На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Криминалистика. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 107. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Юридический факультет

Кафедра криминалистики


Тема дипломной работы:

«Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами»


Дипломная работа студентки
V курса дневного отделения,
516 гр.
**********

Научный руководитель –
кандидат юридических наук, доцент
Лушечкина М.А.


Рецензент –
кандидат юридических наук, ассистент
Телегина Т.Д.


Дата сдачи дипломной работы: «__»___________________2010г.
Дата защиты: «__»___________________2010г.
Оценка:_____________________


Москва, 2010г.

Содержание

Введение
Глава 1. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Законодательная регламентация порядка допроса несовершеннолетних свидетелей
1.2. Особенности участия педагога и законного представителя при осуществлении допроса несовершеннолетнего свидетеля
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОАНИЯ ПОКАЗАНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЙ (В ПРЕДЕЛАХ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ, ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ)
2.1.Возрастные особенности восприятия
2.2. Возрастные особенности запоминания
2.3. Возрастные особенности мышления и речи
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
3.1. Основы организации и тактики допроса несовершеннолетних свидетелей
3.2. Предварительное изучение личности несовершеннолетнего свидетеля
3.3. Особенности установления психологического контакта и проведения допроса
3.4. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей
Заключение
Литература

Введение

Актуальность темы исследования определена важностью исследования тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами. В настоящее время с ростом большого количества преступлений, все большее количество несовершеннолетних вовлекается в качестве свидетелей в уголовный процесс в связи с тем, что они являлись очевидцами совершенных преступлений. В тоже время часто констатируется, что уровень их психологического и социального развития не позволяет им полностью адекватно оценивать ситуацию.
Еще большую сложность вызывает проведение допроса несовершеннолетних лиц, с различными психическими расстройствами и отклонениями в развитии. Эти дети являются не сформировавшимися личностями, в которых отражаются не только особенности возрастного психического развития, но и наличие того или дефекта. Поведение таких детей до, во время и после допроса обусловлено спецификой нарушений интеллектуального и физического развития. Знание этой специфики важно для тактики проведения допроса такого свидетеля.
Проблема изучения тактики допроса несовершеннолетних свидетелей изучалась во многих отечественных трудах, написанных такими авторами, как А.Н. Бычков, О.Х. Галимов, Г.И. Гаттаулинна, Н.И. Гуковская, Н.П. Дудин, В.М. Костюцкий, Г.М. Миньковский, Д.А. Рогозин, С.В. Тетюев, С.П. Щерба и многие другие.
Отдельно в психиатрии, судебной психиатрии и криминалистике рассматривается вопрос об особенностях несовершеннолетних с нарушениями интеллектуального развития и психическими расстройствами (работы В.Л. Васильева, М.М. Коченова, А.Е. Личко, В.Н. Мамцева, В.В. Николаевой, Н.Р. Осиповой, П.Б. Шошина и др.).
Цель настоящего исследования – изучение тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть законодательную регламентацию порядка допроса несовершеннолетних свидетелей.
2. Изучить особенности участия педагога и законного представителя при осуществлении допроса несовершеннолетнего свидетеля.
3. Проанализировать особенности формирования показаний у несовершеннолетних свидетелей в пределах психической нормы, при задержке психического развития и психических расстройствах.
4. Выявить психологические особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами.
Теоретическую базу исследования составили работы в области:
- исследования тактики допроса несовершеннолетних свидетелей А.Н. Бычкова, О.Х. Галимова, Г.И. Гаттаулинной, Н.И. Гуковской, Н.П. Дудина, В.М. Костюцкого, Г.М. Миньковского, Д.А. Рогозина, С.В. Тетюева и другие;
- изучения психофизиологического развития несовершеннолетних (В.Л. Васильев, М.М. Коченов, А.Е. Личко, В.Н. Мамцев, В.В. Николаева, Н.Р. Осипова, П.Б. Шошин и др.).


Глава 1. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Законодательная регламентация порядка допроса несовершеннолетних свидетелей

По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет. В этот период законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, опекуны, попечители и другие законные представители................


