На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Потребительский рынок и тенденции его развития в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Потребительский рынок и тенденции его развития в условиях рыночной экономики
CОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3
1. Методологические основы формирования и развития потребительского рынка……………………………………………………………………………6
1.1. Потребительский рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования……………………………………………… …..6
1.2. Функции и структура потребительского рынка ……………………….12
1.3. Малые предприятия на потребительском рынке……………………….18
1.4. Анализ состояния и развития потребительского рынка в Российской Федерации…………………………………………………………………………22
2. Анализ деятельности ООО «Мой магазин» на потребительском рынке…..34
2.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия………34
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности ООО «Мой
магазин»………………………………………………………………………..39
2.3. Исследование конъюнктуры рынка продуктов питания……………...47
3. Основные направления развития малых предприятий в сфере потребительского рынка…………………………………………………………59
3.1. Проблемы развития малых предприятий на потребительском рынке 59
3.2. Государственная политика в области развития малых предприятий на потребительском рынке………………………………………………………65
3.3. Процессы самоорганизации предпринимателей как фактор развития
малого бизнеса на потребительском рынке…………………………………….69
3.4. Основные направления развития ООО «Мой магазин» на потребительском рынке…………………………………………………………71
Заключение………………………………………………………………………78
Библиографический список источников ………………………………………81
Приложения………………………………………………………………………85

ВВЕДЕНИЕ

Формирование спроса и предложения на потребительском рынке в российских условиях является проблемой сложной и многогранной. Переход к социально-ориентированной рыночной экономике требует поиска новых вариантов решения проблемы регулирования производства потребительских товаров и потребления населения. Сложность обусловлена быстрой изменчивостью спроса и потребностей, трудностями точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров, что предопределило значительную зависимость внутреннего рынка, как непродовольственных, так и продовольственных товаров от зарубежных товаропроизводителей.
Решение проблемы производства и потребления требует комплексного подхода, основанного на глубоком изучении потребностей и спроса, выявлении социально-экономических факторов, обуславливающих закономерности и тенденции их развития, а также использовании тех экономических механизмов и методов регулирования спроса и товарного предложения, которыми располагает сегодняшняя экономика страны. При этом, важное значение, принадлежит решению проблем государственного регулирования производства потребительских товаров, формированию товарных ресурсов и сбалансированной инфраструктуры товарных рынков.
Наблюдающаяся товарно-денежная несбалансированность на потребительском рынке в форме низкой покупательной способности большей части населения страны, превышение импорта над собственным производством, все это оказывает отрицательное воздействие на
уровень жизни населения. Постоянный дисбаланс на потребительском рынке ведет не только к снижению эффективности отраслей реального сектора, производящего потребительские товары, но и к возникновению и усилению очагов социальной напряженности в обществе. Поэтому насыщение внутреннего рынка высококачественными и дешевыми товарами имеет огромное значение в экономическом и социально-политическом аспектах.
Интерес к различным аспектам потребительского рынка, экономическим закономерностям его развития и механизмам функционирования, к торговой политике государств проявлялся в работах таких ярких представителей экономической науки, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Юм, Ш.Монтескье, К.Менгер, Ст.Джевонс, Л.Вальрас и др. В зарубежной литературе немало интересных и содержательных работ посвящено исследованию сложных и многоплановых проблем, связанных с функционированием современного потребительского рынка, товарного обращения, потребительного производства. В их числе труды П.Самуэльсона, Ф.Котлера, А.Маршалла, Дж.Эдванса, С.Фишера, Р.Пиндайка и др. Среди отечественных ученых - экономистов различные аспекты данной проблемы рассматривали А.В.Орлов, Ю.А.Львов, Б.А.Соловьев, Ю.К.Твилдиани, Ф.А.Крутиков, Е.П.Голубков, А.П.Введенский, В.М.Гальперин, Б.А.Райзберг, Н.Е. , Капустина, P.C. Гайсин, М.С. Губайдуллин, У.Г.Чернявский и др.
Однако, в большинстве исследований потребительский рынок не выделяется как особый многоструктурный и многофункциональный тип рынка, а представляется лишь как сфера розничной торговли, что, на наш взгляд, сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества.
Значение развития потребительского рынка, определение его места в экономической системе, важность его исследования для организации производства и решения социальных задач в российских условиях предопределили выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является выяснение теоретических сторон и особенностей развития экономических и социальных отношений на потребительском рынке в современных российских условиях.
