Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 145. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах

Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах
1. Понятие «стресс» в современной психологии 6
1.2. Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях 18
1.3. Личностные особенности совладания со стрессом 28
1.4. Психологическое здоровье как фактор совладающего
поведения со стрессом 41
Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей
совладания со стрессом в разных возрастных группах
2.1. Организация и методы исследования 55
2.2. Анализ результатов исследования 73
Заключение 101
Литература 105
Приложения 110


Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Ю.А. Александровский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Г. Селье, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах В.А. Бодрова, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И. Дементий, К.И. Корнева, Р. Лазаруса, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкмена, Х. Хекхаузена и др.).
Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет научную значимость данной работы.
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах явно недостаточно.
Цель исследования – выявить личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах.
Объект исследования – процесс совладания со стрессом.
Предмет исследования – личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах.
Гипотезы исследования:
1. Существуют возрастные особенности совладания со стрессом.
2. Личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на структуру совладания со стрессом.
Задачи исследования:
1. Определить специфику понятия «стресс».
2. Рассмотреть стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях и влияния на них личностных особенностей.
3. Эмпирические изучить особенности влияния личностных особенностей на совладающее поведение при стрессе в разных возрастных группах.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
В эксперименте приняли участие две группы испытуемых по 15 человек. Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин).


Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах
1. Понятие «стресс» в современной психологии

Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.
Впервые термин «стресс» был введен в науке применительно к техническим объектам. Английский ученый Роберт Гук в XVII в. использовал это понятие при анализе объектов, испытывающих и сопротивляющихся нагрузке (например, мост). Как отмечает Е.П. Ильин, «эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке» [19; 68]................


Заключение

Данная работа была посвящена изучению проблемы личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах.
Теоретическая и практическая работа по теме исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
Стресс – это неспецифический физиологический и психологический ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой. Степень интенсивности влияния стрессогенных факторов на человека зависит от его индивидуальных характеристик.
В научной литературе стресс делиться на понятия эустресс (нормальный стресс) и дистресс (патологический стресс), на физиологический и психологический (эмоциональный) стресс.
Психологический (эмоциональный) стресс - это реакция организма на факторы среды, преодоление которых возможно в первую очередь с участием психики. Эмоциональный стресс - это широкий круг психических феноменов, сопровождающихся неспецифическими изменениями биохимических, гуморальных, физиологических и других коррелятов стресса.
Совладающее поведение – это способ переживания стрессовой ситуации, основанный на понимании и интерпретации внутренних ресурсов человека. В качестве ресурсов совладающего поведения можно назвать различные психологические характеристики личности (особенности темперамента и характера, развития «Я-концепции и «Я» - образа, установки и направленности личности, интеллекта и мотивации).
Когнитивное оценивание – это широкое понятие, предполагающее не только эмоциональную оценку ситуации, но и определенные поведенческие реакции и состояния.
Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т.д.).
Близким к понятию совладания, является и термин толерантности к стрессу, который отражает наличие у человека важных для преодоления качеств: психофизиологических черт; психологических и поведенческих качеств; социально-психологических свойств; характеристик образа Я и ценностных качеств; а также коммуникативных качеств.
Высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека. Это свойство получило название «hardiness» (смелый, дерзающий, крепкий орешек, стойкий). Это качество включает 3 компонента:
1. Принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действия и с его результатом.
2. Контроль – способность господствовать над обстоятельствами. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие лица снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект.
3. Вызов. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой судьбы, побуждающий человека к непрерывному росту. Любые события переживаются как стимул для развития собственных возможностей.
Анализ литературы показал, что в настоящее время не сформирована теоретическая и эмпирическая база данных, характеризующих возрастные особенности влияния личностных особенностей на совладающее поведение личности в стрессе.
В эмпирической части исследования приняли участие две группы испытуемых по 15 человек. Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин).
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Индикатор копинг-стратегий».
2. Методика для психологической диагностики копинг-механизмов.
3. Методика «Тест описания поведения» К. Томаса.
4. Методика «Тест самоактуализации» (САТ) Э. Шострома.
5. Методика «Личностный опросник Г. Айзенка» EPI (адаптирован А.Г. Шмелевым).
Результаты диагностики показали незначительный уровень выраженности личностных особенностей и копинг – стратегий у испытуемых двух групп.
По шкале избегания проблем в обеих группах были получены низкие и очень низкие результаты всеми опрошенными респондентами (15 человек – 100%). По параметру когнитивных копинг – стратегий по 6 человек (40%) набрали высокие баллы по параметру адаптивности. Высокий уровень адаптивности был выявлен у большей части испытуемых по проявлению эмоциональных копинг-стратегий (первая группа - 12 человек (80%), вторая группа 11 (73,3%) человек) и поведенческих копинг-стратегий (первая группа - 8 человек (53,3%) и вторая группа 6 человек (40%)).
Тип поведения избегания ярко выражен в обеих группах (по 7 (35%) и 9 (45%) человек).
Результаты диагностики по шкалам «Теста самоактуализации Шострома» Оценка личностных особенностей испытуемых показала, что по основным шкалам диагностики были получены средние оценки. Например, по фактору ориентации во времени в первой группе испытуемых средние баллы были выявлены у 11 человек (73,3%), а во второй – у 14 (93,3%) респондентов. По шкале поддержки средние баллы соответственно получили 12 (80%) и 14 (93,3%) испытуемых.
Амбивертами в обеих группах по фактору экстраверсии – интроверсии являются 6 человек (40%), а высокой эмоциональной устойчивостью обладают 8 (53,3%) человек в первой группе и 10 (66,7%) – во второй.
Данные результаты тестирования были подтверждены по U – критерию Манна-Уитни, где ни по одной шкале не были выявлены корреляционно значимые отличия.
Эти данные говорят о том, что первая часть нашей гипотезы о влиянии возрастных особенностей на выбор копинг-стратегий поведения, не подтвердилась.
Корреляционный анализ по методу Пирсона позволил подтвердить вторую часть гипотезы о том, что личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на структуру совладания со стрессом.
В первой группе испытуемых было выявлено, что эмоциональные копинг – стратегии имеют ярко выраженную корреляционную связь по шкалам принятия агрессии (0,739 балла), развития познавательных потребностей (0,888 балла) и снижения нейротизма (-0,739 балла).
Во второй группе испытуемых значимая корреляционна связь присутствует между факторами разрешения проблем и спонтанность (-0,891 балла); а также самоуважения (-0,853 балла) и между когнитивными копинг – стратегиями и ценностными ориентациями (-0,753 балла) и поведенческими копинг-стратегиями и гибкостью поведения (-0,848 балла).
В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема требует своего дальнейшего исследования, как в теории, так и на практике.


