На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование проблемы психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2008. Страниц: 140. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования РФ
Московский городской психолого-педагогический университет


Пояснительная записка к дипломному проекту
На тему:


«Психосоматические расстройства как показатель учебной дезадаптации студентов»


Москва 2008


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов
1.1 Характеристика и основные виды психосоматических
заболеваний 8
1.2 Проблема адаптации в современной психолого-педагогической литературе 19
1.3. Особенности учебной деятельности студентов в контексте психологических особенностей людей старшего юношеского возраста 30
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов
2.1 Организация и проведение исследования 41
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Программа коррекционной работы при психосоматических расстройствах у студентов 66
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 72
Заключение 84
Литература 88
Приложения 93


Введение

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса.
Проблема адаптации студентов к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации студентов,- это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к вузу. Таким образом, социальная значимость данной работы определяется актуальностью исследования задач оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений.
Изучением проблемы адаптации студентов к учебной деятельности занимались В.В, Агеев, Д.А. Андреева, Н.А. Вагапова, Л.К. Гришанов, П.Н. Осипов, А.В. Панихина, Е,Е. Федорова, В.Д. Цуркан, Л.А. Шимрова и др. В работах этих и других авторов изучался комплекс социально-психологических аспектов и факторов успешной адаптации студентов. Однако, несмотря на то, что проблемы адаптации студентов в настоящее время активно разрабатываются, не в полной мере освещены вопросы, связанные с влиянием психосоматических расстройств на успешность адаптации студентов в новых условиях обучения.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.
Сегодня проблема адаптации студентов к учебной деятельности в ВУЗе является одной из актуальных в современном высшем образовании. Она обусловлена таким социально психологическими факторами как неадекватная самооценка студентов, низкий уровень эмоциональной устойчивости, тревожность и т.д. В тоже время, как показывают многочисленные исследования, рассмотрение психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов в научной литературе не рассматривается.
В связи с этим, цель нашего исследования - исследование психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов.
Объект исследования – личностные качества студентов-первокурсников, как фактор, влияющий на адаптацию к учебной деятельности.
Предмет исследования – влияние психосоматических расстройств на процесс адаптации к учебной деятельности студентов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы экспериментального исследования, методы количественного и корреляционного анализа данных.
Гипотезы исследования:
1. Психосоматические расстройства оказывают негативное влияние на процесс адаптации студентов в высшем учебном заведении, что выражается в таких личностных характеристиках как: нарушении социальной адаптации, наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка и др.
2. Проведение коррекционной работы помогает повысить процесс учебной адаптации студентов в ВУЗе.
Задачи исследования:
1. Теоретические обосновать проблему изучения психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов.
2. Провести эмпирическое исследование влияние психосоматических расстройств на успешность адаптации студентов в ВУЗе.
3. Разработать и апробировать программу коррекции психологических факторов, влияющих на процесс адаптации к учебной деятельности у студентов с психосоматическими расстройствами.
Методологическая основа исследования являются методологические положения:
- об общественно-исторической обусловленности развития психических функций человека в период поздней юности (М.В. Ермолаева, Г. Крайга);
- теоретические принципы и положения, сформулированные в клинической психологии о природе и сущности психосоматических расстройств (Г. Асимон, А.М. Вейн, Ю.Ю. Елисеев, Б.Д. Карвасарский, В.Д. Менделевич, В.Д. Тополянский и др.);
- положения о сущности социально-психологической и учебной адаптации, изложенные в работах В.В. Агеева, Д.А. Андреевой, Н.А. Березовина, К.Ю. Вартановой, В.П. Казначеева, В.И. Медведева, Н.С. Пряжникова, Е.Е. Федоровой и других авторов.
Научная новизна: в работе на основании экспериментального исследования изучены особенности влияния психосоматических расстройств на успешность адаптации студентов в ВУЗе.
Практическая значимость исследования заключается в создании и апробации программы коррекции психологических факторов, влияющих на процесс адаптации к учебной деятельности у студентов с психосоматическими расстройствами. Данная программа может быть использована психологами, социальными работниками и другими специалистами, занимающимися проблемы адаптации студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует взаимосвязь успешности социально-психологической адаптации студентов к новым условиям обучения в ВУЗе и наличии психосоматических расстройств у студентов.
2. Существуют чётко выраженные психологические критерии оценки факторов, влияющих на эффективность социально-психологической адаптации к учебной деятельности у студентов, наиболее значимыми из которых являются показатели: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка и др.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая основа, формируется цель исследования, задачи, гипотеза, определяется практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту.
В первой главе охарактеризована проблема изучения социальной адаптации в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрено понятие «адаптация» в современной социальной психологии, дана характеристика факторов, влияющих на успешную адаптацию к учебной деятельности студентов, проанализированы социально-психологические особенности развития человека в период поздней юности, рассмотрены основные понятия и классификации психосоматических расстройств.
Во второй главе описана и обоснована программа количественного эксперимента, а так же проведен анализ результатов экспериментального исследования. Итогом эмпирической части исследования стала разработка и апробирование программы коррекции психологических факторов, влияющих на процесс адаптации к учебной деятельности у студентов с психосоматическими расстройствами.
В заключении даны выводы по экспериментальному исследованию, а так же краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезы и предположения.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов
1.1 Характеристика и основные виды психосоматических заболеваний