Общая целевая установка исследования обусловила решение следующих задач дипломной работы:
- изучить теоретические основы формирования и развития потребительского рынка;
- определить роль малого бизнеса в развитии потребительского рынка;
- проанализировать динамику потребительского рынка в современной России;
- представить характеристику розничного торгового предприятия – как субъекта потребительского рынка;
- определить основные направления развития потребительского рынка в России;
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности розничного торгового предприятия – как субъекта потребительского рынка.
Объект исследования дипломной работы – розничное торговое предприятие ООО «Мой магазин».
Предмет исследования – совершенствование деятельности торгового предприятия, как субъекта потребительского рынка.
Информационной основой дипломной работы стали законодательные, нормативные и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, материалы государственного комитета статистики, фундаментальные положения современной экономической науки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, ведущих практиков в области управления, маркетинга, финансов.
При написании дипломной работы использовались методы научной абстракции, экономической и математической статистики, экономического и финансового анализа, аналитических коэффициентов.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1.1. Потребительский рынок в системе экономических отношений и факторы его формирования

Жизнь людей в обществе может рассматриваться как общая социальная система, состоящая из нескольких субсистем. Наиболее часто общественная система подразделяется на хозяйственную, политико-административную, и социально-культурную субситемы. Хозяйственная субсистема служит удовлетворению потребностей, связанных с потреблением товаров и благ.
Эту хозяйственную субсистему называют также экономической системой. Экономическая система регулирует производство, распределение и потребление товаров.
Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков.....................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка его регулированию должно отводиться одно их главнейших мест. И только благодаря государственной поддержке и его активному вмешательству в экономику региона будет обеспечиваться положительная тенденция в развитии регионального потребительского рынка.
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства.
С начала 2009 года происходит существенное снижение спроса населения и изменение потребительских предпочтений в сторону покупок более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости.
Так, в I квартале среди продовольственных товаров наибольший прирост продаж сложился по молочным продуктам на 7,6%, свежим овощам и картофелю – 6,8%, яйцу птицы – на 4,8%,мясу домашней птицы – на 1,1 процента. Среди непродовольственных товаров – мобильным телефонам, бензинам автомобильным и лекарственным средствам.
Во второй части работы был дан анализ деятельности ООО «Мой магазин» как субъекта потребительского рынка. Предприятие занимается розничной продажей продуктов питания и сопутствующих товаров.
Проведя анализ деятельности ООО «Мой магазин» можно сделать следующий вывод: предприятие достаточно обеспечено всеми ресурсами: материальными, трудовыми и эффективность их использования имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Но в тоже время у ООО «Мой магазин» существует и целый ряд проблем, которые в дальнейшем могут привести к ухудшению положения предприятия на рынке, снижению эффективности использования ресурсов и снижению прибыли.
С целью повышения эффективности деятельности предприятию необходимо искать резервы повышения эффективности использования ресурсов, разрабатывать собственную концепцию маркетинга, большее внимание уделять планированию и исследованию потребительского рынка продуктов питания, которые позволят увеличить объемы реализации, и в конечном итоге повысить прибыль предприятия, что является основной целью деятельности ООО «Мой магазин».
В третьей части работы были изложены основные проблемы деятельности малых предприятий на потребительском рынке, а также отмечены основные направления государственного регулирования потребительского рынка.
Прежде всего, для нормального развития малых предприятий на потребительском рынке необходимо снизить административные барьеры, повысить доступность малого бизнеса к финансовым ресурсам.
Для повышения эффективности деятельности ООО «Мой магазин» предлагается перевести форму продажи товаров в магазине от «продажи через прилавок» к «самообслуживанию».
В ходе предложенного мероприятия, доходы предприятия увеличатся на 17% (74461: 63639 = 1,17) или на 10822 тыс. руб., в то время как затраты предприятия увеличатся на 2640 тыс. руб. Рентабельность вырастет до 14,5%. Данные показатели свидетельствуют о том, что ООО «Мой магазин» выгодно перейти от продажи товаров в розничном магазине «через прилавок», к организации самообслуживания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.//Собрание законодательства РФ.-1994, №32.
2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.). - М.: Сборник законов и законодательных актов, 2006. - 483с.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Акулов В., Рудаков И. Экономическая теория: изучение типов и моделей современного рынка. - М.: Знание, 2008. - 198с.
5. Аникеев С.А. Методика и разработка моделей потребительского поведения на рынке: Практическое пособие. - М.: Фолиум, Информ-студио, 2006. - 274с.
