На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Занятость молодежи и проблемы ее регулирования

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 104. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Занятость молодежи и проблемы ее регулирования


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения занятости молодежи и проблемы ее регулирования
1.1. Терминология проблемы занятости молодежи 6
1.2. Общая характеристика проблемы занятости молодежи в России 18
1.3. Юридическое обеспечение занятости молодежи 32
Глава 2. Экспериментальное изучение факторов, влияющих на проблему занятости молодежи
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 50
Глава 3. Способы регулирования проблемы занятости молодежи
3.1. Направления и проблемы трудоустройства молодежи на примере деятельности компании «Башнефть» 68
3.2. Расчет социально-экономической эффективности 75
3.3. Мероприятия по внедрению проекта 76
3.4. Возможные риски 78
Заключение 82
Литература 86
Приложения 92


Введение

Формирование рынка труда в России обусловлено как сложившейся в стране экономической ситуацией (резкое падение уровня жизни, спад и изменение структуры производства, расслоение общества по уровню дохода и т. д.), так и внешними условиями (информатизацией, глобализацией, интеграцией России в мировое хозяйство).
Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций. Недостаточная занятость данной группы трудовых ресурсов приводит к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: демографическому спаду, оттоку рабочей силы в теневой сектор экономики, ухудшению криминогенной ситуации, ослаблению пенсионных гарантий, отсутствию преемственности молодежи в сфере государственного управления.
Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис.
Создание условий для адаптации и мобильности молодежи позволит ей быстро приспосабливаться к новым условиям труда, использовать новые технологии и продукты НТП, способствует накоплению человеческого капитала.
На современном этапе молодежный рынок труда характеризуется избыточным предложением престижных высокооплачиваемых специальностей и недостатком квалифицированных специалистов по ряду профессий, порождаемых инновационными процессами в обществе. Особую значимость приобретает устранение причин количественной и качественной асимметричности на молодежном рынке труда: правовой незащищенности молодежи, низкой конкурентоспособности последней по сравнению с другими группами трудовых ресурсов, отсутствия у молодых людей мотивации к труду, адекватной сложившимся экономическим условиям, ограниченности территориальной мобильности, неполноты учета и регистрации безработной молодежи. Решение этих вопросов требует особого внимания к концептуальным основам исследования молодежного рынка труда. Существует необходимость выявления не только макро-, но и микроэкономических функций данного сегмента и обоснования принципов его регулирования с целью разработки механизма обеспечения эффективной занятости. Все это и определяет социальную значимость данного исследования.
Проблема занятости молодежи в настоящее время является предметом многочисленных исследований в отечественной науке и практике. Этому аспекту посвящены работы Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, В.А. Гневашевой, И.К. Золотовой, Э.В. Клопова, Г.И. Никитиной, Е.М. Прониной, А.В. Ткачука и многих других. В работах этих и других авторов проблема занятости молодежи рассматривается в общем виде, анализируются статистические показатели занятости, выделяются региональные особенности и т.д. Вопрос же об изучении факторов, влияющих на занятость молодежи, и способов их регулирования на микро уровне практически не изучался. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических и практических результатов исследования на практике работы с молодежью, связанной с ее трудоустройством.
Из всего выше сказанного мы можем сформулировать проблему нашего исследования.
Проблема занятости молодежи в настоящее время является одной из самых актуальных проблем в современной России. Описанию ее общих характеристик и тенденций развития посвящены работы многих авторов в области экономики, социологии, менеджмента. Однако на сегодняшний день в науке еще мало изученными являются факторы, влияющие на занятость молодежи и на регулирование это проблемы.
Цель исследования - изучение проблем занятости молодежи и способов ее регулирования на практике.
Объект исследования – проблема занятости молодежи в России.
Предмет исследования – факторы, влияющие на проблему занятости молодежи в России.
Гипотеза исследования – проблема занятости молодежи зависит от влияния двух групп факторов: психологических (трудовая мотивация молодежи, смена профессиональных целей на цели получения «как можно большего заработка» завышенные требования при трудоустройстве, и т.д.) и социально-экономических (негативное отношение работодателей к молодым специалистам, низкая заработная плата, недостаточный уровень квалификации специалистов и др.). Успешность регулирования проблемы занятости молодежи зависит от работы с этими двумя группами проблем.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты занятости молодежи и проблем ее регулирования.
2. Экспериментально изучить факторы, влияющие на проблему занятости молодежи.
3. Рассмотреть способы регулирования проблемы занятости молодежи.
Для подтверждения гипотезы исследования нами были использованы следующие методы: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы. Обработка результатов проводилась по программе корреляционного анализа по методу Пирсона из пакета программы SPSS 16.0.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения занятости молодежи и проблемы ее регулирования
1.1. Терминология проблемы занятости молодежи

Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения-с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским, который определил молодежь – как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [53].
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. В книге «Социология молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы [53]:
К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи..............


