На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения 6
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладеющего поведения………………………………………………………………………..16
1.3.Защитные механизмы совладеющего поведения и их проявление в детском возрасте 23
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты исследования 48
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 60
Выводы по второй главе 64
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложения


Введение

Для успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуации, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой, кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.
Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].
Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую устойчивость [11].
Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает к совладеющему поведению, предпочитая поведение защитное. Психологическая защита - это система стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие [20].
В исследованиях З.Фрейд [39] было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дельнейшем будут активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие психологической защиты и защитного поведения появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16] и является предметом исследований в современной науке Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18] В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990 [26].
Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004 [24] . Актуальность исследования совладающего поведения детей обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего поведения, эффективна в преодолении стресса. Проблемка изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости к стрессу, развитие поведенческих навыков, обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить механизмов и функций совладающего поведения у детей 7 -8 лет.
Объект исследования: проявление совладающего поведения в детском возрасте.
Предмет исследования - стили и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.
Гипотеза исследования: существует связь, между развитием совладающего поведения и мотивацией достижения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности, закономерности и функции совладающего поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;
2. Определить особенности формирования совладающего поведения и защитных механизмов у детей;
3. Исследовать и выявить особенности, механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, психолого – педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Выявлена и описана феноменология и соотношение защитного и совладающего поведения у младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего поведения у детей
Практическая значимость работы Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями) изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания преодоления детьми кризисов развития [24].....................


Заключение

Проведенное исследование, позволило сформулировать следующие выводы:
Копинг - поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности.
Психологическая ситуация, мотивирует (в связи с особенностями самой ситуации) разные формы поведения ребенка: создавшееся напряжение может заставить его искать способы оттянуть наказание (обмануть, уйти в мир грез, в котором он будет торжествовать над тем, кто его наказывает, идти навстречу наказанию, чтобы оно быстрее прошло). При всей тонкости анализа психологических ситуаций, которые мотивируют повеление ребенка, нельзя не отметить односторонний характер его анализа. Надо учитывать, что разные формы поведения ребенка определяются не только психологической ситуацией, в которой он находится. Но и теми психологическими особенностями, которые возникли у ребенка в процессе индивидуального развития.
В задачу социального окружения ребенка входит канализация энергий влечения к жизни и смерти и выработка соответствующего к ним отношения в каждой конкретной ситуации, оценки и принятия решения по поводу судьбы влечений: плохо это или хорошо, удовлетворить или не удовлетворить, как удовлетворить или какие меры принять, чтобы не удовлетворить. За осуществление этих процессов как раз и отвечают эти две инстанции, Сверх-Я и Я, которые развиваются в процессе социализации человека, в процессе его становления как культурного существа. К типичным детским защитным реакциям относят отказ, оппозицию, имитацию, компенсацию и эмансипацию.
Исследование показало, что в возрасте 7-8 лет, дети испытывают кризис, связанный с общими стрессогенными закономерностями развития.
Этот кризис, объясняется трудностями перехода из одного возрастного этапа в другой.
В исследовании выявлено, что совладающее поведение, детей 7-8- лет, связанная с кризисом, которая связана с формированием самостоятельности, эмансипацией от взрослых, началом учебной деятельности.
У детей, в возрасте 7-8- лет, проявляются сдвиги в плане личного развития, потеря непосредственности, очень сильное переживание неудачи.
Наибольшая доля адаптивных стресс-совладающих стратегий у младших школьников, отмечается в сфере семейных взаимоотношений.
Выявлено, что у младших школьников, наблюдается уязвимость в ситуациях проблем со стрессом. В частности: ситуация физической травмы или соматического заболевания, одиночества, боязни неудачи, кажется младшему школьнику, практически непереносимой, забирающей огромное количество психологических сил.
В исследовании, выявилось, что травматические события перерабатываются в позитивные защитные механизмы.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты: склонность младших школьников в сложных, фрустрирующих ситуациях чаще прибегать к внешнеобвинительным реакциям, чем к анализу собственных действий и поступков;
Ответы, относящиеся свидетельствуют в целом о позитивной направленности в удовлетворении потребностей, об их психологической защищенности с одной стороны и об инертности и пассивности в принятии решений, попытке спрятаться за долженствование и необходимость с другой.
В сознании младших школьников со сформированным совладающим поведением, мотивация достижения успеха представлена такими категориями, как: «потребность достижения успеха», «инструментальная деятельность», «положительное эмоциональное состояние», «похвала», «ожидание успеха».
У детей, с не сформированным совладающим поведением, высокие показатели мотивации избегания неудачи, которая представлена категорией: «неуспех».
Таким, образом, мотивация достижения, у младших школьников, зависит от способов, механизмов и форм совладающего поведения. В свою очередь мотивация достижения актуализируется одобрением и похвалой значимых взрослых. Так же потребность в достижении успеха, порождается реальными успехами самих детей, оценкой взрослого человека.
Позитивные защитные механизмы, способствуют высокому уровню мотивации достижения.
Стремление к неуспеху, порождается отрицательными эмоциями, негативными психическими переживаниями. (результаты сравнительного анализа см. приложении №3)
Таким образом, одним из важных направлений в исследовании мотивации достижения успехов, это изучение стратегий совладающего поведения.
Младшие школьники, мотивированные на успех, преддпочитают выходить из негативных ситуаций, позитивным способом. Проявляют уверенность в исходе задуманного. Им свойственна уверенность в успехе, решительность в неопределенных ситуациях. В ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются.
Младшие школьники, со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает совладающее поведение.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что выбор стратегий совладающего поведения, определяются не только личностными особенностями: агрессивность, коммуникабельность, тревожность, но и стремлением к достижению успеха.
Младший школьник, с мотивом достижения успеха, использует следующие механизмы совладающего поведения: рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности – действия. Младшие школьники, ориентированные на неудачу, используют иные способы совладающего поведения: рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели, стратегии направленные на успокоение, самоуверенность.



Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Поток жизни/ Психология возрастных кризисов. Мн., 2000- 235с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// «Психологический журнал», т.15, №1 –2006-С.15- 35
3. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Анцыферова Л.И. - // Психол. журн. - 1999-Т. Т. - С. 6-20
4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. //Психологический журнал, 2004, № 6, С.121-128
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002-312с.
6. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - 2006- № 1.С. 6- 23.
7. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2005- 235с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,2004- 158с.
9. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. Журнал – 2005- Т. 16. № 3- С. 90-101.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,2006-115с.
11. Грановская Р.М. Психологическая защита и совладеющее поведение в детском возрасте – Спб.,- 2007 - 476с.
12. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003- 289с.
13. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Ж-л прикладной психологии. № 3 , 2004- 236с.
14. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога – 2006- № 4.С3 – 16.
15. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения- М: Академия- 2006- 235с.
16. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии- 2000- № 4. С. 14-23.
17. Келли Дж. Теория личности: Психология личных конструктов. СП-б, 2000.- 235с.
18. Кожевникова Е.Ю. О ресурсах совладающего поведения/ Е.Ю. Кожевникова //Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2001.- №2.- С.107-117 (0,42 п.л.)
19. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В,, Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними: Издательство Речь-2005-179с.
20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Спб., 207- 235с.
21. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: Психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: Психологический анализ. М.: Смысл,2008- 235с.
22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Академия- 2004 – 400с.
23. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия- Издательский Центр «Экономпресс» 2005- 1 и 2 т
24. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологи – 2008- Т. 1. № 2- С.35- 41
25. Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психол. журн.2007- Т. 18, № 5. С.20-30
26. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. М: Речь, 2006- 342с.
27. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2005- 234с.
28. Рязанцева Е.В., Сергиенко Е.А. Особенности контроля поведения младших школьников с разным уровнем агрессивности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика- 2007- N 3. С. 122–135.
29. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. Спб., 208- 112с.
30. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. – Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001- 235с.
31. Сирота Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2005, №1, С. 63 – 74
32. Сергиенко Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под. ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007- С. 256–273.
33. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. N 4(37). С. 105–118.
34. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология- 2002- № 5-6- С. 105
35. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М.,2005- 235с.
36. Туревская, Р. А. Диагностика механизмов и функции регуляции переживаний в подростковом возрасте / Р.А. Туревская // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. - 1994. - N 2. - С. 29-51
37. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни - Саратов- 2002- 235с.
38. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях - Саратов - 2005. С. 10 -18
39. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфиктов // Психологический журнал- 2002- Том 13,- С.22- 31
40. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001- 233с.
41. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 2003, 140с.
42. Фоминова А.Н. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степени канд. психол. наук Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления. Н. Новгород- 2000- 144с.
43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 2006.-450с.
44. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002- 235с.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М.,2006- 237с.
46. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: Фолиум,- 2008- 432с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.