На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Поэт как провидец в творчестве Пушкина и Лермонтова

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Поэт как провидец в творчестве Пушкина и Лермонтова

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историческая эпоха развития России, и ее влияние на поэтическое творчество Пушкина и Лермонтова
1.1. Анализ личности поэтов Пушкина и Лермонтова в историческом контексте времени их жизни и творчества 6
1.2. Понимание сущности поэтического дара в произведениях
Пушкина и Лермонтова 25
Глава 2. Трагизм роли поэта-провидца в России в произведениях Пушкина и Лермонтова
2.1. Представление о предназначении поэта в творчестве Пушкина и Лермонтова 43
2.2. Судьба поэта-провидца в литературе Пушкина и Лермонтова 59
Заключение 79
Библиография 83



Введение

XIX век в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных политических и социально-экономических проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе, над перспективами развития России. Поэзия А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Эти два величайших русских поэта внесли значительный вклад в отечественную и мировую литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.
Творчество Пушкина и Лермонтова, охватившее один временной период XIX в., разделило его на две части. Первая часть до восстания декабристов в 1825 г. – это период подъем национального самосознания после победы в войне в 1812 г., стремление русской интеллигенции приблизить перемены, важные для реформирования общественного строя страны. Вторая часть – это период жесткой реакции со стороны правительства после восстания декабристов в 1825 г., период, когда надежды на изменения к лучшему сменились апатией и неверием в то, что эти изменения возможны.
Первый период отечественно истории оказал существенное влияние на творчество Пушкина, второй – на творчество Лермонтова. В произведениях и одного, и другого писателя и поэта, живших в одном веке, но в разные исторические эпохи, отразились важные жизненные вопросы целого поколения русской дворянской интеллигенции. Одним из важнейших вопросов, волновавших этих двух людей, был и вопрос о предназначении поэта, о влиянии поэта-провидца на общество. Пушкин и Лермонтов отражали в своих произведениях различные аспекты поэтического самосознания, свои мысли и свой внутренний опыт относительно характера и значения поэзии, художественного гения вообще и истинного призвания поэта, причем оба поэта неоднократно возвращались к занимавшим их проблемам. Определение роли поэта и поэзии в обществе в произведениях Пушкина и Лермонтова оказало огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии. Таким образом, в связи со всем выше изложенным, тема нашего исследования важна для создания целостного представления об образе двух поэтов в контексте исторического развития России в период XIX в. Этот аспект и обусловливает актуальность нашего исследования.
Научная значимость работу обусловлена тем фактом, что большинство исследований и критических статей, посвященных изучаемой нами проблеме были написаны еще в советский период нашей истории. К таким работам можно отнести исследования творчества Пушкина и Лермонтова, проводимые И. Андрониковым, М.О. Гершензон, О.В. Миллер, Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.С. Соловьев, Д. Фомин, В. Ходасевич и др. Анализ сравнительного творчества двух поэтов сегодня практически не проводится, что и определяет научную актуальность исследования.
Практическая значимость работа обусловлена тем, что результаты нашего исследования могут быть использованы в своей педагогической деятельности учителями русского языка и литературы в общеобразовательной школе и в учреждениях средне специального и высшего образования.
Цель исследования – изучение образа поэта как провидца в творчестве Пушкина и Лермонтова.
Объект исследования – творчество Пушкина и Лермонтова.
Предмет исследования – представление о поэте как провидце в творчестве Пушкина и Лермонтова.
Задачи исследования:
1. Проанализировать личности поэтов Пушкина и Лермонтова в историческом контексте времени их жизни и творчества.
2. Изучить понимание сущности поэтического дара в произведениях Пушкина и Лермонтова.
3. Рассмотреть представления о предназначении поэта в творчестве Пушкина и Лермонтова.
4. Охарактеризовать судьбу поэта-провидца при анализе литературы Пушкина и Лермонтова.


