На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие памяти у младших дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования памяти
в младшем дошкольном возрасте»
1.1 Проблема памяти в психологической науке 5
1.2 Содержание памяти в младшем дошкольном возрасте.
Возрастные особенности младших дошкольников 14
1.3 Методы развития памяти у младших дошкольников 20
Глава 2. Эмпирические исследования развития памяти в младшем дошкольном возрасте
2.1.Организация и методики эмпирического исследования 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования развития
памяти в младшем дошкольном возрасте 31
2.3. Социально-психологические условия и факторы развития
памяти в младшем дошкольном возрасте 40
Заключение 44
Литература 46
Приложение 49


Введение

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Эта работа личности ребенка непосредственно влияет на его дальнейшее развитие и способность к обучению. Именно поэтому очень важно исследовать процессы формирования и развития памяти уже начиная с младшего дошкольного возраста, что и определяет социальную значимость данной научной работы.
Исследованию процессов памяти у младших дошкольников в научной отечественной (З.М. Истомина, В.С Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) и зарубежной (В. Аткинсон, Д. Векслер, Дж. Скот и др.) литературе уделено достаточно внимания.
Однако основной упор в исследованиях у детей делается при изучении процессов памяти в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливается тем, что ребенок в этом возрасте начинает переходить из одной социально-возрастной группы в другую. Изучению же вопросов изучения памяти младших дошкольников уделяется не так много времени, особенно на современном этапе развития научной психолого-педагогической мысли. Данный факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Выделение, на основе результатов исследования, психолого-педагогических факторов, способствующих эффективному развитию памяти у младших дошкольников может быть использовано в своей работе воспитателями и психологами детских дошкольных учреждений. Это обусловливает практическую значимость нашего исследования.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что степень успешности протекания процесса формирования и развития процессов памяти влияет на дальнейшее развитие, воспитание и образование ребенка. Этот факт предопределяется физиологическими, психологическими и социальными особенностями развития ребенка в младшем дошкольном возрасте. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени развиваются те или иные характеристики памяти у современных детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личность ребенка в возрасте от 3 до 4 лет.
Предмет исследования: особенности проявления различных аспектов памяти у детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Гипотеза: в младшем дошкольном возрасте у детей происходит неравномерное развитие различных видов и процессов памяти.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностический пакет методик для выявления особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
2. Провести комплексное исследование различных видов памяти у детей, выбранной нами возрастной группы.
3. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
4. Рассмотреть условия психолого - педагогического сопровождения развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте.


Глава 1 Теоретические предпосылки исследования памяти в младшем дошкольном возрасте
1.1 Проблема памяти в психологической науке

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [6, c.68].
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж...........


Заключение

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминать что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание.
Однако, как показало наше исследование, различные параметры, по которым мы можем оценить уровень развитости памяти в младшем дошкольном возрасте, формируется неравномерно.
Для исследования памяти у младших дошкольников в возрасте 3-4 лет нами были использованы следующие методики:
1. Методика исследования интеллекта Д. Векслера.
2. Методика «Узнай фигуры»
3. Методика «Запомни рисунки»
4. Методика «Запомни цифры»
5. Методика «Выучи слова»
Исследование, которое мы проводили с 64 детьми – дошкольниками (были опрошены 32 мальчика и 32 девочки), показало, что уровень кратковременной слуховой памяти, а также динамика процесса заучивания развиты у детей, выбранной нами группы не очень хорошо. В среднем около 10% детей от общего количества испытуемых набрали по тем или иным шкалам баллы ниже среднего.
Полученные нами результаты в целом подтвердили нашу гипотезу о том, что в младшем дошкольном возрасте у детей происходит неравномерное развитие различных видов и процессов памяти.
Показатели девочек выглядят чуть лучше, по сравнению с данными у мальчиков. Так если процент мальчиков в среднем по низким показателям равен 15%, то процент девочек равен 10%.
При организации психолого-педагогического сопровождения процесса развития памяти в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать направленность работы с детьми на:
- придание процессам запоминания произвольного характера;
- превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную;
- развитие средств и приемов запоминания и припоминания.


Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. Ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1980.
3. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.
4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – М., 2001.
5. Выготский Л.С. Развитие ВПФ. – М., 1992.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М.: 1999. – 373с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992.
9. Для дома, для семьи. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М., 1998.
10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.
11. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн.: 1989.
12. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
13. Ильина М..Н. Психологическая оценка интеллекта у
детей. – М., 2001.
14. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М., 1981
15. Коломинский Я.Л. Психология детства. – Мн., 1998.
16. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
19. Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998 – 425с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений, – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.
22. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 235с.
23. Практикум, тесты, методики /Под ред. А.А. Реана. – М., 2003.
24. Психология развития памяти в норме и патологии/ Под ред. А.Р. Лурия. – М., 2001.
25. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 448с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
28. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1999.
29. 105 методик для дошкольников. – СПб.: 2004.
30. Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
31. Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
32. Ясперс Карл. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997, – 218с.
33. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.