На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 240. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие»


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования и развития
социально - перцептивного стиля личности руководителя.
1.1. Особенности взаимоотношений в системе «руководитель-подчинённый». 8
1.2. Формирование и развитие социально-перцептивного стиля как проблема организационной психологии. 23
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования и развития
социально-перцептивного стиля личности руководителя .
2.1. Организация и методы исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 65
Глава 3. Программа формирования и развития социально-
перцептивного стиля личности руководителя. 84
Заключение 106
Литература 112
Приложения 119


Введение

В конце прошлого столетия на Западе пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими знаниями. Современные условия развития бизнеса таковы, что руководитель должен обладать организаторскими навыками, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. Для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Неумение выстраивать отношения с подчиненными может привести к внутреннему кризису, а в последующем и к распаду организации, прекращению ее существованию. Все это предопределяет социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Синонимом социально-перцептивного стиля, является когнитивный стиль. В разных психологических источниках мы можем увидеть, как первое название стиля личности, так и второе. В настоящей дипломной работе я буду использовать первый вариант, а именно социально-перцептивный стиль личности.
Интерес к проблеме изучения социально-перцептивных паттернов личности руководителя сформировался в зарубежной и отечественной науке достаточно давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой данного вопроса занимались как зарубежные (М. Альберт, Э. Джоунс, Д. Майерс, Х. Мескон, Г.А. Саймон, Ш. Фейр, В. Харрис и др.), так и отечественные (Г.Х. Бакирова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.Н. Ершова, Е.А. Климов, И.Н. Семенов, Е.А. Суслова, Н.В. Тельных, И.П. Чередниченко и многие другие) ученые.
В настоящее время наиболее пристальное внимание отводится анализу и выделению социально-перцептивных признаков личности успешных руководителей. В зарубежных и отечественных исследованиях специалистами в области психологии менеджмента выделены признаки социально-перцептивной личности менеджера. Однако в связи с тем, что изучение данной проблематики в нашей стране только развивается, в изученной нами литературе не уделяется достаточного внимания способам формирования и развития навыков межличностного восприятия у менеджеров организаций. Этот факт объясняет научную значимость данной работы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется, что успешность деятельности любой компании зависит от уровня развития социально-перцептивных умений и навыков руководителя. Этот факт предопределяется спецификой взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный». Уровень мотивации членов компании на работу, степень их заинтересованности в деятельности и успехе фирмы, доверительность и чувство комфорта во взаимоотношениях находятся в прямой зависимости от того, насколько менеджер умеет правильно выстраивать формальные и неформальные взаимоотношения в организации. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени параметры, характеризующие социально-перцептивный стиль личности руководителя оказывают влияние на процесс формирования и развития отношений внутри компании.
Объект исследования – Социально-перцептивный стиль личности в системе взаимоотношений «руководитель-подчинённый».
Предмет исследования - социально-перцептивные характеристики личности руководителя, влияющие на взаимоотношения в системе «руководитель и подчиненный».
Гипотеза исследования: в современном менеджменте у руководителей проявляются перцептивные и рефлексивные стили руководства. При этом для рефлексивного стиля характерны: низкий уровень понятийной дифференцированности, высокий уровень быстроты рефлексивности и полинезависимость. Для перцептивного стиля руководства оказывается более выраженный уровень рефлексии, который, не отличается высокой быстротой принятия мышления, высокий уровень детализации и склонность к ориентации на мнение окружающих (полизависимость), подтвердилась.
У менеджеров при неразвитых рефлексивных и перцептивных процессах имеется и низкий уровень когнитивных стилей управления, подтвердилась.
В связи с этим целью данной работы является - изучение условий формирования и развития социально-перцептивного стиля личности современного руководителя.
Задачами, которые вытекают из поставленной цели, являются:
1. Теоретически обосновать проблему влияния социально- перцептивных качеств личности руководителя на процесс формирования межличностных отношений в системе «руководитель-подчиненный».
2. Экспериментально изучить социально-перцептивные особенности личности руководителей.
3. Разработать, исходя из полученных результатов, тренинговую программу коррекции личностных социально-перцептивных паттернов личности руководителя.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Предлагаемая нами тренинговая программа, направленная на развитие и коррекцию социально-перцептивных характеристик личности руководителя, может быть использована менеджерами по персоналу, психологами, занимающимися организационным консультированием, а также тренерами, работающими с персоналом организации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование и развитие социально-перцептивных сторон личности руководителя представляет собой процесс, направленный на освоение умений в области интерпретации причин и мотивов поведения других людей; способности к идентификации, эмпатии и рефлексии, навыков восприятия сотрудников своей организации.