Литература

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/ Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2//Под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1999.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологического исследования// Психологическая культура и психологичесая безопасность в образовании – М., 2003. С. 103-107.
5. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о категориях психологической безопасности личности// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании – М., 2003. С. 107-108.
6. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб., 2000.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
8. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4 С.64-74.
10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984 - 256 с.
12. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124.
13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
14. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2005.
15. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - СПб., 2000.
16. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.
17. Дженкинс К. Дэвис К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира № 8-9, 1985. - с. 10-12.
18. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практ. психолога. 1998.№ 4.С3 – 16.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006.
20. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. –М.: ИД София, 2003.
21. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — СПб., 2002.
22. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.
23. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
24. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.
25. Кокс Т. Стресс. - М., 2001.
26. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992.
27. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.
28. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 240 с.
29. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л, А. Коростылевой: Вып.4. -СПб.: СПбГУ, 2000. - 242 с.
30. Коржова Е.Ю. Субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности. Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой: Вып.5. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 242 с.
31. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.
32. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 1998, - 252 с.
33. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. - Л., 1970.
34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2.
35. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2008. - 346 с.
36. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасности личности// Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, №7 (51). 2005. С.21-25.
37. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./ Психологический журнал 2001,Т.22, №1. стр. 16-24.
38. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 1998, №12.
39. Маслоу А. Мотиация и личность. – СПб., 1999.
40. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 2000.
41. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1.
42. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
43. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.
44. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.
45. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2003.
46. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.
47. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2005.
48. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал №3, 1993, 79-89.
49. Потявина В.В. Карьерные ориентации и критические жизненные ситуации. – М., 2002.
50. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2001. – 672 с.
51. Приходько А. Когнитивные факторы копинг-поведения безработных. – М., 2000.
52. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. – 352 с.
53. Психология личности/ Под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.
54. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности. – М.: Yachoo, 2002.
55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 2004.
56. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2002.
57. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
58. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1999.
59. Тихомиров О.К.. Психология мышления. Учебное пособие. - М., 1984.
60. Тополянский В.Д., Стпруковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
61. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М.: Наука, 2001.
62. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 1993, 140с.
63. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях/ Проблемы социальной психологии личности. – Саратов, 2005. - С. 10-18.
64. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.
65. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб., 2001.
67. Черепанов Е. Психология стресса. - М., 1997.
68. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. - М.: Физкультура и спорт, 1998.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.