На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Роль государства в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 2
Глава 1. Общие проблемы несостоятельности рынка и роль государства в рыночной экономике 4
1.1 Фиаско и несостоятельность рынка и значение государственного регулирования 4
1.2 Сущность экономической роли государства и ее особенности в зарубежных странах 5
1.3 Объекты государственного регулирования экономики 6
1.4 Цели государственного регулирования экономики 9
Глава 2. Институциональная структура государственного регулирования рынка и ее функционирование 12
2.1 Органы государственного управления экономикой: мировая и отечественная практика 12
2.2 Принятие решения 16
2.3 Эффективность государственного регулирования экономики 25
Глава 3. Экономическая роль государства в России в области регулирования предпринимательства 29
3.1 Общая роль государства в экономике России 29
3.2 Функции государственного регулирования Российской экономики 29
3.3 Инструменты государственного регулирования экономики России 30
3.4 Институты государственного регулирования в переходной Российской экономике 31
Заключение 32
Источники и литература: 34



Введение

Функции государства в экономике могут быть самыми разнообразными. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
Особенно ярко государственное регулирование экономики на современном этапе проявляется в сфере предпринимательства, так как именно данный сектор отечественной экономики развивается особенно быстрыми темпами.
Ученые уже достаточно давно доказали фиаско чистого рынка, чем объясняется существование как состоятельных, так и несостоятельных рынков. Очевидной здесь является необходимость государственного регулирования экономики.
В рыночной экономике государство выполняет одни функции, в командно-административной - другие. Однако, совсем иначе дело обстоит с переходной экономикой, где набор государственных функций является достаточно сложным и смешанным. Здесь могут сохраняться и административные методы регулирования предпринимательства при параллельном развитии экономических механизмов аналогичного регулирования.
В целом, наличие несостоятельных и состоятельных рынков делает особенно важным и актуальным анализ государственного регулирования экономики в мировой практике.
Еще более актуальной тема подобного анализа становиться в результате оценки процессов, происходивших в экономике России в 90-е годы прошлого века. В процессе перехода России от административно-командной системы к рыночным отношениям, такой аспект государственной деятельности, как регулирование предпринимательства, приобретает особое значение и, по сути, является неотъемлемой частью данного процесса. Таким образом, важно рассматривать не только мировой, но и российский опыт государственного регулирования экономики.
В связи с указанной актуальность исследования в данной работе будут рассмотрены:
- проблема фиаско рынка и его несостоятельности;
- общая сущность государственного регулирования экономики;
- объекты государственного регулирования экономики;
- цели государственного регулирования экономики;
- институциональная структура ГРЭ и особенности ее функционирования в зарубежных странах и России;
- инструменты и институты государственного регулирования предпринимательства в переходной период.

?
Глава 1. Общие проблемы несостоятельности рынка и роль государства в рыночной экономике
1.1 Фиаско и несостоятельность рынка и значение государственного регулирования
Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так назы-ваемых общественных товаров (public goods), т. е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система и т. п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities). Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п.). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты,, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечают действительным потребностям общества.
Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных, с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина, его обусловливающая, — это свойственная рынку тенденция к монополизации. Последняя подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующих функций рынка.
Кроме того, рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема — безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929—1933 гг.
1.2 Сущность экономической роли государства и ее особенности в зарубежных странах
Основное внимание необходимо уделить государственному регулированию экономики (ГРЭ), которое в условиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП)................
?
Заключение
Таким образом, из всего вышесказанного нетрудно сделать вывод об огромном значении и роли государства в рыночной экономике.
Очевидно, что на сегодняшний день в экономике различных государств существуют как состоятельные, так и несостоятельные рынки. Этот факт и объясняет значение государственного регулирования.
Основная роль государства в рыночной экономике заключается в ее регулировании. Теоретические взгляды на подобное регулирование по мере своего развития претерпели серьезную эволюцию и общее развитие теоретического осмысления проблемы достигло весьма высокого уровня.
Вся совокупность объектов, целей и инструментов ГРЭ создает стройную и многофункциональную систему, которая призвана эффективно влиять на развитие национальной экономики.
Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов и политиков), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этой смеси добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Теоретическая и прикладная экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т.е. развивающихся стран. Для перехода от административно-командной экономики к современной рыночной эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсопиалистических стран новое направление теоретической и прикладной экономики — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии становления.
Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы.
При этом если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс не идет равномерно), то подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.
В этих условиях функции государства имеют особенно важное значение. Переход от административно-командной системы к рыночным отношениям требует активного вмешательства государства в экономику. На мой взгляд, именно посредством такого вмешательства возможно добиться ослабления кризисных явлений, что в последствии обязано привести к стабилизации экономики, ее укреплению и развитию.
Все методы государственного регулирования экономики, перечисленные и описанные выше, являются достаточно эффективными, что позволяет сделать вывод о необходимости их активного применения в современной российской экономике.
В свою очередь, отрицательным фактором является далеко не идеальное использование различных форм государственного воздействия на экономику в России. Эта проблема становится одной из основных в ходе рыночных преобразований и требует соответствующих мер по ее разрешению.

Источники и литература:
1. Аганбегян А.Г., Социально-экономическое развитие России, М., 2003
2. Андрианов В. Д., Россия в мировой экономике, М., 1999
3. Бочаров К.М., Современная экономика, М,, 2004
4. Булатов А. С., Экономическая теория, М., 1999
5. Букато В. И. , Львов Ю. И.: Банки и банковские операции в России, М., 1996
6. Валютный рынок России: тенденции и перспективы. Отв. ред И.С. Королев. – М., 1997
7. Гамидов Г. М.: Банковское и кредитное дело, М., 1994
8. Григулецкий В.Г., Основы экономики, М., 2005
9. Курс экономической теории, под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., М., 1994
10. Линвуд Т. Гайер, Макроэкономическая теория и переходная экономика, М., 1996
11. Мамедов О. Ю., Современная экономика, М., 1998
12. Макаревич Л.Н. Кризис постсоветской банковской системы. - М., 1999
13. Камаев В. Д., Основы экономической теории, М., 1996
14. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2002
15. Рыночная экономика, словарь, М., 2001
16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория, М., 1999
17. Шишкин А. Ф., экономическая теория, М., 1996
18. Шагалов Г.П., Пресняков В.Ю., Фаминский И.П. Регулирование внешнеэкономических связей: Валютное регулирование, иностранные инвестиции, внешняя торговля.- М., 1997
19. Шепаев В.Н. Денежные и кредитные системы России. (Институт Европы РАН).- М., 1999
20. Ясин Е.Г., Российская экономика, М., 2002
21. www.budgetrf.ru
22. www.minfin.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.