На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Состояние и динамика тревожности у дошкольников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 120. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования феномена «тревожности» и особенностей ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Понятие и специфика детской тревожности 7
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее
проявления 17
1.3. Особенности общения тревожных детей со сверстниками 26
1.4. Подходы к диагностике и коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности
у старших дошкольников с особенностями общения со сверстниками
2.1. Изучение тревожности и особенностей общения детей старшего
дошкольного возраста 40
2.2. Коррекционная работа, направленная на снятие личностной тревожности у детей и проблем, связанных с общением со сверстниками 54
2.3. Анализ коррекционной работы с тревожными детьми старшего
дошкольного возраста 59
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 78


Введение

Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе «трудных», запущенных или социально неадаптированных. Эти трудности особенно начинают проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
Многоплановые психологические исследования проблемы формирования и развития тревожности в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии, ведутся уже давно. Эта проблема привлекла внимание многих отечественных и зарубежных психологов, найдя отражение в ряде работ А. Адлера, Б. Кочубея, А.И. Захарова, И.В. Имедадзе, Н.Л. Кряжевой, Л.В. Макшанцевой, Е. Новикова, А.М. Прихожана, З. Фрейда, К.Г. Юнга. Работы этих и других авторов охватывают в основном теоретический и экспериментальный пласт изучения данной проблемы, практических же разработок и апробированных программ коррекции тревожности у дошкольников существует не так уж и много, что и предопределяет научную значимость данной работы.
Разработка и апробация коррекционной программы для дошкольников с высоким уровнем тревожности поможет специалистам (психологам, воспитателям) и родителям в работе с детьми в возрасте 5-6 лет. Это и объясняет практическую значимость нашей работы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.
В связи с этим, целью нашего исследования является выявление и коррекция факторов, влияющих на содержание и динамику тревожности детей в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - личность ребенка в возрасте 5-6 лет.
Предмет исследования – содержание и динамика состояния тревожности у детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Гипотеза:
1. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.
2. Высокий уровень тревожности у дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить только при целенаправленной организации коррекционной программы, которая бы включала в себя не только работу с самим ребенком, но и подразумевала бы вовлечение в психолого-педагогический процесс воспитателей детских садов и родителей.
Задачи.
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Выявить причины возникновения тревожности и условий ее проявления.
3. Охарактеризовать особенности общения тревожных детей со сверстниками.
4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня тревожности и провести исследование в рамках констатирующего эксперимента.
5. Разработать и апробировать программу коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Для выявления эффективности программы провести повторное тестирование детей в возрасте с 5 до 7 лет.
Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек. Экспериментальной базой исследования явилось ДОУ № 2123.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – проведение теоретического анализа литературы, рассмотрение понятия детской тревожности, причин возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста, особенностей общения тревожных детей со сверстниками, а также условий и способов диагностики и коррекции тревожности у старших дошкольников.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Глава 1. Теоретические основы исследования феномена «тревожности» и особенностей ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Понятие и специфика детской тревожности

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно подробно. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцирование – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, например, A.M. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [49].
Р.С. Немов характеризует понятие тревожности как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [40].
С.Л. Рубинштейн под тревожностью понимает склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [45].
По мнению многих авторов, тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений. .............


