На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекционно-педагогическая работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 176. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Коррекционно-педагогическая работа по обучению
письму дошкольников с нарушением слуха.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коррекционно-
педагогической работы по обучению письму дошкольников
с нарушением слуха
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста
с нарушением слуха 7
1.2. Письмо как одна из форм развития детей дошкольного возраста
с нарушением слуха 20
Глава 2. Экспериментальное изучение коррекционно-педагогической работы
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Коррекционная работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха 50
Заключение 68
Литература 71
Приложения 78


Введение

Современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с нарушениями развития слуха. Вопросы, связанные с изучением слабослышащих детей, относятся к числу наиболее важных в педагогике. Занимаются ими, однако, не только педагоги, но и психологи, дефектологи и т.д. Внимание к проблемам слабослышащих детей вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается [10]. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей и их максимальной адаптации в социуме. Это и составляет социальную значимость нашей работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом давно привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX – начала XX в. подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Многими исследователями показано, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка. Существенный вклад в изучение развития специального воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей сделал Л.С. Выготский. В дальнейшем его идеи получили развитие в теории и практике отечественной сурдопедагогики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и т.д.).
Несмотря на многочисленность исследований в этой области следует отметить, что основной упор в них делается на изучение условий и способов коррекции устной речи детей с нарушениями слуха, а специальных исследований в области коррекции при обучении письма дошкольников в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что итогом нашего исследования будет составление коррекционной программы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха. Данная программа может быть использована педагогами, психологами, дефектологами, которые занимаются коррекционно-педагогической работой с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение условий построения коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха.
Объект исследования – личность детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования – особенности коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза – целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха влияет на развитие личности слабослышащих детей.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
4. Изучить специфику отклонений в письменной речи слабослышащего ребенка – дошкольника.
5. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития письменной речи слабослышащих детей.
6. Изучить уровень развития письменной речи у дошкольников с нарушением слуха.
7. Провести анализ полученных результатов.
8. Разработать, исходя из полученных результатов, программу коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушениями слуха.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 8470;232 и № 8470;1635. В экспериментальную группу были включены 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек) с той или иной степенью нарушения слуха. Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с нарушениями слуха.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя следующие методики: «Анализ слова», «Анализ предложения по картинкам», «Анализ и состояние мелкой моторики».
В соответствии с целью, задачами, гипотезой эксперимент был подготовлен и проведен в несколько этапов:
1 этап (констатирующий эксперимент) – проведение первичной диагностики дошкольников с нарушением слуха направленной на выявление степени нарушения письменной речи. Выделение контрольной и экспериментальной группы.
2 этап (формирующий эксперимент) – разработка и апробирование коррекционно-педагогической программы, направленной на обучение письму дошкольников с нарушением слуха.
3 этап (контрольный эксперимент) – проведение повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности коррекционной программы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: особенности развития ребенка-дошкольника с нарушением слуха, психофизиологическая и личностная характеристика слабослышащих детей дошкольного возраста, условия и проблемы формирования письменной речи у ребенка с нарушением слуха.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития письменной речи дошкольников с нарушением слуха, а также была составлена программа коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха.


Глава 1. Теоретические основы исследования коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: «Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» [34].
«Слышать» - значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. «Слышать» - значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. «Слышать» - это значит иметь облик слышащего человека, располагать окружающих к общению [5]..................


Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной, но в тоже время, все еще мало разработанной проблеме – организации коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха.
Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволяет сделать ряд выводов.
Исследованием многочисленных проблем детей дошкольного возраста с нарушением слуха занимались многие отечественные педагоги и психологи (Е.И. Андреева, К.А. Волкова, Л.С. Выготский, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау и др.). В работах этих и многих других ученых подчеркивается важность слуха и процесса слышания в жизни и развитии ребенка особенно в раннем и дошкольном детстве. Данными исследователями подчеркивается, что у детей с нарушениями слуха происходят и отклонения в развитии как психологических, так и личностных, социальных характеристик ребенка.
В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).
Следует отметить, что в современной сурдопедагогике особое внимание уделяется развитию устной речи детей с нарушением слуха. Уровень развития устной речи у дошкольников напрямую связан с уровнем развития процессов чтения и письма у этих детей.
Понятием «дисграфия» обозначаются частичные специфические нарушения процесса письма. Для дошкольников с нарушением слуха характерны следующие нарушения письменной речи: замены, смешение букв; пропуск букв; перестановка букв; вставки букв, а также нарушение структуры предложения и аграмматизмы.
При проведении экспериментальной части нашего исследования нами были опрошены 20 детей старшей и подготовительной группы детских садов № 8470;232 и № 8470;1635.
В ходе теоретического исследования проблемы нами была выработана гипотеза эксперимента о том, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха влияет на развитие личности слабослышащих детей
Для проверки нашей гипотезы нами были подобраны методики:
1. «Анализ слова».
2. «Анализ предложения по картинкам».
3. «Анализ и состояние мелкой моторики».
Экспериментальное исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе нами был изучен уровень развития письменной речи у детей старшей дошкольной группы. Исследование показало, что у большинства опрошенных в той или иной степени наблюдаются отклонения в развитии письма, чтения и моторики. Также в ходе констатирующего эксперимента нами была выделена группа детей, которая в последующем приняла участие в коррекционной программе формирующего эксперимента (10 человек).
Цель данной программы - коррекция чтения и письма дошкольников в возрасте 5-6 лет с нарушением слуха.
Данная коррекционная программа предполагала проведение специализированных групповых и индивидуальных занятий с детьми по обучению их навыкам письменной и устной речи.
Проведение повторного тестирования показало, что у значительной части дошкольников уровень развития письменной речи практически по всем показателям повысился. С трудом поддаются коррекции дети, у которых помимо нарушения слуха были выявлены отклонения в интеллектуальном развитии или задержка психического развития.
Таким образом, наша первоначальная гипотеза подтвердилась.
Разработанная и апробированная нами программа, таким образом, может быть применена сурдопедагогами и психологами в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением слух при обучении их чтению и письму.


Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.
2. Андреева Е. И. Психологические основы обучения произношению. – Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1977.
3. Андреева Е. И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.
4. Белова Н. И. К вопросу о произношении глухих дошкольников // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.
5. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
6. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
7. Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1996.
8. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М, 1983.
9. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988
10. Боскис Р.М., Коровин К.Г. и Сиияк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. - М., 1985.
11. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1983.
12. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
13. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
14. Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 1980.
15. Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду: Экспериментальная программа / Под ред. Э.И. Леонгард. - М., 1987.
16. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.
17. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.
18. Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. – М., 1971. – С.357-361.
19. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
20. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии 2003.
21. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении.//Дефектология - N4-С.15-21
22. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология - 1996-№2-С.77-83
23. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
24. Демьянов Ю.Г. Клинико-психолоическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития //Дефектология. Научно-теоретическая конференция. - Л., 1987.
25. Дети с временной задержкой развития /Под. Ред. М.С. Певзнер, т. А. Власовой. - М., 1971.
26. Дети с отклонениями в развитии /Под.ред М.С. Певзнер. - М., 1996.
27. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
28. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
29. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
30. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих детей.- М.: Педагогика, 1996.
31. Зыков С.А. Развитие глухих учащихся – основа совершенствования их специального обучения// Дефектология. – 1997. №4.
32. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. Р. М. Боскис. - М.: Педагогика, 1989.
33. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов, 1986.
34. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем детстве и качества матери // Философия языка и семиотика. - Иваново, 1995.
35. Ковшиков В.А. , Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. - Л., 1987.
36. Кодухов В. И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987.
37. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
38. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
39. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1989.
40. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М., 1990.
41. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
42. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 2001.
43. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М., 1983.
44. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 1992.
45. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.
46. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
47. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. - М., 1990.
48. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
49. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
50. Логинова Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития. Психологические основы коррекционной работы с аномальными детьми. - Л., 1990.
51. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
52. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. 1990. №6.
53. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся 1 отделения. – Л., 1984.
54. Метт А. И. и Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. – М.: Просвещение, 1985.
55. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях). – Л., 1987.
56. Миластивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
57. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР. //Дефектология.- 1979. №2.
58. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Под. Ред. Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной.- М., 2003.
59. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. - М.: Просвещение, 1995.
60. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Просвещение, 1999.
61. Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. «Расстройства речи у детей и подростков», под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1989, С. 60—79.
62. Новикова Л.А., Рыбалко Н.В. Нейросенсорное нарушение слуха у детей. – М.: Педагогика, 1987. – 127с.
63. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. Под. Ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной.- М., 1981.
64. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1984.
65. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
66. Попцова Е.В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста. - М., 1995.
67. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
68. Прядильщикова Ю.В. Из опыта работы логопеда в классах КРО. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004, №6.
69. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 1980.
70. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье (Экспериментальные материалы): Методические рекомендации для родителей. Под ред. Э.И. Леонгард. - Рига, 1988.
71. Рау Ф. А., Рау Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. – М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1989.
72. Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи. – М.: Просвещение, 1986.
73. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981.
74. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. – М.: Педагогика, 1981.
75. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М.: Педагогика, 1973.
76. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
77. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
78. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
79. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
80. Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. З. Агранович //Коррекция и развитие. - 1990. №6.
81. Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». - М., 1996.
82. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
83. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
84. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М., 1986.
85. Тригер. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. №5.
86. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
87. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.
88. Шматко Н. Д. Усвоение глухими дошкольниками словесного ударения // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Под ред. Е. П. Кузьмичевой и Н. Ф. Слезиной. – М.: Просвещение, 1986.
89. Шматко Н. Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. – 1979.
90. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992.
91. Элъконин Д.Б. Детская психология. - М., 2002.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.