Психосоматические расстройства составляют значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.
Двумя основными группами психосоматических расстройств являются «большие» психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца (I20-I25), гипертоническую болезнь (I10), язвенную болезнь желудка (K25) и двенадцатиперстной кишки (K26), бронхиальную астму (F54) и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства — невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органные неврозы» (F45.3). Не все авторы склонны относить «органные неврозы» к собственно психосоматической патологии. В. Франкл полагал, что соматическим заболеваниям, вызванным психическими причинами, следует противопоставлять психогенные заболевания (неврозы (F40-F48)) как психически обусловленные [33]................


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме изучения психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов.
В ходе проведенного нами исследования нами были реализованы все три задачи исследования.
Так теоретическое обоснование проблемы изучения психосоматических расстройств как показателя учебной дезадаптации студентов, позволило выделить ряд основных определений исследования.
Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.
К психосоматическим расстройствам относят нарушения пищеварительной двигательной, эндокринной системы, поражения кожных покровов, а также заболевания респираторной, выделительной, сердечно-сосудистой систем и нарушения терморегуляции, речи и аллергические проявления.
Адаптация это целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой. Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности в целях полноценной взаимной деятельности и развития личности.
Адаптированность – это такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия.
Учебная адаптация студентов – это сложный процесс перестройки социальной и психической деятельности, выраженный в изменении отдельных характеристик личности и характеризующийся различными личностными, психо-эмоциональными и мотивационными факторами, влияющими на процесс обучения.
Для реализации второй задачи нашего исследования нами были отобраны две группы студентов с психосоматическими расстройствами и без нарушений здоровья. В каждую группу было включено по 20 человек (в возрасте 17-18 лет), учащихся I курса психологического факультета Московского открытого социального университета.
В исследовании были использованы следующее методики исследования:
1. Методика «Опросник для диагностики социальной адаптации личности».
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Методика «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко
4. Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
Также для выявления особенностей протекания процесса адаптации нами была разработана анкета, с помощью которой определялись два основных показателя учебной адаптации: успеваемость учащихся и адаптированность к новым условиям обучения (удовлетворенность качеством преподавания, взаимоотношения в коллективе).


На первом этапе констатирующего эксперимента нами была подтверждена первая часть нашей гипотезы о том, что психосоматические расстройства оказывают негативное влияние на процесс адаптации студентов в высшем учебном заведении, что выражается в таких личностных характеристиках как: нарушении социальной адаптации, наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка и др.
Как показало наше исследование уровень адаптированности студентов с психосоматическими расстройствами у 8 человек (40%) оказался выражен слабо, в то время как у студентов без подобных нарушений таких оказалось всего 4 (20%). Также у студентов с психосоматическими нарушениями в большей степени выражены показатели ситуативной и личностной тревожности (8 человек – 40%) и влияния «помех» в установлении эмоциональных контактов (11 учащихся – 55%).
Анкетирование показало, что у студентов с психосоматическими нарушениями в большей степени произошло снижение успеваемости в ВУЗе по сравнению со школьным обучением (4 человека – 20%). Наибольшие затруднения у студентов данной группы вызвали затруднения в адаптации к новым условиям обучения и новому коллективу, длительность прохождения периода адаптации (8 человек – 40%).
На основе результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа формирующего эксперимента, включающая в себя как индивидуальные консультации с психосоматическими больными, так и групповые занятия. Цель программы - коррекция процесса адаптации студентов-первокурсников с психосоматическими расстройствами личности.
В реализации программы приняли участие 10 испытуемых.
Повторная диагностика показала, что уровень социальной и социально-психологической адаптации повысился у 5 испытуемых (50%), показатели влияния «помех» в установлении эмоциональных контактов снизились у 7 студентов (70%), а уровень ситуативной и личностной тревожности понизился у 6 первокурсников (60%). У 5 студентов (50%) улучшились показатели успеваемости.
Эти данные показывают, что реализация нашей программы, рассчитанная, прежде всего, на воздействие на психо-эмоциональную сферу личности студентов, оказалась в достаточной мере эффективна и позволила снизить показатели эмоциональной напряженности в следствие дезадаптации студентов с психосоматическими расстройствами.
Работа на формирующем и контрольном этапах эксперимента помогла реализовать третью задачу исследования - разработать и апробировать программу коррекции психологических факторов, влияющих на процесс адаптации к учебной деятельности у студентов с психосоматическими расстройствами.
Таким образом, нами была подтверждена и вторая часть нашей гипотезы о том, что проведение коррекционной работы помогает повысить процесс учебной адаптации студентов в ВУЗе.
В заключение следует отметить, что изучение проблемы нашего исследования о психосоматических расстройствах как показателе учебной дезадаптации студентов, требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки.