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало разработанной проблеме занятости молодежи и способов ее регуляции.
Работа с теоретическими и практическими частями работы позволяет сделать нам следующие выводы.
Молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Понятие занятость выступает и как процесс приложения труда или вовлечение в производство трудоспособных лиц, и как совокупность экономических отношений по поводу участия населения в трудовом процессе.
Выделяют открытую и скрытую формы занятости молодежи. Открытая форма – это любой вид деятельности молодого человека официально зарегистрированный и осуществляемый открыто (явно). Скрытая форма занятости – это вид занятости, который, как правило, не регистрируется и трудно поддается учету.
В научной литературе проблемы трудоустройства молодежи начались еще в начале 90-х гг. прошлого столетия. Изменения экономической ситуации и трудового уклада в результате реформ 90-х годов, отмена системы распределения выпускников и внедрение коммерческих принципов в деятельность учебных заведений; снижение уровня социальной защиты и соответствующих гарантий для трудоспособной молодежи, приток в крупные города мигрантов, деформация ценностных ориентаций молодежи – все это приводят к возникновению проблем занятости молодежи сегодня.
Сегодня проблема занятости молодежи имеет следующие тенденции развития: снижение возрастной границы начала трудовой жизни молодежи, отказ молодежи от получения образования, несоответствие между требованиями рынка труда и образованием, что приводит к не трудоустройству молодежи по своей специальности, несоответствие профессиональных требований к работникам со стороны работодателей и наличие у молодых специалистов определенных установок при поиске работы, которые не позволяют адекватно оценить свои возможности на рынке труда, несовершенство законодательной базы в области защиты прав молодежи на рынке труда.
В экспериментальной части нашего исследования нами была подтверждена гипотеза исследования о том, что проблема занятости молодежи зависит от влияния двух групп факторов: психологических (трудовая мотивация молодежи, смена профессиональных целей на цели получения «как можно большего заработка» завышенные требования при трудоустройстве, и т.д.) и социально-экономических (негативное отношение работодателей к молодым специалистам, низкая заработная плата, недостаточный уровень квалификации специалистов и др.).
Для подтверждения нашей гипотезы нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Определение направленности «на себя», «на дело», «на взаимодействие».
2. Анкетирование. Цель анкетирования – изучение мотивации соискателей на работу.
3. Анкетирование, направленное на выявление факторов, определяющих проблемы занятости молодежи.
4. Анкетирование для работодателей с целью выявление уровня их отношения к молодым соискателям на работу.
Как показало наше исследование, успешность регулирования проблемы занятости молодежи во многом зависит от обозначенных в гипотезе двух групп проблем.
Результаты анкетирования и тестирования выявили, что у 51% испытуемых проявляется направленность личности «на себя», для 78% соискателей работа по специальности оказывается не важной, и при этом 64% респондентов отметили важность для себя получения большой заработной платы. У молодых людей были выявлены завышенные требования к уровню заработной платы, которую они бы хотели получать.
Для современной молодежи работа – это, прежде всего, возможность зарабатывать деньги (64% человек), а не реализовываться профессионально.
При опросе работодателей мы выявили, что в 84% случаев количество молодых работников в организациях составляет примерно 25% от общей численности персонала. Также 40% респондентов отметили, что никаких плюсов в работе молодых специалистов они выявить не могут, что показывает их общее негативное отношение к ним.
Общее несоответствие ожидание молодого соискателя от работы и работодателя от молодых работников, выраженное в различном уровне восприятия важных личностных качеств, которыми должны и не обладают работники, приводит к затруднению решения проблем занятости молодежи. Это противоречие проявляется в следующих характеристиках.
1. Молодые респонденты считают, что главными качествами, которыми они должны обладать являются профессиональные знания, умения и навыки, предприимчивость, способность добиваться цели, работоспособность. Однако опрос работодателей показал, что для них важными качествами являются не только эти, но и еще ответственность работников, умение работать в коллективе. Таким образом, мы видим некоторое несоответствие между мнениями соискателей и работодателей.
2. Работодатели отмечают небольшое количество качеств, которыми чаще всего обладают молодые работники. К ним, прежде всего, относятся предприимчивость, энергичность и способность добиваться цели.
3. Большая часть работодателей отмечают, что такие важные качества как профессиональные умения и навыки, ответственность, умение работать в коллективе, работоспособность, способность добиваться цели у современной молодежи практически не развиты.
В третьей главе данной работы нами был рассмотрен опыт сотрудничества Молодежной биржи труда и нефтяной компании «Башнефть» показало, что решение проблемы трудоустройства молодежи должно осуществляться в каждом конкретном случае сотрудничества молодых соискателей и работодателей.
Для данной компании нами была разработана специальная программа трудоустройства молодежи, в которой нашли свое отражение решение психологических и социально-экономических групп факторов.
Программа включала в себе работы по следующим направлениям: материальное стимулирование молодых сотрудников; профессиональный и карьерный рост; создание возможности для самореализации и творчества для молодежи; создание условий для удовлетворения межличностных (социальных) потребностей.
Расчет экономической эффективности внедряемой программы показал, что е использование поможет как соискателям найти хорошую выгодную работу, так и работодателям сформировать кадровый ресурс для дальнейшего развития компании.
В заключении нашего исследования следует отметить, что проблема занятости молодежи и ее регуляция требуют своего дальнейшего теоретического и практического анализа.