Глава 1. Историческая эпоха развития России, и ее влияние на поэтическое творчество Пушкина и Лермонтова
1.1. Анализ личности поэтов Пушкина и Лермонтова в историческом контексте времени их жизни и творчества


1837 год стал для русской поэзии порубежным: погиб А.С.Пушкин и впервые о себе как о поэте общенационального масштаба заявил М.Ю.Лермонтов. Встречи двух поэтов не произошло. М.Ю.Лермонтов, который к тому времени написал свыше трехсот стихотворений, ни одного по своей воле не напечатал. Он планировал отдать стихотворение «Бородино» в пушкинский журнал «Современник» и этой публикацией начать свой путь в русскую поэзию. Однако при жизни Пушкина этому не суждено было случиться. Обнародование другого стихотворения явилось символическим актом рождения нового поэта. Этим стихотворением стало посвященное памяти великого предшественника «Смерть поэта». Списки этого стихотворения, сделанные Лермонтовым и его другом С.А.Раевским, разошлись по всему Петербургу. О новом поэте заговорили в каждом доме, в каждом салоне. Когда же в списках появились заключительные 16 строк, прямо обвинявших в случившемся царя и его ближайшее окружение, власть перешла к активным действиям. М.Ю.Лермонтов был арестован и отдан под суд. Пока шло следствие, поэт, ставший в одночасье и известным и опальным, велел посещавшему его камердинеру «завертывать хлеб в серую бумагу, на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес»: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Сосед» и, наконец, «Узник», использовав в последнем начало своего юношеского стихотворения «Желанье»..................


