На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимодействие государства и местного самоуправления в современной России

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 2
Глава 1. Историческое формирование взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России. 7
1.1 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 7
1.2 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 11
2.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 14
Глава 2. Государственное управление и местное самоуправление: понятие, признаки, структура ..19
2.1. Государственное управление и местное самоуправление: соотношение понятий ……………..19
2.2. Структура местного самоуправления в современной России ……………………………………27
2.3. Взаимодействие государства и местного самоуправления ………………………………………34
Глава 3. Особенности взаимодействия государства и местного самоуправления в современной России 42
3.1 Конституционные основы взаимодействия государства и местного самоуправления в РФ 42
3.1.1 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 42
3.1.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 43
3.2 Местное самоуправление и государство 51
Заключение 62
Литература: 64



Введение

Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.
Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.
Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.
Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.
Важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя" , в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.
Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на ком уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что "самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское самоуправление носило чисто сословный характер", далее, сравнивая стиль московского государственного устройства с западноевропейским, он пишет, что "в нем не было той разделенности, того торгашества, той "враждебности"... для отношений между центральной и местной властью". Этот стиль он определяет как "исключительный в истории человечества пример внутреннего единства, добившегося, прежде всего, полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправление".
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуп-равления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.
Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
• непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;
• противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пассивности и политической апатии масс;
• отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;
• законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учета различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправления и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий местного самоуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также между представительными и ис-полнительными органами местного самоуправления;
• неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.
Не случайно одной из конечных целей реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является создание системы взаимодействия населения, местного самоуправления и го-сударственной власти, которая должна обеспечить: улучшение условий жизни населения; обретение гражданами навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
В соответствии с вышесказанным, детальный анализ взаимодействия государственной власти и местного самоуправления приобретает особую важность и актуальность.
Для раскрытия особенностей указанного взаимодействия необходимо использовать различные, связанные с данной проблемой, источники.
На современном этапе важным событием следует считать появление работ, в которых предприняты попытки обобщения материала и осмысления опыта, накопленных на предыдущих стадиях развития местного самоуправления. Так, в ряде работ говорится о том, что становление муниципального права в российском правоведении — свершившийся факт. Это книги С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, В. И. Васильева и Н. А. Емельянова, комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под редакцией Ю. А. Тихомирова, статьи О. Савранской, Л. Лаптевой. Стало воз-можным говорить и о появлении политического анализа местного самоуправления (работы 1997—1998 гг. В. Гельмана, С. Митрохина, С. Рыженкова).
Кроме того, начал приобретать осмысленность традиционный для России исторический подход к проблемам местного самоуправления (статьи В. Абрамова, А. Дементьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология и аксиология (Н. Миронова, Ж. Тошенко, Ф. Бродкин) местного самоуправления.
Сегодня накоплен достаточный опыт специализированных, фрагментарных исследований по отдельным проблемам местного самоуправления, возникла новая научная дисциплина муниципального права, которая имеет своим предметом изучение вопросов организации и осуществления местного самоуправления, общественных отношений, возникающих на местном уровне. На этом благотворном фоне обращает на себя внимание то, что феномен местного самоуправления остается пока за рамками академических исследований и теоретического осмысления.
В отечественной научно-теоретической литературе не уделяется достаточного внимания проблемам местного самоуправления с позиций философии, политологии, социологии и, к сожалению, теории государства и права.
?
Глава 1. Историческое формирование взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России.

1.1 Развитие исторических форм местного самоуправления в России

Исторический опыт местного самоуправления в России богат, самобытен и неоднозначен...............

Заключение
Система органов местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других органов, реализующих его функции. К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные ~ собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом,думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis - тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio - беру, принимаю) - это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муници-пальными именуются только органы городского самоуправления.
Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления - совокупность прав и обязанностей органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенных таковыми Конституцией РФ, федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации, реализация и последствия осуществления которых непосредственно связаны с решением государственных, местных и иных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.
Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления подразделяются на:
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации;
- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов - система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия:
• законности;
• добровольности;
• учета совместных интересов и взаимной ответственности;
• сохранения независимости муниципальной власти.
Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.
?
Литература:
1. Аганбегян А.Г., Социально-экономическое развитие России, М., 2003
2. Авакъян С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. М., 2000.
3. Баймуратов М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости // Право и политика. 2004. N 3.
4. Батанов А.В. Функции муниципальной власти: проблемные вопросы теории // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 12.
5. Бялкина Т.М. Местное самоуправление и государственное управление // Вестник ВГУ. Серия "Гуманитарные науки". 2003. N 1.
6. Вильямский В. С., Основы организации муниципального управления. Ростов н/Д, 2007
7. Велихов Л. Основы городского хозяйства. М., 1998
8. Глазунова Н. И., Система государственного и муниципального управления. М., 2008
9.
10. Дидык М. Е., История государственного управления. Ростов Н/Д, 2007
11. Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в российской федерации и структура органов местного самоуправления // Журнал российского права, 2007, № 12
12. Колесников А. М. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 2001
13. Самоуправление: от теории к практике. М., 1997
14. Ковешников Е. М., Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия, М., 2002
15. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10
16. Топорнин Б. Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
17. Широков А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 1998.
18. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1995. Вып. 1.
19. Савранская О. Л. Правовые основы местного самоуправления //Соц. исследования. М. 1997. № 1
20. Тощенко Ж. Т., Цветкова Т. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) //Социологические исследования. М., 1997. № 6.
21. Петров А. В. Проблемы самоуправления в Москве // Правительство - город — люди. Самоуправление в Москве. М., 2001.
22. Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.
23. Морева Е. Местная власть в Испании: ход реформ и преобразований // Реформы местного управления в странах Западной Европы М., 1998.
24. Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М., 2000.
25. Davis К. Local Government Law. 1983
26. Черкасов А. И. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994.
27. Фомина Е. Г. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 1998.
28. Фабричный С. Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. М., 1999.
29. Груздева Е. В. Субъект РФ и местное самоуправление: пути совершенствования экономического взаимодействия. М.,1997.
30. Волостригов П. С. Становление и развитие правовых основ осуществления местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе // Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тюмень, 2001.
31. Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // CREDO NEW. 2004. N 2.
32. Муниципальное право России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.С. Прудникова, проф. А.М. Никитина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
33. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2000
34. Онанко Н. А., Государственное и муниципальное управление. М. 2008
35. Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2001 г. / Под ред. И. П. Марова. Тюмень, 2001.
36. Самойленко В. Семь шагов. Как сделать реформы осмысленными и окончательными // Независимая газета. 2000, 14 марта.
37. Дзасохов А. Следовать букве и духу. Не надо перекраивать федеральное "платье" России // Независимая газета. 2000. 14 марта.
38. Сапачев И. Д. Местное самоуправление в России: шаг вперед или политическая игра // Становление местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1999.
39. Пашенцев В. К развитию России через развитие ее городов // Местное самоуправление: стратегические направления развития: Материалы науч.-практ. конф. 13—14 апр. 2000 г. М., 2000.
40. Уваров А. А., Местное самоуправление в России. М., 2008
41. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебн. для вузов. М., 2001



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.