6. Безденежных В.М. Выявление и пресечение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 214 с.
7. Беленькая О. Особенности построения современного рынка потребительских товаров.// Современный экономический журнал, 2006, 11. - с.66-74.
8. Березин И. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России // Практический Маркетинг. 2006. №108. С. 2–9.
9. Беляевский, И. К. Пропорции потребительского рынка: статистический и маркетинговый анализ / И. К. Беляевский и М. В. Маркова // Вопросы статистики. – 2006. - № 11. - С.3-13.
10. Бороздин П.А. Анализ потребительских рынков в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: Инфра-М, 2006. - 185с.
11. Бронникова Т.С., Вареников К.И. Маркетинг: Учебное пособие, 3-е изд. доп. и перераб. - Сыктывкар: Юность, 2006. - 319с.
12. Васильев, Геннадий Анатольевич. Поведение потребителей: учебное пособие для вузов / Г. А. Васильев. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 239 с.
13. Глисин, Ф. Малые предприятия в условиях кризиса. // Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-42.
14. Дзагоева А.Р. Маркетинговые инструменты воздействия на потребительское поведение субъектов розничного рынка.// Проблемы экономики. 2009. №4. – С. 29-34.
15. Железнов В., Петрушин А. Потребительский рынок современного типа: современный аспект.// Экономико-статистический альманах. - СПб: 2006, №7. - с.38-43.
16. Ивашковский С.Н. Государственное регулирование потребительского рынка.// Экономический журнал "Государство и Финансы", 2006, №9. - с.36-40.
17. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2005. - 443с.
18. Камаев В.Д. Современные основы экономической теории. - М.: Инфра-М, 2005. - 369с.
19. Коротков, А. В. Сегментация по потребностям / А. В. Коротков // Маркетинг. – 2007. - № 3. – С. 29-38.
20. Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. - С. 124–134.
21. Литвак Е. Малый бизнес во время кризиса: проблемные точки и «лекарство» для выживания // b-port.com/ 22.01.2009
22. Лукашова, Е. В. Постановка проблемы моделирования потребительского поведения с позиции системного анализа / Е. В. Лукашова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 6. - С. 70-76.
23. Маевский, В. О рациональном поведении реального потребителя / В. Маевский, Д. Чернавский //Вопросы экономики. - 2007 . - № 3 . - С. 71-83.
24. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев/ «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009. - [Электронный ресурс] -smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html
25. Межевов, Александр Дмитриевич. Исследование потребителей и стабильность рынка / А. Д. Межевов // Маркетинг. – 2008. - № 5. - С.41-45.
26. Нешитой, А. Потребительский рынок в период реформ / А. Нешитой // Экономист. – 2006. - №10. - С. 24-33.
27. Океанова З.К. Основы экономической теории. - М.: Инфра-М, 2003. - 349с.
28. Окорокова О.В. Потребительское поведение россиян: анализ влияния рисков переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс». 2006.- 214 с.
29. Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7. – С. 119-126.
30. Орлов, А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? //Вопросы экономики. – 2008. - №10. – С. 70-79.
31. Поддержка малого бизнеса увеличивается. С. П. Крюков, председатель Правления Российского банка развития (ОАО «РосБР») - [Электронный ресурс] rosbr.ru/ru/press_center/bank_news/?pid=2436.
32. Россинская,Г. М. Дифференциация потребительского поведения и развитие экономики: проблемы взаимосвязи / Г. М. Россинская // Финансы и кредит. – 2007. - № 45. - С.51-58.
33. Ростовцева, Людмила Ивановна. Поведение потребителей и потребительская культура. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 375 с.
34. Сараев В.В. Влияние информации на рациональность потребительского выбора: современные тенденции // Вестник СПбГУ. 2007. №1. С. 178–181.
35. Сидорович А.В. Курс экономической теории. - М.: Информатика и экономика, 2006. - 546с.
36. Тахумова О.В. Проблемы государственного регулирования потребительского рынка в условиях кризиса.// ЭКО. 2010. №1.- С. 75-86.
37. Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. - 2007. - № 3. - С. 70-73.
38. Фетюхина О.Н. Глобальный рынок продуктов питания // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. №2. С.105–114.
39. Экономическая теория: Учебник для вузов, 5-е изд./ Под. ред. Добрынина А.И. - СПб.: Питер, 2006. - 352с.
40. www. gks.ru – сайт государственного комитета по статистике Российской Федерации.
41. www.eg-online.v.qsoft.ru/article



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.