Литература

1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания/ Социологические исследования, 2006, №4, с.37-46.
2. Береговая, Д.А. Оценка потенциала занятости представителей социально-незащищенных категорий населения / Д.А. Береговая, С.А. Константинов, А.А. Венецкая, И. Выпускники Вуза на рынке труда / И. Венецкая // imtp.ru/institut/intern.htm.
3. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.- Екатеринбург, 1997. С. 116.
4. Волошина И.А., Мережаный А.Л. Самопознание и выбор профессии: Программа профориентационного курса для молодежи: Часть 1 .- М.:ВНПЦ профориентации, 2001.
5. Гневашева В.А. Особенности молодежного рынка труда в России. – М., 2008.
6. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол. исслед. 2001. № 7. С. 132-135.
7. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М., 1996.
8. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны/ Человек и труд.– 2007.– №8.– С. 38-41.
9. Дружинин А.А. Молодежный рынок труда и основные направления содействия занятости безработной молодежи./ Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. – Орел, 2008.
10. Закон РФ «О занятости населения в Российской федерации» – М.: Ось-89, 2001.
11. Звоновский В., Белоусова Р. Молодежь на рынке вторичной занятости/ Вестник общественного мнения, 2006, №2, с. 62-72.
12. Золотова И.К. Специфические особенности регионального молодежного рынка труда. – М. : Дело., 2002.
13. Зубок Ю. А. , Чупров В. И. Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе//Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251). - М., 2004.
14. Ильинский, И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны : докл. на науч.-практ. конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен», Москва, Моск. гуманит. ун-т, 30 мая 2005 г. - М., 2005.
15. Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999.
16. Калинина О. В. Положение молодежи на рынке труда по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований// Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). - Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004. – С. 17 – 18.
17. Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. Сер. «Независимый экономический анализ». – М., 2003.
18. Карезин В. Д. Куда податься молодому специалисту? // Управление персоналом, №2, 2000.
19. Клемешов А.М., Лядова Н.И., Маслова Е.В. Молодежь на региональном рынке труда. – Воронеж, 2008.
20. Клопов Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // Социологические исследования. 1997. №4.
21. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации. – М., 2005.
22. Кострикин А. Занятость и трудоустройство молодежи:
Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой). – СПб., 2005.
23. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
24. Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России. – М., 2008.
25. Маслова А.Н. Проблема трудоустройства как фактор миграции молодежи в крупные города // Молодежь большого города: Материалы студенческой научной конференции. Нижний Новгород (ННГУ), 17-19 ноября 2003 г. / Составители и научные редакторы З.Х. Саралиева, А.А. Иудин. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2003. С. 69-74.
26. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 1149 с.
27. Молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы? Аналитический доклад по результатам социологического исследования// Под ред. М.К. Горшкова/ Институт социологии РАН. – М. 2006.
28. Молодежь в Самарской области в 2003 г. / Под ред. В. Звоновского. Самара, 2004. С. 102-143.
29. Молодежь как социально-психологическая группа // www.sociologia.studentu.ru/?razd=2&page=details&razdel_nomer=soc&nomer=74#_ftnref1.html.
30. Москаленко А. Трудоустройство молодёжи // zarplata.ru/workman/article_id~404.asp.
31. Никитина Г.И. Проблемы трудоустройства молодежи в условиях реализации национальных проектов./ Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. – Орел, 2008.
32. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 25. Ст. 903.
