развитии и с ОНР 2-й степени.
Исследование проводилось нами по двум параметрам: уровень развития темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации. Для диагностики по каждому из факторов мы использовали по 5 тестовых заданий.
Исследование показало, что большая часть детей с нормальным развитием справилась с заданиями теста и набрала высокое и среднее количество баллов.
В этой группе испытуемых наиболее худшие результаты дети показали по методикам «Повтор предложений», «Копирование букв и слов», «Ориентировка в пространстве». По 5 детей (50%) по этим тестам показали высокий и средний результат.
Во второй группе испытуемых дошкольники с ОНР не смогли ни по одной методике показать высокий результат. Большая часть опрошенных не смогли выполнить задания даже с помощью подсказок экспериментатора.
Особенно четко нарушения в развитии изучаемых нами параметров было выявлено у дошкольников по методикам «Рассказ о себе» (8 детей – 80%), «Составление текста» (8 дошкольников – 80%), «Пересказ» (9 детей – 90%), «Мелкая моторика» (8 ребят – 80%), Копирование букв и слов» (8 дошкольников – 80%) и «Ориентировка в пространстве» (8 детей - 80%).
Итак, общие результаты по двум группам методик показывают значительные отклонения в развитии дошкольников с ОНР.
Таким образом, в целом первоначальная гипотеза о том, что у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения и в развитии неречевых процессов.
В результате теоретической и практической работы нами были составлены рекомендации к программе коррекции неречевых отклонений в развитии ребенка-дошкольника с ОНР. Суть данных рекомендаций заключается в том, что при коррекции различных отклонений у дошкольников с ОНР необходимо применение комплексного подхода, который бы позволил оказывать воздействия, как на речевые, так и на неречевые дисфункции.
Целью такой программы является – коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Программа может состоять из нескольких последовательных этапов и опираться на следующие принципы:
- как можно раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- закономерности онтогенеза в норме и патологии;
- развитие всех сторон речевых и неречевых нарушений в единстве: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, темпо-ритмической, оптико-пространственной и т.д.;
- связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития;
- соединение усилий персонала специальных дошкольных учреждений и родителей детей с ОНР;
- построение программы включает в себе несколько этапов, где простые задания будут постепенно заменяться более сложными.
В заключении следует добавить, что в дальнейшем тема нашего исследования, нами будет изучена более глубоко и полно, что позволит расширить сферу знаний в этой области, как в теории, так и на практике.


Литература

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 1994.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 1997.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М.,Гном-Пресс,1997.
5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.
6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.
8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 1987.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.1997.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1999.
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
14. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.
15. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2002.
16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 1997.
17. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
21. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
22. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
24. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
25. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.
26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство «Гиппократ», 1995. - 222 с.
27. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
28. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
29. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
32. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.
33. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2005.
34. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб., 1992.
35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
36. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
37. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. - М.,1996.
38. Лурия А.Д. Язык и сознание. - М.,2004.
39. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
40. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. - М., 1998.
41. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание - М.: Просвещение, 2006.
42. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. - М., 1997.
43. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - СПб., 1997.
45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
46. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 2000.
47. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
48. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
49. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
50. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
51. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
52. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
53. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
54. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
55. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
56. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1991.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
58. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.
59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
61. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
64. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
65. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
66. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
67. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
68. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
69. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.
70. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.