Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Пейзаж в творчестве Босха и Брейгеля

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.11.2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 3
I. Пейзажный жанр и начало его становление в нидерландском искусстве XV – XVI веков………………………………………………..
9
1.1. Пейзажный жанр: истоки и развитие………………………………. 9
1.2. Северное Возрождение и истоки пейзажного жанра в нидерландском искусстве………………………………………………..
14
II. Пейзажное искусство И. Босха и П. Брейгеля………………………. 17
2.1. Символика пейзажа в творчестве И. Босха………………………… 17
2.2. Пейзаж в творчестве П. Брейгеля………………………………….. 25
Заключение……………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы...........……………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 37


ВВЕДЕНИЕ

Мощный толчок для развития всей европейской культуры дала эпоха Возрождения. Прежде всего, она преобразила искусство Италии. Однако и на севере Европы влияние идей Возрождения вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественных поисков почти равное итальянскому.
Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Но если для формирования возрожденческого мировос¬приятия в Италии ко¬лоссальное значение имело влияние античного на¬следия, которое задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера, то искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем было больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце XV в. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда итальянский вступает в высшую фазу своего развития.
Но следует отметить, что нидерландские художники, обращаясь к до-стижениям античного наследия и итальянцев эпохи Возрождения, все же шли по своему пути.
Нидерландское искусство приобрело более де¬мократический характер, чем итальянское. В нем сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особен¬ность – глубокое чувство национального свое¬образия жизни, народных форм культуры, бы¬та, нравов, типов, а также отображение социаль¬ных контрастов в жизни различных слоев об¬щества.
В отличие от итальянского, нидерланд¬ское искусство Возрождения не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека-титана. Как и в средние века, человек представлялся нидерландцам не¬отъемлемой частью мироздания, вплетенной в его сложное одухотворенное целое. Ренессансная сущность человека определялась лишь тем, что он признавался наибольшей ценностью сре¬ди множественных явлений вселенной. Для ни¬дерландского искусства характерны новое, реа¬листическое видение мира, утверждение худо¬жественной ценности действительности такой, как она есть, выражение органической связи человека и окружающей его среды, постижение тех возможностей, которыми наделяют челове¬ка природа.
Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в деятельности северян более остро и свое¬образно, чем в Италии. Движимые страст¬ным религиозным чувством, порой на гра¬ни фанатизма, они обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа. Они перестали смотреть на природу как на принципи-ально не имеющую значения для понимания художественных задач, но заново открыли ее для искусства.
Нидерландские художники на своих полотнах не только вос-торженно запечатлевают многообразие ин¬дивидуальностей людей, но и неисчерпаемое красоч¬ное богатство природы, ее материальное разно-образие, тонко чувствуют поэзию суровых северных ландшафтов. Таким образом, пейзажный жанр у великих мастеров Северного Возрождения занимает ведущее место.
В нидерландской живописи пейзажные мотивы впервые впервые появляются в творчестве Иеронима Босха, хотя пейзаж как жанр еще в то время еще полностью не сформировался. Боосх является самым загадочным художником той эпохи. О его фантасмагориях до сих пор спорят искусствоведы, многие из которых не считают фантастические образы художника плодом его больного воображения, воплощением давящих кошмаров, находя в них скерытые подтексты и аллегории.
Произведения Босха могут быть разделены на несколько основных групп: традиционные библейские и евангельские сюжеты, темы рая и ада, изображения искушений святых, современная жизнь. Как мы видим, пейзаж как жанр в творчестве этого самобытного художника отсутствует. Однако, в ряде его происведений пейзажи занимают значительное место, поскольку природа, по мысли Босха, является объединяющим духовным началом, она способна вывести человечество из мира зла и поселить в душах людей стремление к святости и добру. Но и в то же время природа на полотнах Босха часто принимает форму демонического кошмара, вскрывая дьявольскую сущность человеческой души, запчастую имеющей зловещий характер. Таким образом, пейзаж в творчестве И. Босха весьма символичен
Одним из великих мастеров в области пейзажа в живописи нидерландов по праву считается Питер Брейгель Старший. Продолжая традицию Босха, он ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и обновлении.
Творчеству И. Босха и П. Брейгеля посвящено много исследований. Зарубежные и российские искусствоведы год от года открывают в их искусстве все новые и новые горизонты, раскрывая аллегорический смысл полотен Босха и социальную направленность в картинах Брейгеля. В большей степени исследовано творчество Брейгеля. Из зарубежных исследователей, которые обращались к искусству Брейгеля следует, прежде всего, назвать монографию немецких искусствоведов Роз-Мари и Райнера Хаген, которые старались рассмотреть все грани таланта этого великого нидерландского художника. О сущности нидерландского искусства повествует в своей книге «История искусства как история духа» немецкий искусствовед М. Дворжак (отдельная глава этой книги посвящена творчеству П. Брейгеля).
Кроме того, следует отметить исследования творчества Брейгеля со стороны российских искусствоведов. Интересен, на наш взгляд, довольно объемный труд Н.М. Гершензон-Чегодаевой «Брейгель», который вышел в свет в 1983 году. Творчеству Брейгеля посвящена статья Р. Климова «Питер Брейгель», в которой данный исследователь раскрывает пейзажную тематику в его искусстве. В 2004 году вышел в свет альбом «Питер Брейгель», в котором собраны лучшие работы нидерландского художника. Пояснения к ним искусствоведа Г.М. Котельниковой помогут читателю «расшифровать» живописный язык гениального мастера Северного Возрождения.
Серьезное изучение искусства Босха началось с конца XIX века и продолжается до настоящего времени. Были опубликованы репродукции его картин, хранящиеся в Испании. Внимательно исследовано все наследие художника, оригиналы отделены от многочисленных копий, ошибочно приписанных Босху.
Была сделана первая попытка установить хронологию картин художника (М. Фридлендер, Г. Глюк, Л. Балдасс). На рубеже XIX – XX вв. многие исследователи пытались истолковать содержание его произведений. Их связывали со средневековой литературой, легендами, проповедями, поверьями (Г. Дольмейер, М. Госсарт). Однако конкретных заимствований установить не удалось. Был изучен большой материал о связях творчества Босха с фольклором, подчеркивали сатирический характер многих его работ и отражение в них общественной жизни Нидерландов (Л. Метерлинк, Р. ван Бастелар).
В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, сотни статей и популярных брошюр. Любо¬пытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Каждый автор высказывает о нем собствен¬ные мысли, и никакого намека на согласованную оценку пока не наблюдается. Его работы истолко¬вывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж. Комбе), в связи с астрологией (А. Пиглер, Л. Брандт-Филипп), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А.Шовьер, Г. Зедльмейер), наркотическими галлюцинациями (Р. Делвей).
Ряд авторов видит в Босхе предшественника совре¬менного сюрреализма. По их мнению, творчество художника представляет собою чисто психический автоматизм, посредством которого выражается функционирование мысли вне всякой эстетической или моральной оценки. Босх в своих картинах якобы материализует подсознательные неуловимые видения, рожденные изначальными инстинктами, а для исследо¬вания его произведений подходят методы современ¬ного психоанализа, разработанные 3. Фрейдом (Ш. де Тольнай). Однако, несмотря на множество разноплановых исследований, никакой новой исчерпывающей оценки творчества художника до сих пор выдвинуто не было.
Что касается пейзажного жанра, который впервые в нидерландском искусстве сошел с полотен И. Босха и завершил свое развитие в творчестве П. Брейгеля, то подробных исследований в этой области существует крайне мало. Пейзажным мотивам в искусстве И. Босха исследователи вообще не уделяют внимания. Те искусствоведы, которые занимаются изучением творчеста П. Брейгеля, обычно рассматривают его работы в области пейзажного жанра, но, на наш взгляд, чтобы в полной мере представить себе Брейгеля-пейзажиста, этого материала явно недостаточно. Поэтому тема нашей работы, которая звучит так: «Пейзаж в творчестве Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха», является актуальной.
Итак, цель данной курсовой работы – дать характеристику пейзажных мотивов на картинах И. Босха и П. Брейгеля.
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- совершить экскурс в историю пейзажного жанра и раскрыть его особенности;
- дать характеристику искусства Северного Возрождения;
- проанализировать пейзажные мотивы в искусстве нидерландских живописцев XV – XVI вв. И. Босха и П. Брейгеля.
Объектом данного исследования является пейзаж как жанр в искусстве, а предметом – пейзаж в творчестве нидерландских мастеров И. Босха и П. Брейгеля
Теоретической основой данного исследования послужили работы таких искусствоведов как Н.М. Гершензон-Чагодаева, М. Дворжак, Н.А. Дмитриева, Т.В. Ильина, Р. Климов, М. Дворжак, Н.Н. Никулин, Р.-М. и Р. Хаген и некоторые другие.
В данной работе мы использовали метод искусствоведческого анализа.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и тринадцати приложений.
Во введении раскрывается актуальность данной темы, проводится обзор литературы, формируются цель, задачи, методы исследования.
В первой главе раскрывается сущность пейзажного жанра как художественного направления и раскрываются его истоки и своеобразие.
Вторая глава посвящена пейзажным мотивам в творчестве И. Босха и П. Брейгеля, являющимися «предтечами» утверждения пейзажного жанра в нидерландском искусстве.
В заключении подводятся окончательные итоги и дается сравнительная характеристика пейзажам И. Босха и П. Брейгеля.......