33. Образ жизни и ценностные ориентации современного студенчества. По материалам сравнительного международного социологического исследования (январь – май 1995 года)./Под ред. А.А. Иудина и М. Макбрайт. Нижний Новгород, ННГУ, 1995. С. 15.
34. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности // Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.
35. Перова И. Дополнительная занятость: Масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №4. С. 31.
36. Погодаева М.А. Совершенствование государственно - правововых механизмов трудоустройства несовершеннолетних граждан./ Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. – Орел, 2008.
37. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации. - М., 1996. - С. 63.
38. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы. / Мин. образования РФ. - М.: Изд. МГСА «Социум», 2002. - с. 68.
39. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. - М.: Логос, 2003. - с 64.
40. Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. – М.: Машмир-ЮНЕСКО, 2005.
41. Пономаренко А.М. Рынок труда: что выберет молодежь?/ Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. – Орел, 2008.
42. Проблема занятости населения Самарской области, 2003 г. Самара: ФС государственной статистики по Самарской области, 2004. С. 9.
43. Пронина ЕМ. Причины детской занятости в Москве // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 118.
44. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Наука, 2003. – 192с.
45. Розанов В. В. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план // Человек и труд, № 12, 2001.
46. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2004. (www.gks.ru)
47. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П.и др. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 2002.
48. Самсонова С. Л. Вопросы занятости – важные вопросы // Служба занятости, № 1, 2004.
49. Симонова А. Вопросы трудоустройства молодежи. – М., 2009.
50. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере/ Социологические исследования. 2006. № 10. С. 88-94.
51. Слуцкий Е. Г., Сапова Н. И., Кострикин А. В., Кондратьева Я. В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Под ред. проф. С. М. Климова и проф. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Общество «Знание» СПб и Лен. обл., 2004. - с. 22-25.
52. Социальные ориентации современного студенчества. (По материалам сравнительного социологического исследования) / Под общей редакцией В. Содеура и А. Иудина. Нижний Новгород – Эссен: Изд-во НИСОЦ, 2001. С. 25.
53. Социология молодежи: Учебник / Под ред. Проф. В.Т.Лисовского. – СПб: Изд- во С.-Петербургского университета, 2006. 460с.
54. Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии. - М.: Теис, 2002.
55. Суховская А.М. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях. - Ярославль, 2008.
56. Сушкина А. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи/ Кадровик. Кадровый менеджмент № 4, 2007.
57. Татарских Р. Н. Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам // Население и общество, № 4, 2003.
58. Тимошкин А.П., Полутин С.В., Нежданов В.А. Профессиональное самоопределение молодежи по материалам социологических исследований./ Проблемы трудоустройства молодежи: пути и методы решения условиях реализации национальных проектов. – Орел, 2008.
59. Ткачук А.В. Трудоустройство молодежи. – Вологда, 2006.
60. Тоффлер О. Шок будущего. – М. : АСТ, 2003.
61. Трудовой кодекс РФ. – М.: Юрист, 2002.
62. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед. 1998. №3. С. 31-40.
63. Шведов Ю.А. Конструктивное взаимодействие на рынке труда как фактор расширения эффективной занятости молодежи. – Орел, 2008.
64. Шевченко Д. А. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда// Маркетинг в России и за рубежом, № 7, 2001.
65. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. - М.: Центр социального прогнозирования, 2004. - с. 340.
66. Шуваева Е.В. Основные проблемы занятости молодежи. – Ставрополь, 2008.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.