2. Программа формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя включает следующие структурные компоненты:
- цель – формирование и развитие социально-перцептивного стиля личности руководителя;
- содержание программы должно включать в себя ряд модулей, направленных на развитии умений: устанавливать и поддерживать контакт, убеждать и использовать аргументацию, снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником;
- средства психологического формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя включают в себя технологи социально-психологического тренинга (ролевые и деловые игры и упражнения) и направлены на развитие коммуникативных навыков менеджеров.
3. Целенаправленное воздействие на процесс формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя может оказывать эффективное воздействие на межличностные отношения, складывающиеся внутри организации на уровнях «руководитель-подчиненный» и «подчиненный-подчиненный».
Организация и этапы исследования.
Исследование было проведено в период с декабря 2006 по март 2007 гг. и содержит в себе несколько этапов реализации:
Первый этап - анализ литературы исследования, определение научной и методологической базы, выделение целей, задач, гипотезы, подбор методов и методик исследования.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой менеджеров и их подчиненных на выявление уровня развития социально-перцептивного стиля личности руководителя и факторов, влияющих на этот процесс. Выделение экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование тренинговой программы формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителей.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группах. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования и развития социально - перцептивного стиля личности руководителя.
1.1. Особенности взаимоотношений в системе «руководитель – подчиненный»

Вопросы об особенностях формирования и развития взаимоотношений в системе «руководитель-подчиненный» стали рассматриваться в научной литературе достаточно давно, еще с первых концепций, объясняющих теорию управления организации. На данный момент существует достаточное количество работ, в которых описывается взаимосвязь успешности деятельности организации от существующей системы взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Американские авторы Х. Мескон и М. Альберт пишут: «... искусство управления людьми стало одним из критических моментов в оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности работы руководства» [49, стр. 246].
Исследователи отмечают, что руководителю приходится чаще всего работать именно с людьми, а не с машинами. Если в недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог позволить себе немедленно уволить ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть расходов предприятия. ..........


Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще мало разработанной проблеме – формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя.
Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволяет сделать ряд выводов.
В начале исследования нами был выдвинут ряд положений на защиту.
В теоретической части работы нами было доказано первое положение о том, что формирование и развитие социально-перцептивных сторон личности руководителя представляет собой процесс, направленный на освоение умений в области интерпретации причин и мотивов поведения других людей; способности к идентификации, эмпатии и рефлексии, навыков восприятия сотрудников своей организации.
Анализ научных источников показал, что успешность развития любой организации зависит от двух основных факторов: достаточный уровень технических знаний руководителя и персонала организации и уровень развития формальных и неформальных отношений внутри компании. Наиболее существенное влияние на процесс развития межличностных отношений между руководством и сотрудниками компании зависит от сформированности социально-перцептивного стиля личности менеджера.
Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Процесс социальной перцепции может быть изучен через исследование таких параметров, как: уровень проявления сформированности умения человека интерпретировать причины и мотивы поведения других людей (каузальная атрибуция); способность к идентификации, эмпатии и рефлексии, а также степень выраженности эмоционального отношения к другим людям (аттракция).
В отечественной психологии проблема исследования социально-перцептивных способностей руководителя быласформирована и изучена в трудах А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Е.А. Климова, И.Н. Семенова и др. Этими и многими другими авторами был выделен основной перечень социально-перцептивных черт личности руководителя: высокий уровень развития эмпатии, саморефлексии (выражающийся в уровне адекватной самооценки, осознании собственных эмоциональных состояний и мотивов поступков, а также в конструктивном способе выражения своих эмоций); идентификации (проявляющийся в степени устойчивости понимания менеджером собственных подчиненных); открытость в общении и т.д.
После проведения теоретического исследования проблемы, мы организовали и провели эксперимент, состоящих из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Экспериментальной базой исследования явились две крупные корпоративные компании: две сети магазинов занимающихся продажей продуктов питания «Тройка» (10 отделений) и «Магнит» (15 отделений). Всего в исследовании приняли участие 25 менеджеров и 125 сотрудника компаний (продавцы и технические служащие). Возраст испытуемых - от 25-до 44 лет.
Для опроса персонала и руководителей компаний нами были подобраны следующие диагностические методики: методика «Оценка психологических характеристик личности руководителя»; методика «Диагностика направленности личности» Б. Баса; методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А. Ф. Фидпера; методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»; методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; методика «Многофакторное исследование личности (16PF - опросник)» Р.Б. Кеттелла (№ 105); методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири; «Тест структуры интеллекта» Амтхауэра.