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Босх. – М.: Белый город. – М.: Белый город, 1999. – 64 с.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб: Лита, 1998. – 672 с.
3. Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. – М.: Искусство, 1983. – 276 с.
4. Гнедич П.П. История искусств. – М.: Эксмо, 2005. – 144 с.
5. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с.
6. Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб: Академический проект, 2001. – 336 с.
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. – М.: Искусство, 1975. – 344 с.
8. Зилова О.Д. История пейзажного жанра. // Режим доступа: masters.donntu.edu.ua/2006/kita/zilova/ind/index.htm.
9. Иероним Босх. Альбом. – М.: Унисерв, 1995.
10. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2002. – 368 с.
11. Ионина Н.А. Босх. Сад радостей земных // Режим доступа: ikleiner.info/lib/picture/picture-0003.shtml.
12. История зарубежного искусства. / Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – С. 218 – 225.
13. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 664 с.
14. Климов Р. Питер Брейгель. // Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: В 3-х ч. Ч. 1. / Сост. М.В. Алпатов и др. – М.: Просвещение, 1987. – С. 276 – 285.
15. Никулин Н.Н. Золотой век Нидерландской живописи. XV век. – М.: Изобразительное искусство, 1918. – 398 с.
16. Тучков И. Питер Брейгель. // Юный художник. – 2002. - № 2. – С. 7 – 11.
17. Хаген Р.-М. и Р. Питер Брейгель Старший. – М.: Арт-Родник, 2000. – 94 с.
18. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.