На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимосвязь жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Взаимосвязь жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи
жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов
1.1. Особенности развития человека в старшем юношеском возрасте 6
1.2. Образ «Я» и самооценка личности студентов 18
1.3. Влияние творческого потенциала и креативности
на успешность обучения студентов 29
Глава 2. Эмпирические аспекты изучения взаимосвязи
жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 48
Заключение 61
Литература 64
Приложения 69


Введение

Старший юношеский возраст – это важный период окончания получения образования человеком. Период, в котором не только происходит процесс завершения получения профессии и профессионального самоопределения, но и завершается важный этап формирования всего мировоззрения и самосознания.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Студенчество – это период, когда под влиянием системы образования в высшей школе складываются основные принципы жизнедеятельности личности, которые на последующих этапах развития практически не изменяются. Этим фактом объясняется социальная значимость данного исследования.
Проблемы развития человека в период поздней юности и обучения в высшей школе в научной литературе рассматривается не так пристально, как, например, в подростковом периоде или, даже, в раннем юношеском возрасте. Наиболее фундаментальные исследования зарубежных и отечественных психологов в этой области принадлежат таким авторам как В.В. Агеев, М.В. Ермолаева, А.Б. Збанацкая, И.С. Кон, Г. Крайг, С.Д. Смирнов, Э. Эриксон и др.
Работы этих и других авторов посвящены не столько каким-то частным психологическим вопросам данного возрастного периода, сколько в общих чертах описывают аспекты профессионального самоопределения, адаптации и психологического развития студентов в высшей школе.
Вопрос же формирования мировоззрения и самосознания в данный период практически в научной литературе не рассматривается, что и определяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования данных теоретического и практического исследования проблемы при работе со студентами в российских университетах и институтах.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему исследования.
В настоящее время проблема профессионального и личностного развития в период поздней юности или, говоря по-другому, в период студенчества, является достаточно актуальной. Связано это, прежде всего с тем, что проблема высшего образования претерпевает существенное реформирование. Сегодня констатируется, что период поздней юности – это важный завершающий этап формирования мировоззрения и самосознания человека. Однако исследований, посвященных этому вопросу в отечественной научной психологической и педагогической литературе явно не достаточно.
Цель исследования – изучение особенностей формирования мировоззрения, выраженного во взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов.
Объект исследования – мировоззрение и личностные качества студентов, как фактор, влияющий на развитие их личности.
Предмет исследования – жизнестойкость, оптимизм, самооценка, творческий потенциал и личностная креативность студентов, как факторы развития мировоззрения в старшем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования – у студентов старших курсов существует прямо пропорциональная взаимосвязь между факторами жизнестойкости, оптимизма, адекватной самооценки, творческого потенциала и личностной креативности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития человека в старшем юношеском возрасте.
2. Изучить процесс формирования образ «Я» и самооценка личности студентов.
3. Проанализировать влияние творческого потенциала и креативности на успешность обучения студентов.
4. Эмпирически изучить взаимосвязь жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы экспериментального исследования, методы количественного и корреляционного анализа данных.
Экспериментальную выборку исследования составили 60 студентов (по 30 человек женщин и мужчин), учащихся 4 и 5 курсов. Возраст испытуемых 21-23 года.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов
1.1. Особенности развития человека в старшем юношеском возрасте

Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юности, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет), которую иногда называют также периодом молодости.
Известны разные теории юности. Биологические теории рассматривают юность, прежде всего, как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания. Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают юность прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде. Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентации, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е. индивидуально-психологические проблемы выводят из социальных [2]...............