Заключение

Наша дипломная работа была посвящена актуальной и с практической точки зрения, еще мало разработанной проблеме изучения особенностей проявления тревожности в дошкольном возрасте и взаимосвязи тревожного поведения с общением ребенка в группе сверстников.
Теоретическая и экспериментальная части работы помогают нам выделить ряд выводов исследования:
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Проявления тревожности в поведении дошкольников может быть как ситуативным (вызванным какой-либо сиюминутной ситуацией), так и личностным. Применительно к данному исследованию нами большее внимание было уделено изучению личностной тревожности старших дошкольников.
Такие факторы, как неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, поступление ребенка в детский сад, отсутствие необходимых для этого возраста жизненных и социальных умений и навыков являются основными причинами формирования и развития личностной тревожности у ребенка в дошкольный возрастной период. В этих ситуациях дети становятся боязливыми, трусливыми, неуверенными в себе, чувствительными к критике, у них развивается заниженная самооценка, отсутствуют коммуникативные умения, которые помогают устанавливать контакт со взрослыми и особенно со сверстниками.
Изучение опыта диагностической и психокоррекционной работы помогло нам выделить два существенных момента:
1. При построении психологической работы с детьми очень часто используются игровые методы, которые применяются и в качестве диагностических методик, и в качестве коррекционных методов воздействия на дошкольника.
2. Для эффективного построения программы коррекции уровня тревожности и развития у этих детей коммуникативных навыков необходимо включение занятий по следующим темам: повышение самооценки дошкольников, обучение ребенка умению управлять собой в различных жизненных ситуациях, снятию мышечного напряжения, развитию навыков общения в группе сверстников.
Экспериментальная часть данной работы состояла из трех этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента нами была исследована группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Исследование включало в себя тестирование по трем методикам: выявление уровня тревожности по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, тесту «Дом. Дерево. Человек» и методике «Выбор в действии» для определения статуса ребенка в группе сверстников.
Данные констатирующего эксперимента позволили нам выделить группу дошкольников в возрасте 5-6 лет в количестве 9 человек (22,5%) у которых были выявлены высокий уровень тревожности и трудности общения в группе сверстников.
Эти результаты подтвердили первую часть нашей гипотезу о том, что дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.
Данная группа детей составила на этапе формирующего эксперимента экспериментальную группу нашего исследования. Опираясь на уже полученные теоретические и практические данные нами была составлена коррекционная программа исследования. Цель программы - коррекция личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста и проблем, связанных с общением со сверстниками.
На последнем этапе контрольного эксперимента при помощи диагностики по игровым методикам «Кактус», «Страхи в домиках» и «Выбор в действии» мы подтвердили вторую часть нашей гипотезы - высокий уровень тревожности у дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить только при целенаправленной организации коррекционной программы, которая бы включала в себя не только работу с самим ребенком, но и подразумевала бы вовлечение в психолого-педагогический процесс воспитателей детских садов и родителей.
Действительно, только у 2-3 ребят показатели по двум параметрам практически не изменились. У остальных детей нам удалось снизить уровень тревожности и повысить их групповой статус.
В заключении следует добавить, что данное исследование показало – эффективность работы с дошкольниками в области коррекции тревожности и развития коммуникативных навыков зависит от включения в этот процесс не только психологов, но и воспитателей, родителей детей. Такое целенаправленное комплексное воздействие на личность ребенка поможет ему решить многие свои личностные проблемы.


Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: «Издательский центр академия», 1995.
2. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38.
3. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18.
4. Бернс Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1995.
5. Бернс Э. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2002. - с. 231-235.
7. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990 – с. 144.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. -288 с.
10. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6т. – М., 1995.
11. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – СПб.: Медицина, 2003. – 176 с.
12. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.-№1.
13. Детская психология: Учеб. Пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.– Мн.: Университетское, 1988. -399 с.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. Пособие / Под ред. Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. – МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. – 237 с.
15. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 2005.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
17. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.
18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
19. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. - с.224.
20. Захарова А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
21. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. – Тб., 1980. - с. 54-57.
22. Изард К. Е. Эмоции человека. – М., 2001.
23. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Роспедагентство, 1997.
24. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению, популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
25. Козлова Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. - с. 16-20.
26. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/ Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. – 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с.
27. Коломинский Я. А. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Мн., 1988.
28. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн., 1997.
29. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.
30. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности./Семья и школа, № 9, 1988.
31. Кочубей Б., Новиков Е. Снимаем маску с тревоги./Семья и школа, № 11, 1988.
32. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – 98 с.
33. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
34. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.
35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997.
36. Лисина М.И., Силвестру А.И. Самопознание у дошкольников. – Кишинев, 1989.
37. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – М., 2005.
38. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005.
39. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, № 2.
40. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М., 2003. – с. 38-40.
41. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб., 2003.
42. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
44. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996.
45. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. /Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Издательство МГУ, 1999.
46. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр./Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997.
47. Практикум по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1997.
48. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
49. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Дом «БАХ РАХ», 1998. - с. 679.
50. Прихожан А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – с. 191.
51. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М., 2002.
52. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Психологическая наука и образование, 1998, №2.
53. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.,1997.
54. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности./ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
55. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е издание, испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. - с. 494.
56. Психология детства. Учебник/ Под ред. А.А. Реана. – СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
57. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.
58. Романова А.А. Проективные методы в психогимнастике. – М., 2006.
59. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.
60. Савина Е. Тревожные дети. /Дошкольное воспитание. – 1996 №4 . – с. 11-14.
61. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
62. Словарь практического психолога. /Составитель С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. - с. 800.
63. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
64. Смирнова Е. Психологические особенности и варианты детской агрессивности: Анализ поведения детей 5-6 лет // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С.17-26.
65. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.73-76.
66. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М.: Педагогика – Пресс, 1995. – 168 с.
67. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997. – 332 с.
68. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 312 с.
69. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2004.
70. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2003. - с. 272.
71. Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.
72. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.
73. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
74. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995.
75. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Инфра-М, 1997. – 216 с.
76. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. . –СПб., 1997. – с. 336.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.