Литература

1. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. — СПб, 1998.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Академия, 2000.
3. Агеев В.В. Учебная деятельность как способ профессиональной деятельности студентов. – Алматы: КазНУ, 2004.
4. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.
5. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.
6. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. - В кн.: Проблемы активности студентов. - Ростов-Дон, 2002.
7. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Ученые записки XIII: СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 62-69.
8. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у детей и подростков. - М.: Издательство Института психотерапии, 1999.
9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Издательство «Речь»,2002.
10. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии. – СПб.: Союз, 2007. 24 с.
11. Асимон Г. Психосоматическая терапия. - СПб.: Изд-во «Речь»,2002.
12. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. - Ереван,1973 - с. 21-25.
13. Балл Г.А. Понятие адаптации./Вопросы психологии.-1989-№1.
14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.: Питер, 2005.
15. Березовин Н. А. Адаптация студентов и НОТ. – Минск, 1990.
16. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
17. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.
18. Бойтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,1999.
19. Вартанова К.Ю. Особенности учебной деятельности студентов в период адаптации в ВУЗе лингвистического профиля. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006.
20. Вейн A.M. Психосоматические отношения//3аболевания вегетативной системы//Под ред. A.M. Вейна. - М.: Медицина, 1991.
21. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2002.
22. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. - СПб., 2005. 22 с.
23. Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде. - Тбилиси, 1992. 165с.
24. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41.
25. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде. – М., 2005.
26. Губачев Ю.М., Ситабровский Е.М., Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - СПб.: «Медицина», 1981.
27. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 2003. Ч. II. С. 335-337.
28. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 2006.
29. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. – М.,2003.
30. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
31. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
32. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. - М., 2007, 204 с.
33. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — СПб.: Медицина, 2004.
34. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – М., 2001.
35. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М., 2004.
36. Капрада Д., Сервон Д. Психология личности. – СПб.,2003.
37. Карвасарский Б.Д. и др. Клиническая психология. – М., 2004.
38. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук - СПб., 2002 - 15с.
39. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
40. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. - Саратов, 2000.
41. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб, 2000.
42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., 2000. – 170 с.
43. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - СПб., 2004. - С. 3-16.
44. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2001. - 278 с.
45. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.
46. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. - Тбилиси, 1996. С. 237-249.
47. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. - М.,1997.
48. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси). – Рязань, 2006.
49. Осипов П.Н., Вагапова Н.А., Шимрова Л.А. Социально-психологические факторы профессионального становления студента. – Казань, 1999.
50. Панихина А.В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. – СПб., 2005.
51. Проблемы социальной и психологической адаптации и самореализации личности // Международный научный конгресс// - СПб, 1996.
52. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
53. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.
54. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ, Флинта, 2004.
55. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /сост. К.В. Сельченок.- Мн., 1999.
56. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю. Ф. Полякова, В.В. Николаевой. — М., 1992.
57. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1995.
58. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. - СПб., 1997 - 16с.
59. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
60. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М., Екатеринбург, 2000.
61. Симаева И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. - Калининград, 2002.
62. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - СПб., 1985 - 17с.
63. Соколова Е. Т. , Николаева В. В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995.
64. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. - М., 1997.
65. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора. // Психологический журнал. - 1994, № 3.
66. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986 - с.89-103.
67. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986.
68. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе. – М., 2003.
69. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ: Флинта, 2004.
70. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
71. Худик В. А. Детская патопсихология. — Киев, 1997.
72. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.