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и в настоящее время мало изученной проблеме взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов.
Проведенная нами теоретическая и практическая части работы позволяет нам сделать следующие выводы.
Период поздней юности в научной литературе определяется как период развития человека в возрасте от 18 до 23 лет. Ведущей деятельностью в данный период является профессиональное самоопределение личности. Получение профессии чаще всего реализуется в рамках обучения в высшей школе. Процесс обучение помогает не просто получить профессиональные знания, умения и навыки, но и развить интеллектуальные, творческие способности, мышление, коммуникативные и профессиональные навыки, влияет на формирование мировоззрения и самосознания человека.
Сегодня в отечественной литературе выделены определенные типы личности студентов, которые помогают определить у или иную жизненную направленность личности. Эти типы личности делятся в зависимости от отношения студента к профессии, его отношения к учебе, к науке, и по критериям целостной системы жизненных ценностей и установок.
На стадии поздней юности происходит окончательный процесс завершения основных образований образа «Я» личности, который выражается в наличии профессиональной и личностной самоидентичности, в представлении человека о своих жизненных целях, устремлениях, планах.
Самооценка в этом возрасте является одним из главных критериев формирования успешного образа «Я». Так положительная самооценка способствует успешному саморазвитию и самоидентичности, а отрицательное оценивание себя влияет на проблемы как профессионального, так и в целом, личностного самоопределения студента.
Как показывают исследования отечественных психологов, важным фактором в определении успешности личности студента являются такие характеристики как личностная креативность и творческий потенциал человека, наличие у него творческого нестандартного мышления. И хотя прямых данных, свидетельствующих о взаимосвязи успешности обучения и креативности личности, выявлено практически не было, необходимо отметить, что общий уровень развития творческих способностей оказывает влияние на процесс формирования самосознания личности.
В эмпирической части исследования нами были изучены вопросы взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов.
Экспериментальную выборку исследования составили 60 студентов (по 30 человек женщин и мужчин), учащихся 4 и 5 курсов. Возраст испытуемых 21-23 года.
В исследовании были использованы следующее методики исследования:
1. Методика изучения социально-психологического пространства.
2. Методика Т. Лири «Интерперсональный диагноз».
3. Методика С. Медника «Тест вербальной креативности» (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант).
Исследование помогло определить группу студентов, у которых был выявлен высокий уровень выраженности по таким факторам исследования как оптимизм, жизнестойкость (по 18 человек – 30%), уверенность в себе (24 человека – 40%), а также по параметрам доминантности (15 человек – 25%), доброжелательности (18 человек – 30%) и по индексам уникальности и оригинальности (12 человек 20%). У 15 опрошенных студентов был выявлен низкий уровень выраженности тревожности (25%).
Для получения данных о взаимосвязи факторов между собой нами был проведен корреляционный анализ по методу Пирсона, который помог выявить наличие взаимосвязи между 20 парами факторов.
Результаты корреляционного анализа помогли подтвердить нашу гипотезу о том, что у студентов старших курсов существует прямо пропорциональная взаимосвязь между факторами жизнестойкости, оптимизма, адекватной самооценки, творческого потенциала и личностной креативности.
Действительно, так, например, результаты по шкале «оптимизм» имеют выраженную степень взаимосвязи с данными по параметрам жизнестойкости (0,782 балла); уверенности в себе (0,711 балла); доминантности (0,713 балла); доброжелательности (0,739 балла); индекса уникальности (0,372 балла).
Наиболее тесная связь существует между 4 показателями оптимизма, жизнестойкости, самооценки (выраженной в показателях уверенности в себе и тревожности) и факторами доминантности и доброжелательности.
Связь этих параметров с результатами по шкалам творческих способностей была выявлена только по факторам «оптимизм» (0,372 балла), «доминантность» (0,464 балла), «доброжелательность» (0,367 балла).
Обратно пропорциональная зависимость была выявлена при анализе связи тревожности, как параметра самооценки личности, с результатами по шкалам «оптимизм» (-0,807 балла); «жизнестойкость» (-0,650 балла); «уверенность в себе» (-0,677 балла); «доминантность» (-0,693 балла); «доброжелательность» (-0,697 балла).
В заключение данной работы необходимо отметить, что исследование проблемы взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов не может считаться завершенным и требует дальнейшей разработки.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Академия, 2000.
2. Агеев В.В. Учебная деятельность как способ профессиональной деятельности студентов. – Алматы: КазНУ, 2004.
3. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? – критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. – 1993. Т.1. № 2. – С. 9 – 23.
4. Акимова М.К. Психологическая диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/ Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. - М., 1992. С. 99–110.
6. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. - Ереван,1973 - с. 21-25.
7. Березовин Н. А. Адаптация студентов и НОТ. – Минск, 1990.
8. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М.: Флинта; Наука, 1998.
9. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2002.
10. Гамезо М.В. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М., 2005.
12. Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде. - Тбилиси, 1992. 165с.
13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1993.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
15. Збанацкая А.Б. Некоторые аспекты проблемы стилевых особенностей обучения студентов ВУЗа // Прикладная психология – 2006.- № 6 (4). - С. 28 – 37.
16. Збанацкая А.Б. Взаимосвязь индивидуально-стилевых особенностей учебной деятельности студентов вуза с их субъективным локусом контроля / Научно-методический сборник № 19 Галицинского пограничного института ФСБ РФ. – 2004. - С. 86 – 88.
17. Збанацкая А.Б. Индивидуальные стили обучения и мотивация обучающегося // Аспирант и соискатель. – 2004.. - № 5. – С. 342 – 347.
18. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
19. Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. - М.,2002.
20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). - Казань, 2002.
21. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
22. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук - СПб., 2002 - 15с.
23. Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. - СПб., 2000.
24. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.259-266.
25. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску. - М., 1997.
26. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 108–115.
27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
28. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.Н. Погольша. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
29. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: Высща школа, 2006.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2006.
31. Лисовский В.Т., Дмитриева А.В. Личность студента. - СПБ., 1994.; Образ жизни современного студента. СПб., 2001; Педагогика и психология высшей школы. - Ростов на Дону, 2002.
32. Личко А.Е. Типы акцентуаций характеров и психопатий у подростков. - М., 1999.
33. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 2004.
34. Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х частях. Ч.1: Учебно-методическое пособие. Мн.: НЕССИ, 2000. – 96 с.
35. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., 2000. – 170 с.
36. Мейли Р. Структура личности.// Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Т. 5. - М., 1975. С. 196 – 283.
37. Нюттен Ж. Мотивация.// Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Т. 5. - М., 1975. С. 15 – 110.
38. Образ жизни современного студента. - СПб., 2001.
39. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси). – Рязань, 2006.
40. Панихина А.В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. – СПб., 2005.
41. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов на Дону, 2002., с. 355.
42. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. - М., 2000.
43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
44. Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М. Пейсахова. - Казань, 2007.
45. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ, Флинта, 2004.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
47. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.
48. Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные аспекты. Сборник материалов международной научно-методической конференции / под ред. А. А. Баранова и Г. С. Трофимовой. - Ижевск, 2004. -268с.
49. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.
50. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии»/ Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 119–121.
51. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студента вуза. – М.: МГУ, 2008.
52. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1992.
53. Унт Э И. Индивидуализация и дифференциация образования. - М.: Педагогика, 1980 -128с.
54. Холл К.С. Теоии личности/ К.С. Холл, Г. Линдсей. – М.: КСП+, 1997.
55. Чудиновских О.С., Донец Е.В. Возможности и ограничения завершения высшего образования в элитном вузе. - М., 2004.
56. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -384 с.
57. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Питер, 1996.
58. Юнг К. Психологические типы. - М.,2002.
59. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
60. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд -во Михайлова В. А.: Изд -во «Полиус», 1998. -639 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.