На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 129. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие и специфика детской тревожности 15
1.3. Проблема заикания в дошкольном возрасте 24
1.4. Проблема использования литературных произведений при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 33
Глава 2. Практическое исследование влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента 55
2.3. Формирующий эксперимент 63
2.4. Результаты контрольного эксперимента 67
Заключение 75
Литература 78
Приложения 83


Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – заикание. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. При диагнозе «заикание» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и эмоционально-волевой сферы. На фоне переживания осознания своей речевой несостоятельности могут возникать чувства беспокойства и неуверенности, тревожности и страха. Этот факт и предопределяет социальную актуальность данной работы.
Проблема изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте в научной психологической литературе освящена достаточно подробно в работах В.И. Гарбузова, Л.Я. Гозмана, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, Я.Л. Коломинского, М.З. Неймарка, Т.А. Немчина, З. Фрейда и др.
В работах известных логопедов (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховского, Г.Р. Шашкиной, В.М. Шкловского и др.), занимающихся проблемами детского заикания, также указывается, что многие дети с недостатками речевого развития отличаются повышенной тревожностью и чувством переживания страха.
Среди наиболее действенных методов коррекции тревожности и страхов в дошкольном детстве считается метод влияния литературных жанров или чтения книг, который получил название «библиотерапия», а конкретно метод чтения сказок (сказкотерапия). При применении данного метода в логопедии было введено понятие логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова), работы которой оказали влияние на последующее исследование данного вопроса. Однако большая часть исследований данной проблемы основывается на работе с младшими школьниками и подростками (А.А. Афрюткина, Н.Л. Карпова, И.В. Янченко и др.). Применительно же к дошкольному возрасту этот аспект освещается только в работе Н.В. Глуховой. Таким образом, научная актуальность данной работы определяется недостаточной исследованностью влияния литературных жанров в устранении эмоциональных нарушений (страхов и тревожности) у заикающихся дошкольников.
Практическая актуальность работы обусловлена возможностью использования логопедами, психологами, педагогами и воспитателями апробированной на практике программы коррекции тревожности и страхов у заикающихся дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития коррекционной психологии и логопедии констатируется, что у определенной части заикающихся детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и переживания чувства страхов. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и медико-социальных (тяжесть речевого нарушения, условия воспитания в семье и социального окружения) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.
Цель исследования – изучение влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Предмет исследования – влияние литературных жанров на процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Гипотезы исследования:
1. У заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.
2. Высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.
Задачи исследования:
1.Проанализировать современное состояние проблемы влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
2. Эмпирически изучить основные характеристики страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
3. Составить и апробировать программу коррекции тревожности и страхов с помощью использования литературных жанров (сказок).
Методологической основой работы являются концептуальные разработки А.И. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.З. Неймарка, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчина, А.М Прихожан и др.
Наше исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап – изучение литературы по проблеме
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников с нормальным речевым развитием и заиканием, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции переживаний страха и тревожности с использованием литературных произведений у детей в возрасте 5-6 лет.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, сравнение, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Пятый этап - обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ.
В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе). В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и №43 для дошкольников с проблемами речевого развития.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека и издавна служит объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.д., каждый из которых по-своему представлял этот феномен человеческой психики..................