В ходе констатирующего эксперимента нам удалось подтвердить нашу гипотезу о том, что в современном менеджменте у руководителей проявляются перцептивные и рефлексивные стили руководства: при этом для рефлексивного стиля характерны: низкий уровень понятийной дифференцированности, высокий уровень быстроты рефлексивности и полинезависимость, а для перцептивного стиля руководства оказывается более выраженный уровень рефлексии, который, не отличается высокой быстротой принятия мышления; высокий уровень детализации и склонность к ориентации на мнение окружающих (полизависимость), подтвердилась.
Также нами была подтверждена и вторая часть гипотезы о взаимосвязи перцептивных и когнитивных сторон развития личности менеджеров.
Опрос испытуемых с низким уровнем развития перцептивных качеств выявил, что у них также имеются: слабая выраженность проявления поляризации по шкале рефлексивности-импульсивности, средний или низкий уровень проявления способности к понятийной дифференцированности и полинезависимость.
Итак, нами была выявлена группа менеджеров в количестве 8 человек (32%), у которых был низкий уровень развития различных социально-перцептивных качеств личности (эмпатии, рефлексии, общительности и т.д.). Анализ результатов, полученных в ходе опроса сотрудников фирм, показал, что в тех организациях, где наблюдается низкий уровень развития межличностных отношений в коллективе, низкий уровень сплоченности, отрицательное оценивание сотрудниками своих руководителей и выражен тип личности, направленный на себя, у менеджеров слабо развиты социально-перцептивные паттерны личности. И, наоборот, там, где все выше перечисленные параметры оценки развиты в достаточной степени, и у руководителей оказался лучше сформирован социально-перцептивный стиль руководства (5 человек – 20%).
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа, целью которой служило формирование и развитие социально-перцептивного стиля личности руководителя. В программе приняли участие 8 руководителей компаний с наихудшими показателями по всем шкалам. Программа была рассчитана на 2 месяца и включала в себя 14 занятий по темам: снятие состояния психического дискомфорта. Формирование командных отношений; установление и поддержание контакта; прием и передача сообщений (информации); умение убеждать, использовать аргументации; умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником.
Контрольное тестирование показало, что у большей части участников тренинговой программы (5 опрошенных – 62,5%) улучшились результаты практически по всем шкалам. И по наблюдениям тренингового процесса, и по повторному опросу сотрудников компаний, у менеджеров в большей степени стали проявляться черты социально-перцептивной личности (повысился уровень общительности, саморефлексии, эмпатии; снизилось проявление агрессивных, тревожных паттернов поведения).
Таким образом, программа формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя должна включать в себя следующие структурные компоненты: цель – формирование и развитие социально-перцептивного стиля личности руководителя; содержание программы должно включать в себя ряд модулей, направленных на развитии умений: устанавливать и поддерживать контакт, убеждать и использовать аргументацию, снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником; средства психологического формирования и развития социально-перцептивного стиля личности руководителя включают в себя технологи социально-психологического тренинга (ролевые и деловые игры и упражнения) и направлены на развитие коммуникативных навыков менеджеров.
Целенаправленное воздействие на процесс формирования и развития социально-перцептивного стиля личности оказывает не только влияние на перцептивные, но и на когнитивные качества личности руководителя, что еще раз подтверждает вторую часть нашей гипотезы. Изменения, происходящие в структуре личности менеджера, может оказывать эффективное воздействие на межличностные отношения, складывающиеся внутри организации на уровнях «руководитель-подчиненный» и «подчиненный-подчиненный».
Итак, целенаправленное воздействие на процесс формирования и развития социально-перцептивных качеств руководителя оказывает влияние не только на самих менеджеров, но и их сотрудников, что снижает воздействие факторов, влияющих на социально-перцептивный стиль руководителей компаний.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990, 156 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 1988. – 432 с.
4. Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии.— Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 26—38.
5. Андреева Г. М. Интерпретация причин поведения другого человека (к характеристике теории каузальной атрибуции).— В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978, с. 98.
7. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 264 с.
8. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 1995.
9. Асеев В.Г., Соловьева В.А. Концепция А.А. Бодалева и проблема значимостных механизмов личностного общения/ Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
10. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.
11. Белоусова И.Э. Проблемы социальной перцепции в контексте имиджа политического лидера/ Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
12. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная компетентность руководителя. – М., 1994.
13. Бернс Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание. - М.,1986.
14. Битуева А.В. О роли социальной перцепции в процессе социализации / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
15. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
16. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.- 272 с.
17. Бодалёв А.А. Общение и личность. - М., 1983.
18. Бодалёв А.А. Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатия и их роль в общении. // Психология общения. Изб. Психологические труды. - М.: АПСН, 1986.
19. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань,1994.
20. Бодалев А.А. Психология общения. - М.,1996
21. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М., 1997.
22. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия формирования. - М., 1998
23. Бодалёв А.А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы/ Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
24. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004.
25. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987, 101 с.
26. Григорьева Т.Л. Особенности «Я-концепции» и ее влияние на развитие социально-перцептивной компетентности госслужащих / Развитие социально-перцептивной компетентности личности. - М.: Луч, 1998.
27. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика (монография). – М.: Агентство «Квант», 1998. – 299 с.
28. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. (Серия: Акмеологические технологии. Вып. 2) - М.: Луч, 1993. - 72 с.
29. Деркач А.А., Орбан А.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной деятельности. - М., 1995.
30. Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие // Психология профессиональной деятельности кадров госслужбы.– М.,1997.
31. Деркач А.А., Евсеев А.В., Мусатов М.И. Модель социально-перцептивной компетентности современного руководителя/ Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
32. Дизель П., Маккинли Р. У. Поведение человека в организации. - М., 1998.
33. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984, 211 с.
34. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М., 1990, 63 с.
35. Журавлёв А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: Наука, 1988. – С. 109 - 115.
36. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 1997.- 92 с.
37. Кабаченко Т. С. Психология управления. - М., 2001.
38. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. - М., 1979.
39. Калинин И.В., Синягин Ю.В. К вопросу об одном из способов изучения стратегий подбора в управленческую группу //Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. Тезисы научно-практической конференции 27-29 октября 1995.- М., 1995.-С.109-112.
40. Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии.// Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М.,1990.
41. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. – М., 1996.
42. Кирнарская С.В. Психологический аспект проблемы
успешной реализации управленческих решений / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
43. Климов Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
44. Коваль Н.А., Семёнов И.Н. (ред.) Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. - М.-Тамбов, 1997.
45. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991, 83 с.
46. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986, 206 с.
47. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. – М., 2000.
48. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. - М.,1978.
49. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998.
50. Мескон X., Альберт М. Основы менеджмента. - М.,1997.
51. Методы социальной психологии//Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1977, 168 с.
52. Мясищев В.Н. Избранные труды. - Воронеж, 1995.
53. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л: Издательство ЛГУ, 1979.
54. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я. – М.: Издательство МГУ, 1987.
55. Ольшанский В. Б. Проблемы межличностных отношений в истории когнитивной психологии.— В кн.: Вопросы истории общей и прикладной психологии. - Ростов-на-Дону, 1978, с. 143—166.
56. Основы социально-психологической теории/ Под ред. А.А. Бодалева и А.Н.Сухова, - М., 1995.
57. Павицкая О.Г. Перцепция руководителем личностных качеств исполнителей в построении развивающего воздействия на коллектив госслужащих / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
58. Петровская А.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989.
59. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989, 194 с.
60. Петровская Л.А. Теоретические основы социально-психологического тренинга.- М., 1982.
61. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982, 159 с.
62. Полякова А.В. О неоднозначности перцептивной оценки и эффектов различных воздействий на личность / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
63. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005.
64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
65. Расходчиков Е.В. Особенности межличностного общения персонала на этапе адаптации / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
66. Реан А.Н., Свенцицкий П.А., Семёнов И.Н. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения. // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995.
67. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990, 138 с.
68. Секач М.Ф., Каминер Е.А. О психологической готовности руководителя к общению / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.- 248 с.
69. Семенов И.Н. Рефлексивная организация поиска и принятия решения. \\ Проблемы организации принятия решения. - М., 1983.
70. Семенов И.Н., Болдина Т.Г. Социально-перцептивная компетентность как компонента психолого-акмеологической культуры рефлексивного правления/Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
71. Семенов И.Н., Лосев А.В. Рефлексивная психология и акмеология социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. - Сыктывкар – М., 1997.
72. Семенов И.Н., Войтик И.М. Рефлексия теории социальных представлений в контексте содержания образования государственных и муниципальных служащих / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
73. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб.: Речь, 2000.
74. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., Речь, 2004.
75. Синягин Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. - М.: РАГС, 1996, 118 с.
76. Синягин Ю.В., Калинин И.В. Особенности восприятия
руководителем личностно-профессиональных характеристик
сотрудников в ходе командного взаимодействия / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
77. Современная западная социальная психология: тексты/Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л. А. – М.: издательство МГУ, 1984.
78. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984, С. 127-137.
79. Социальная психология. // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1975, с. 238
80. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р. И. Мокашенцев, А. В. Мокашенцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.
81. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. - М., 1996.
82. Суслова Е.А., Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения/ Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.
83. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. - Л., 1980. 146 с.
84. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
85. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 608 с.
86. Шекшня С. В. Управление персоналом. - М. 1996.
87. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998.
88. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М., 1985, 95 с.
89. Юдин В. В. Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.