Заключение

Наша дипломная работа была посвящена актуальной и сегодня не всегда обсуждаемой, теме: «Поэт как провидец в творчестве Пушкина и Лермонтова».
Проведенное нами исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
Творчество Пушкина и Лермонтова находилось под влиянием тех исторических событий в жизни России, которые происходили в нашей стране в XIX в. К таким событиям, прежде всего, следует отнести победу в войне 1812 г. и подавление декабристского восстания в 1825 г.
Время до 1825 г. – это время творчества Пушкина, который отразил в нем дух и идеи своего поколения. В поэзии поэта этот период отражен как время, когда люди открыто могли выражать свои идеи, мысли и чувства, когда была велика роль поэтического слова, в котором отражались понятии свободы и братства, когда была уверенность в том, что социальные изменения, столь необходимые русскому обществу, скоро наступят.
После подавления восстания декабристов в 1825 г. и казни его основных «зачинщиков» произошла смена поэтических идей. Это нашло отражение в творчестве Лермонтова, который писал о том, что люди боятся выражать себя, а целое поколение его современников утратило веру в то, что какие-то изменения возможны. Если герой Пушкина – это «орел», то герой Лермонтова – это «узник», «пленный рыцарь», который бросил вызов судьбе, но удерживается в тисках времени и общества.
Поэта и пророка, по мнению обоих писателей, роднит то, что они получают способность к своей деятельности не благодаря исключительному ими усердию. Необходимо ниспослание дара свыше – пророческого или поэтического.
Вдохновенность поэта сродни вдохновенности пророка. Однако пророк всегда вдохновен, тогда как поэт получает вдохновение неожиданно для себя. При этом он оставляет обыденную жизни и приближается к пророку. Поэтический дар не проявляется в поэте постоянно; для его реализации необходимо вдохновение, озарение.
Образ пророка у Лермонтова отличается от пушкинского. Если второй стал необыкновенным человеком, то первый, фактически остался тем же человеком, со своими слабостями, но получившим знание и прозрение. Поэтому считать безоговорочно, что «Пророк» Лермонтова продолжает «Пророка» Пушкина, нельзя.
Поэт, считает Пушкин, ответственен перед своим даром (или же, можно сказать, перед Богом, наделившим его этим даром, что сближает поэта с пророком). Он обязан творить, ориентируясь не на чье-то мнение, а исключительно на собственное разумение и чувство. Взыскательность к собственным творениям – необходимое качество настоящего поэта. В свободном от конъюнктурных соображений и подражательства творчестве, в реализации имеющегося дара и заключается, по Пушкину, призвание поэта. Свобода творчества оказывается, тем самым, нерасторжимо связана с обязанностью поэта, с исполнением им своего предназначения.
Господствующая черта лермонтовского представления о предназначении поэта проистекает из того, что поэт в лермонтовском понимании стоит выше всех остальных уже потому, что обладает особым даром. Он вправе презирать обычных людей и ничем им не обязан.
В различных произведениях обоих писателей можно обнаружить различные взгляды на предназначение поэта. Однако противоречия в этом нет. Различные аспекты понимания роли обладателя поэтического дара органично сочетаются как у Пушкина, так и у Лермонтова. Считать, что одни из этих произведений отражают истинный взгляд Пушкина на предназначение поэта, а другие – нет, нельзя.
Образы поэта в творчестве Пушкина и Лермонтова – это, прежде всего, романтические образы. У Пушкина поэт – «эхо народа», он выражает свободу, равенство и братство. Затем поэт воспринимается одиноким человеком, который обладает высшей властью над умами и судьбами людей. Поэт способен видеть будущее и предсказывать прошлое и его поэтический дар подвластен оценке только Бога.
У Лермонтова – поэт – это кинжал, цель которого «воспламенять бойца для битвы». Поэт, по мнению автора, нужен толпе «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы», но в реальности уже утратил свое значение для современного общества. Романтический образ поэта у Лермонтова – это образ страдающего от непонимания человека, обреченного на недолгую жизнь отшельника.
Историческая эпоха оставила свой след в творчестве двух поэтов, таким образом, что у Пушкина – будущее поэта – это бессмертие, его будут помнить еще многие поколения, а у Лермонтова – это будущее, когда сам поэт и его творчество могут оказаться забытыми и не нужными для потомков. В этом отражаются оптимистические тенденции в творчестве Пушкина и пессимистические – в произведениях Лермонтова.
В представлениях двух писателей о предназначении поэта отражается и их видение на его судьбу. Эта судьба трагична. Для Лермонтова трагизм выражается в том, что судьба поэта – это судьба отшельника, который оказывается бессильным перед лицом толпы. Трагизм Пушкина – это осознание поэтом пропасти между внутренним духовным миром человека и коллективной человеческой средой, внешнего строя ее жизни.
Трагизм судьбы поэта у Лермонтова выражается в ожесточенности и озлобленности поэтического героя. У Пушкина трагизм оценивается с позиции веры и выражен в ощущении печали и смягченного примирения с окружающим миром.
Судьба поэта-провидца – это судьба одинокого человека. Одиночество поэта Пушкиным толкуется двояко. Временное – связано с реализацией поэтического дара, отрешением от суеты; постоянное – связано с исполнением предназначения, с особым статусом поэта, свободой творчества.
Одиночество поэта у Лермонтова несколько иного свойства; оно – скорее уход от враждебного мира в мир своей поэзии. Следует отметить, что и в этом поэт каждого автора похож на его же пророка. Таким образом, у Пушкина одиночество (как временно, так и постоянное), если можно так выразиться, - конструктивное, необходимое для творчества. У Лермонтова – деструктивное; он, образно выражаясь, живет в одиночестве, причиной которого является его конфликт с окружающими.
В заключение данной работы, следует отметить, что тема пота как провидца в творчестве Пушкина и Лермонтова помогает проанализировать не только их произведения, но и оценить само время, в котором жили и творили эти два выдающихся писателя России.


Библиография

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в шести томах. – М.: Правда, 1988.
2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.2. – Л., 1977-1979.
3. Абрамович Г. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964. — С. 42—75.
4. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Полн. собр. соч. - М., 1955. Т. 7.
5. Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. – М.: Высшая школа, 2005. С.24.
6. Вацуро В.Э. Пророк// Аврора, 1980, №8, С. 123-129.
7. Виноградов В.В. Язык Пушкина. – М., Л.1935.
8. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М., 1995. С. 212.
9. Гессен А. Во глубине сибирских руд. - М., 1965. - С. 279-283.
10. Герцен А. И. Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года//Собр. соч. в 3-х тт. Т. З. - С. 442.
11. Гершензон М.О. Избранное. Т.1. Мудрость Пушкина. – М.: Гешарим, 2000. С. 324.
12. Горький А.М. История русской литературы. - М., 1939. С. 165.
13. Гуковский Г. А. Пушкин и русский романтизм. – М., 1995.
14. Гуревич A. M. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
15. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х т. - М.,1986. Т.1.С.593.
16. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1975. С. 250.
17. Ильин И. Пророческое призвание Пушкина//Александр Сергеевич Пушкин: Путь к православию. – М., 1996. С.64-74.
18. Коровин В. И. Русские поэты XIX века. – М., 1986.
19. Литвинова В.И. «У нас одна душа, одни и те же муки..» (Отражение переломного этапа века в творческой перекличке А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)/ Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии NV. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2001. – 235 с.
20. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М., 2000. С. 143-144.
21. Маймин Е. А. О русском романтизме. – М., 1975.
22. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. – Л., 1987. С.210.
23. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.; Л.1964.
24. Максимов Д. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова. // «Русская литература». 1964, № 3. С. 9.
25. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1996.
26. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. – СПб., 1909.
27. Миллер О.В. «Пророк»// Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
28. Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви//Александр Сергеевич Пушкин: Путьк православию. – М., 1996. С. 14.
29. Михайлов М.И. «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина (Опыт эстетико-мировоззренческой характеристики)/ Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 1999. С.3-5.
30. Найдич Э. Лермонтов и Пушкин // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. — С. 105—113.
31. Нейман Б.В. Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова. – Киев, 1914.
32. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Пушкин// Пушкин А.С. Собр.соч. Т.4. – СПб., 1909. С. 189-191.
33. Православной Церкви// Александр Сергеевич Пушкин: Путь к православию. – М., 1996.
34. Пушкин в воспоминаниях современников в 2-х т.т. - т. I. - М., 1974.
35. Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.
36. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х годов. – СПб., 1909.
37. Сиповский В.В. Пушкин. – СПб., 1907.
38. Сиротин В. Перья серафимов: М.Ю. Лермонтов в искусстве его времени. – М., 2004.
39. Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворении Пушкина// Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина XX в. – М., 1990.
40. Соловьев В.С. Лермонтов/ В.С. Соловьев. Литературная критика. – М., 1990.
41. Соловьев В.С. Литературная критика. - М.,1990.
42. Соловьев И.М. Поэзия одинокой души // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 111—134.
43. Старк В.П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина. – М., 2004.
44. Сумцов Н. Пушкин:Исследования. – Харьков, 1900.
45. Тынянов Ю.Н. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. - Л., 1971.
46. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Кюхельбекере//Пушкин и его современники. – М., 1969.
47. Федоров С.В. «Два «Узника». Диалог поэтов – диалог эпох. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
48. Фомин Д. Разбор стихотворений Пушкина и Лермонтова// Филологические записки. 1908. №2. С. 1-18; №3. С.19-40.
49. Фохт У. Р. Лирика Пушкина в ее развитии // Пушкин и литература народов Советского Союза. - Ереван, 1975. С. 46—47.
50. Франк С.Л. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике. - М.,1990.
51. Фридман Н.В. Образ поэта – пророка в лирике А.С. Пушкина//Ученые записки Моск. Ун-та. Труды кафедры русской литературы. Вып. 118. кн.2. – М., 1946. С.83-107.
52. Фридлендер Г. М. Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973.
53. Ходасевич В. Глуповатость поэзии// Ходасевич В. Колеблемый треножник. – М., 1991.
54. Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его «подражаниями Корану». – М., 1898.
55. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык// Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. С.110-129.
56. Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. – Л., 1924.
. . .
57. Мережковский Д. Пушкин. - magister.msk.ru/library/pushkin/
58. Пророки и пророчество/Электронная еврейская энциклопедия. - jewishencyclopedia.ru/article//
59. Федоров Н.Ф. Заметки о статье В.С Соловьева «Лермонтов». – nffedorov.ru.
60. next.feb-web.ru.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.