Заключение

Проведенное нами исследование вопросов тактики допроса несовершеннолетнего, страдающего психическими расстройствами, позволяет сделать следующие выводы.
Несовершеннолетний свидетель - это юридически незаинтересованное в исходе дела лицо, не достигшее 18 лет, вызываемое в правоохранительные органы или суд, для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для уголовного дела.
Процедура проведения допроса несовершеннолетнего включает четыре этапа: предварительный (получение общей информации о свидетеле и его семье, а также разъяснение свидетелю и его представителю процессуальных обязанностей и прав); слушание свободного рассказа свидетеля, получение общей информации, касающейся сути дела; уточнение информации, полученной от свидетеля; подведение итогов допроса и подписание протокола.
Важно при проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля учитывать особенности его психофизиологического развития. Это помогает следователю правильно выбрать тактику беседы с ребенком.
В современном законодательстве законом предусмотрено участие педагога и законного представителя при осуществлении допроса несовершеннолетнего свидетеля.
При этом закон не предусматривает четкого определения понятия «педагог», обязанностей и норм специалистов, участвующих в допросах несовершеннолетних свидетелей, возможном участии и роли психолога в данных следственных мероприятиях.
Педагог при этом должен отвечать следующим требованиям: специальными знаниями и опытом работы; незаинтересованностью педагога в исходе дела; педагог должен быть совершеннолетним; недопустимость участие педагога, работающего в системе правоохранительных органов; отсутствие языкового барьера между несовершеннолетним и педагогом.
Также важным вопросом является закрепление законодателем за законным представителем ребенка, выступающего в качестве свидетеля, норм обязательного участия в допросе.
Характеризуя общее развитие восприятия, запоминания, мышления и речи в разных возрастных группах детей с нарушениями психического развития и без него, мы можем выделить следующие особенности.
Восприятие ребенком с нормальным развитием с возрастом сложность и качество воспринимаемых объектов увеличивается. Если дошкольники воспринимают только самые общие детали события, то школьники улавливают более сложные детали, их восприятие позволяет уловить интонации разговора, особенности внешности преступника, положение участников события в пространстве, определить время совершения преступления и т.д.
Дети с ЗПР, а также с психическими расстройствами имеют проблем с целостным восприятием события, не могут выделить детали, воспринимают только яркие для них, эмоционально значимые события. У них часто встречаются проблемы с ограничением объема и дифференцированности восприятия. Дети с психическими нарушениями могут воспринимать объекты, имея иллюзорное восприятие или галлюцинации.
Процесс развития запоминания также имеет свои особенности. У детей с нормальным развитием в младшем возрасте преобладает непроизвольность процессов запоминания, обычно запоминаются самые яркие события, с возрастом. С возрастом процессы запоминания приобретают более сложный характер. Подростки и юноши могут не только воспроизвести общие факты, но и отразить в своих рассказах какие-то детали, вспомнить речь участников происшествия и ее эмоциональный окрас.
У детей с нарушениями развития наблюдаются низкий уровень объема запоминания, низкий уровень продуктивности памяти, снижение помехоустойчивости, дети могут с трудом запоминать цифры, слова, последовательность событий, быстро забывают происходящее и т.д.
Развитие мышления и речи детей с нормальным развитием показывает, что, если в дошкольный и младший школьный период у детей преобладает наглядное мышление, имеется не высокий запас слов, не умеет последовательно и слаженно излагать свои мысли, то с возрастом мышление становится словесно-логическим, словарный запас увеличивается, дети могут не просто рассказать о факте происшествия, но и описать его детали, охарактеризовать поведение каждого участника, отразить их эмоциональные переживания и мотивы поведения.
У детей с нарушениями интеллекта и психическими расстройствами чаще всего преобладает наглядно-образное мышление, запас слов ограничен, а частые проблемы с развитием речи не позволяют таким детям последовательно и логично рассказать о событии. Психические расстройства в детском возрасте также могут сопровождаться брадифренией (скачки мыслей), непоследовательность, разорванность, непоследовательность мышления, паралогическое мышление (вычурность, рассуждательство, резонерство).
Все эти особенности оказывают непосредственное влияние на процесс допроса несовершеннолетних свидетелей. Дети, в зависимости от того или иного вида нарушения, по-разному воспринимают, запоминают и воспроизводят увиденное во время допроса. Все эти особенности должны быть известны следователю, что помогает ему верно оценить ситуацию беседы с ребенком и предоставляемые им данные.

Перед началом допроса несовершеннолетнего свидетеля, страдающего психическим расстройством, следователь должен подробно изучать сведения о нем. Из материалов опроса законных представителей, педагога, враче, медицинских и индивидуальных карт сотрудник правоохранительных органов получают информацию о социальном положении ребенка, его семьи, условий воспитания ребенка, уровне его интеллектуального и психического развития, основных чертах характера, особенностях проявления дефекта, эмоциональном состоянии свидетеля после его присутствия во время события и т.д.
Следователь на первом этапе допроса должен установить благоприятный, доброжелательный контакт с ребенком, показать ему заинтересованность в его показаниях, объяснить их важность для следствия. На последующих стадиях, с помощью оказания мнемической помощи, следователь помогает ребенку вспомнить детали произошедших событий. При этом важно понимать, что несовершеннолетний, давая ложные свидетельские показания, делает это не преднамеренно, а в силу особенностей своего развития.
В отношении несовершеннолетних свидетелей, страдающих психическими расстройствами, может быть назначена судебно-психологическая экспертиза. Основная цель экспертизы выявить способность свидетеля, с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Для проведения допроса важно получить о ребенке информацию об уровне развития и особенности органов чувств (анализаторов); уровне психического развития; психическом состоянии ребенка, индивидуально-психологических особенностей; особенностей процессов запоминания, мышления и речи.


Литература


1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года №174-ФЗ (в редакции с изменениями и дополнениями от 09.03.2010 года) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч.I), ст.4921.
2. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. - М., 1953. С. 140.
3. Амбарцумов Р.Г. Защита несовершеннолетних: Правовые и психологические особенности. (Методическое пособие для адвокатов).
4. Батов В.И., Коченов М.М. О возможности использования психолингвистических методов в судебно-психологической экспертизе. – М.: ВНИИСЭ, 1971.
5. Божкова Н.Р. Специалист как участник уголовного судопроизводства // Эксперт-криминалист, 2008. №2.
6. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве. Автореф.дис.канд.юр.наук. - Ижевск, 2007.
7. Бычков А.Н. Защита прав несовершеннолетних по уголовно-процессуальному законодательству Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Украина и Республики Узбекистан // Вопросы ювенальной юстиции, 2009. №3.
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-ое изд. доп. и переработ. СПб. Питер, 2005.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2003.
10. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. – СПб., 2001. – С. 106.
11. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М, 1974. С.112-113.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1994.
13. Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего// Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - №4.
14. Дудин Н.П., Луговцева С.А. Судебное разбирательство уголовных дел в отношении несовершеннолетних. – СПб., 2005. – С. 122.
15. Иванова Т.В., Холопова Е.Н. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. М.: Юрлитинформ, 2008. 160 с.
16. Иванова Т.В., Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. Калининград: Янтарный сказ, 2003. 91 с.
17. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. (2-е издание, исправленное и дополненное). М.: КОНТРАКТ, ИИНФРА-М, 2006.
18. Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // Российский следователь, 2006. №8.
19. Кербиков О. В., Коркина М. В., Наджаров Р. А., Снежневский А. В. Психиатрия. 2-е изд.— М.: Медицина, 1998.— 448 с.
20. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288с.
21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1999.— 607 с.
22. Конышева Л.П. Коченов М.М. Ситковская О.Д. Новые направления судебно-психологической экспертизы: Справочное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2000. – 160с.
23. Корнеева Л.М. Особенности тактики допроса несовершеннолетних. Волгоград, 1988.
24. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза: монография. – Львов, 1987. – 140с.
25. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 1991. – 45с.
26. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С-37-38.
27. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей. - М. 1984.
28. Куликов А.В., Новиков А.А. Об обязательном привлечении специалиста к расследованию преступлений // Адвокатская практика, 2007. №5.
29. Куликов А.В., Новиков А.А. Соотношение процессуального положения специалиста, психолога, педагога и переводчика в уголовном судопроизводстве России // Российский судья, 2007. №1.
30. Курмаева Н.А. Проблемы использования специальных психологических знаний при рассмотрении и разрешении судом уголовного дела в отношении несовершеннолетнего // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 9. В 3 томах. Том 3. М.: Издательская группа «Юрист», 2009. С.956 – 960.
31. Курмаева Н.А. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Пробелы в российском законодательстве, 2009. №1. С.146 – 148.
32. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М., 1985.
33. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. - Л.: Медицина, 1983.
34. Малиновская Е.М. Судебно-психологическая экспертиза: вопросы классификации. – М.: Новый индекс, 2008.
35. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (психологически аспект). — Автореф. дисс. ..канд. мед. наук. — М., 1995; 24с.
36. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
37. Ocunoвa H.P. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978. С.44.
38. Пашин С.А. Психологические основания правового регулирования допроса в уголовном судопроизводстве // Юридическая психология, 2007. №4.
39. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / / Дефектология. - 1992. - № 3.
40. Печерникова Т.П. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших.//Судебная психиатрия под ред. Б.В.Шостаковича. — М.: Зерцало, 1997, с.96-102.
41. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс). - М.: ИНФРА-М, 2005.
42. Рогозин Д.А. Правовые, социальные и психологические основы производства по уголовным делам несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001. – С. 10.
43. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
44. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. – