Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 112. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП
1.1. Особенности развития детей с диагнозом
«детский церебральный паралич» 8
1.2. Характер развития детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП 28
1.3. Психологические особенности развития матери детей
с диагнозом «детский церебральный паралич» 38
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 59
Заключение 77
Литература 81
Приложения 86


Введение

В начале 21 века около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них – дети-инвалиды. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 января 2008 года зарегистрировано 650 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно. Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата (25%).
До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. За высокими заборами системы специализированных домов инвалидов, домов ребенка, детских домов, интернатов проходила жизнь примерно 10% населения (Е.Р. Смирнова, 1996). Сегодня ситуация меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида семье. Появление ребенка-инвалида в семье способствует развитию аномальной личностной и поведенческой изменчивости матерей. Неготовность общества адекватно воспринимать инвалидов и их семьи также оказывает дополнительно психо- травмирующее воздействие на членов семей и самого инвалида.
В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членам семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Все это и определяет социальную актуальность изучения проблемы нашего исследования.
В отечественной психологии и педагогике детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП) отводится особое место. Изучением данной категории аномальных людей посвящены исследования таких авторов, как: Р.Д. Бабенкова, Н. Бота, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Т.И. Серганова, Л.М. Шипицына и многие другие. В исследованиях этих и других авторов описываются причины, виды, проявления, лечения заболевания ДЦП, особенности обучения ребенка с двигательными нарушениями, воспитания его в семье. Отдельно были написаны работы, посвященные развитию детско-родительских отношений в семье детей с инвалидностью (Е.Т. Лильин, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.В. Устинова, Н.Р. Финни, Л.М. Шипицына и др.). Однако раскрытие проблемы психологических особенностей матери ребенка с ДЦП в научной литературе практически не рассматривается (В.В. Ткачева). Этот факт и составляет научную значимость данного исследования.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время признается, что семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияния в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в семью много дополнительных проблем, оказывает влияние на жизнь всех ее членов, прежде всего, матери. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы. Однако до последнего времени в российских исследованиях семьи, имеющие членов семьи –инвалидов не выделялись в отдельную группу, а изучению психологических особенностей матерей с детьми с ДЦП не уделялось достаточное внимание.
В связи с этим цель данной работы – теоретическое и экспериментальное изучение психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП.
Объект исследования – личность матери, воспитывающей ребенка-инвалида.
Предмет исследования – процесс и результат формирования аномальной личностной изменчивости у матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП.
Теоретическая гипотеза исследования – существуют отличия психологического портрета матери, воспитывающего ребенка с ДЦП и матери здорового ребенка.
Теоретическая гипотеза основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к индивидуальности, предполагая, что конституционально-психологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую форму реагирования при взаимодействии с неблагоприятными внешними факторами, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности, что предопределяет необходимость оказания психологической помощи.
Имеются специфические, ярко выраженные отличия, сформированные в результате заболевания ребенка с ДЦП.
Эмпирическая гипотеза исследования: В социально-психологических условиях, зафиксированных психологами, постоянным стрессовым фактором, таким как неизлечимая болезнь ребенка, практически всегда происходит психологическая изменчивость в границах от нормы до аномальной личностной изменчивости, т.е. каждый индивид демонстрирует индивидуально-типологические закономерности реагирования в ответ на нестабильные макро- и микросоциальные факторы.
Задачи исследования:
1. Провести психологическую диагностику жизненной, семейной ситуации матерей, воспитывающих детей-инвалидов в микро- и макросоциальном контексте.
2. Осуществить психодиагностику лиц общей популяции, используя аналогичные принципы психодиагностики.
3. Выявить и объективизировать закономерности формирования аномальной личностной изменчивости у матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП.
Научная новизна исследования. Предпринята и осуществлена попытка изучения процесса формирования аномальной личностной изменчивости у матерей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП, в рамках междисциплинарного и системного подходов.
Теоретическая значимость работы. Установлены закономерности формирования аномальной личностной изменчивости у матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Раскрыты научные представления и психологические механизмы влияния присутствия в семье больного инвалида на личность матери.
Практическая значимость работы. Значительно расширена область изучения психологического и психического здоровья членов семей, воспитывающих детей-инвалидов. В исследовании эмпирически установлена необходимость дифференцированной психологической помощи матери, воспитывающей детей-инвалидов с ДЦП, в зависимости от конкретных психологических особенностей.
Основные положения и результаты работы апробированы в государственном учреждении социальной защиты населения «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» (г. Москва).
В исследовании приняли участие матери, включенные в состав двух выборок. В состав первой выборки вошли матери физически здоровых детей (25 человек). Вторая экспериментальная выборка включала в себя матерей детей с физическими дефектами – нарушениями опорно-двигательного аппарата: ДЦП легкой и средней тяжести (дети с сохранным интеллектом). Вторую выборку также составили 25 человек.
Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.
4. Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.
5. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
6. Социограмма В.В. Ткачевой «Моя семья».
7. Анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой.
8. Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT). Э.Г. Эйдемиллера.
Обработка результатов проводилась по программе корреляционного анализа по методу Пирсона из пакета программы SPSS 16.0.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП
1.1. Особенности развития детей с диагнозом «детский церебральный паралич»

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденного). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта» У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34-42 ребенка страдающих церебральным параличом.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей. В течении почти ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин церебральный паралич в том значении, в котором он употребляется сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом (1893). В 1893 г. З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано определение: «Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым [23].................


Заключение

Наша работа была посвящена актуальной и в настоящее время все еще мало изученной проблеме изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП.
В ходе проведенного нами исследования нами были сделаны теоретические и практические выводы.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденного).
Заболевание ДЦП имеет 5 основных видов: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.
Двигательные нарушения ребенка с ДЦП оказывают негативное влияние и на его психическое развитие. Эти дети характеризуются выраженными нарушениями по всем показателям и сферам: в бедном проявлении навыков воображения, недостаточной сформированности речевых функций, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти и восприятия, эмоциональными нарушениями и т.д.
Успешность развития ребенка с ДЦП зависит, прежде всего, от влияния родителей и других значимых взрослых на этот процесс.
Исследователями отмечается, что факт болезни ребенка переживается ее матерью очень болезненно. Психологические особенности матерей отличаются наличием чувства вины за рождение больного ребенка, страха, неуверенности в себе, одиночества. У матерей с проблемными детьми проявляются различные формы тревожности и депрессии.
Некоторые авторы выделят три типа родителей, у которых есть дети с ДЦП с авторитарными, невротическими и психосоматическими реакциями поведения. Каждый из этих типов в той или иной форме, прежде всего, негативно сказывается на условиях воспитания больного ребенка, на его физическом и психическом развитии.
В эмпирической части нашего исследования приняли участие матери, включенные в состав двух выборок. В состав первой выборки вошли матери физически здоровых детей (25 человек). Вторая экспериментальная выборка включала в себя матерей детей с физическими дефектами – нарушениями опорно-двигательного аппарата: ДЦП легкой и средней тяжести (дети с сохранным интеллектом). Вторую выборку также составили 25 человек.
Для диагностики психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП нами были использованы следующие методики:
1. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.
4. Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.
5. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
6. Социограмма В.В. Ткачевой «Моя семья».
7. Анкета «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой.
8. Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT). Э.Г. Эйдемиллера.
Проведенное нами исследование показало, что в отличие от женщин первой группы, большое количество матерей больных детей имеет высокие показатели по шкалам уровня тревожности, отвержения, семейной тревоги (12 испытуемых - 48%); по фактору диагностики уровня одиночества (11 человек - 44%). А также по показателям депрессивности (13 матерей - 52%); авторитарной гиперсоциализации – (15 матерей - 60%), невротизации (10 женщин - 40%).
При составлении психологического портрета матери с больным ребенком нами был проведен корреляционный анализ по методу Пирсона, осуществленный в программе SPSS 16.0.
В результаты анализа мы составили следующие психологический портрет. Итак, мать больного ребенка имеет следующие психологические характеристики: высокий уровень тревожности (0,456 балла), депрессивности (0,558 балла), невротизации (0,372 балла), проявления чувства отвержения по отношению к своему ребенку (0,412 балла), симбиотических отношений (0,389 балла), выраженных показателями авторитарного стиля воспитания (0,381 балла) и отношением к своему ребенку как к «маленькому неудачнику» (0,551 балла). Также личность матерей детей с ДЦП отличается высоким уровнем выраженности семейной тревоги (0,468 балла), а характер семейных отношений складывается из преобладания формального подхода и симбиотических отношений по отношению к своему ребенку (0,372 балла). Эти матери низко оценивают возможности своего ребенка в успешном развитии и ограничивают его инициативу и самостоятельность (-0,686 балла).
Корреляционная связь между показателем наличия в семье больного ребенка и данными по шкале одиночества выявлена не была.
Также нами не была выявлена корреляция с показателями уровня одиночества, что показывает, что данная характеристика не является определяющей в оценке личности женщин второй группы.
Психологические особенности матери больного ребенка характеризуются авторитарным и психосоматичным типом характера.
Таким образом, наше исследование позволило подтвердить теоретическую и эмпирическую гипотезу исследования.
Действительно существуют отличия психологического портрета матери, воспитывающего ребенка с ДЦП и матери здорового ребенка.
Эмпирическая гипотеза исследования: В связи с постоянным влиянием стрессовых факторов, таким как неизлечимая болезнь ребенка, практически всегда происходит психологическая изменчивость в границах от нормы до аномальной личностной изменчивости, т.е. каждый индивид демонстрирует индивидуально-типологические закономерности реагирования в ответ на нестабильные макро- и микросоциальные факторы.
В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема требует дальнейшего исследования, как в теории, так и на практике.


Литература

1. Астапов В. А. Хрестоматия: дети с нарушениями развития. - М., 1995.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
3. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - М.,2004.
4. Голик А.Н. Педагогическая психиатрия. - М., 2003.
5. Детский церебральный паралич/ Под ред. В.А. Бронникова. – Пермь: Здравствуй, 2000. – 255 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
8. Иванова С.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Московский научно-исследовательский институт - психиатрии, 2006.
9. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.,1993.
10. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. - В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского цереб-рального паралича. - М.,1991.
11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
12. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
14. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.
15. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - Ставрополь.,2003.
16. Мастюкова Е.М. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - №3. – С.55-63.
17. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003.-400 с.
18. Мамайчук. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.-220 с.
19. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) - МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под. ред. Нуллер Ю.Л., Циркин С.Ю.- СПб.: В03,1994 -229 с.
20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
21. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М., 2007.
22. Организация помощи при детском церебральном параличе// Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С.107-116.
23. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
24. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. - М., 2000.
25. Особый ребенок. Знайте и умейте. В помощь специалистам и родителям детей, страдающих ДЦП/ Е.Т. Лильин и др.// Дет. и подростковая реабилитация. – 2006. - №1. – С.3-49; №2. – С. 4-34.
26. Павлов, Ю, И. Анализ основных причин, способствующих развитию детского церебрального паралича по данным специализированного детского учреждения / Павлов Ю. И., Грицань И, И. // Дет. и подростковая реабилитация. - 2007. - № 1. - С. 27-29.
27. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М.,1997.
28. Ребенок с ДЦП: особенности, помощь, коррекция// Надежда. – 2004. - №5. – С.7.
29. Родители и дети: Психология взаимоотношений // Под ред. ЕА Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
30. Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. № 3. С. 41-54.
31. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение). - В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.,2001.
32. Семья в психологической консультации/Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М.: Педагогика, 1989 207 с.
33. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. - СПб., 1995.
34. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
35. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1997. С. 327.
36. Социальная работа: теория и практика Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2001
37. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. - М., 1996.
38. Социальная работа. Учебник для ВУЗов под редакцией Василькова Ю.В. Ростов-на-Дону, 2000.
39. Теория и методика социальной работы. М., 1994.
40. Технологии социальной работы.//Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001.
41. Тисгей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям. - М., 1988.
42. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М., 1999.
43. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. - М., 2007.
44. Ткачева В.В. Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями// Коррекц. педагогика. – 2004.-№1. – С.74-79.
45. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями// Дефектология. – 2005. - №1. – С.25-34.
46. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом// Коррекц. педагогика. – 2006. - №1. – С.60-76.
47. Устинова Е.В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями// Коррекц. педагогика. - 2005.- №4. – С.35-39.
48. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М., 2002.
49. Финни, Н. Р. Ребенок с церебральным параличам : Помощь. Уход. Развитие : Кн. для родителей / под ред. Е.В. Клочковой, - Изд. 2-е, стереотип. - М,: Теревинф, 2005. -333 с.: ил. - (Особый ребенок).
50. Фромм Э. Азбука для родителей, или как помочь ребенку в трудной ситуацию. - Екатеринбург, 1996.
51. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям. - М., 1992.
52. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2006.
53. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. - М.: Теревинф, 2007. - 334 с. – (Особый ребенок).
54. Шипицина Л.М. Дети социального риска и их воспитание. - СПб, 2003.
55. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.
56. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М-СПб., 1996.
57. Эйдемллер Э.Г., Добряков И.В... Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. ПСИХОЛОГИЯ И психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002,-656 с.
59. Юн Г. Дети с отклонениями. Родители о своих детях. - Кишинев, 2004.
60. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб, 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.