Заключение

Тема данного диплома была посвящена актуальной и все еще недостаточно изученной теме влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.
Теоретический и эмпирический анализ данной проблемы позволяет нам сделать ряд выводов.
Понятие «страх» в научной психологии определяется как отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
В дошкольном возрасте проявления тревожности и страха встречаются достаточно часто и имеют выраженность в таких психологических характеристиках, как беспокойство, беспомощность, боязнь нового (новых игр, новых видов деятельности и т.д.), самокритичность, низкий уровень самооценки, соматические заболевания.
Проявления тревожности и страхов особенно часто встречаются у детей с нарушениями развития, в том числе и с заиканием. Заикание – это нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дошкольники с заиканием характеризуются чувством уязвимости, беззащитности, боязливости, робости, внушаемости, острым чувством переживания своих неудач и своего дефекта, боязни речи и т.д.
Для психокоррекции негативных эмоциональных состояний сегодня часто применяется метод чтения книг, или библиотерапия.
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
При коррекции тревожности и страхов у дошкольников применяется метод сказкотерапии. Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способ-ностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
При коррекции заикания у детей и взрослых применяется метод логопсихотерапии, при помощи которого оказывается не только воздействие на речевое развитие, но и на психоэмоциональное состояние ребенка.
Опираясь на данные теоретических исследований, нами была разработана экспериментальная программа исследования.
В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе). В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и №43 для дошкольников с проблемами речевого развития.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести беседу по схеме, предложенной А. И. Захаровым в книге «Как помочь нашим детям избавиться от страха».
2. Проективная методика «Метаморфозы».
3. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
4. Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Результаты констатирующего эксперимента показали, что выраженность переживаний страха и тревожности у заикающихся дошкольников выше, чем у их сверстников с нормальным развитием речи. Так, если в группе детей без отклонений высокие баллы по методикам получили 4 ребенка (20%), то среди заикающихся испытуемых таких детей оказалось в два раза больше (8 ребят – 40%).
Таким образом, мы подтвердили первую часть нашей гипотезы о том, что у заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.
Опираясь на полученные данные, мы составили экспериментальную группу исследования, куда вошли заикающиеся дети с наихудшими показателями в количестве 10 человек. Эти дети приняли участие в программе формирующего эксперимента.
Цель программы — коррекция переживаний страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с проблемами заикания. Основу программы составил цикл занятий, основанных на работе со сказками, Т. Шишовой.
Работа с детьми, а также повторное тестирование показало эффективность используемых методов. Так, из 8 детей (80%) с высоким уровнем тревожности и страхов, у 4 ребят (40%) показатели снизились, а еще 2 (20%) дошкольников набрали по большей части шкал низкие оценки. Таким образом, мы можем говорить о подтверждении и второй части гипотезы, о том, что высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.
В целом, обобщая полученные результаты, следует отметить, что исследования в данном направлении необходимо продолжать в рамках разработки и апробации специализированного материала для детей-дошкольников с заиканием, в которых работа со страхами и тревожностью сочеталась бы в литературных произведениях с коррекцией развития речи.


Литература

1. Афрюткина А.А. Проективная функция библиотерапии в методике логопсихотерапии. — М.: Школьная библиотека, 2005.
2. Библиопсихология и библиотерапия/ Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. — М.: Школьная библиотека, 2005. — 480 с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2002. - с. 231-235.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 1997.
5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
7. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.1997.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
9. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – СПб.: Медицина, 2003. – 176 с.
10. Глухова Н.В. Своеобразие применения метода библиотерапии на пропедевтическом этапе групповой семейной логопсихотерапии с заикающимися дошкольниками. - Таганрог, 2005.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Просвещение, 2004.
12. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.
13. Загородникова Е.З. Что дала мне библиотерапия. – Владивосток, 2005.
14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
15. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. - с.224.
16. Захарова А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
17. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.: Злотоуст, 1998. - 352 с.
20. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер-Прес,1999.
21. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
22. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. – Тб., 1980. - с. 54-57.
23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
24. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии. – М.: Школьная библиотека, 2005.
25. Карпова Н.Л. (Москва), Яковистенко А.Д. Особенности метода библиотерапии в групповой семейной логопсихотерапии. – М.: Школьная библиотека, 2005.
26. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн., 1997.
27. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.
28. Кругликова А.Ю. Организация библиотерапевтического процесса в работе с подростками в рамках семейной групповой логопсихотерапии. – Таганрог, 2005.
29. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб., 1992.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
31. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
32. Логопедия: Учебное пособие/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. – М.: Просвещение, 2004.
33. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – М., 2005.
34. Мордовцева Т.В. Диалогические цели в библиотерапии: на пути к согласию терапевта и участника группы. - Таганрог, 2005.
35. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005.
36. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М., 2003. – с. 38-40.
37. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся подростков и взрослых. – М.: Школьная библиотека, 2005.
38. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
39. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб., 2003.
40. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996.
41. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. /Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Издательство МГУ, 1999.
42. Оганесян Н.Г. Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: Издательство «Ось-89», 2002.
43. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
44. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 227-267.
45. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2004.
46. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Дом «БАХ РАХ», 1998. - с. 679.
48. Прихожан А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – с. 191.
49. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М., 2002.
50. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет. Составитель Ильина В.Н. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. с.146.
51. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
52. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. - СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер 2007. – 713 с.
54. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. с. 261.
55. Ситникова Н.А. От «Гадкого утенка» до «Чайки по имени Дж. Ливингстон». — М.: Школьная библиотека, 2005.
56. Специальная дошкольная педагогика и психология/ Под общ. ред. В.И. Селивестрова. – М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001.
57. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
58. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
60. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
61. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
62. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
63. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.
64. Шишова Т. Страхи – это серьезно. – М.: Издательский дом «Искатель», 1997. – 93 с.
65. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.
66. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Инфра-М, 1997. – 216 с.
67. Янченко И.В.Диалог в библиотерапии. - Таганрог, 2005.
68. Янченко И.В. Использование метода контент-анализа в исследовании библиотерапевтического материала. - Таганрог, 2005.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.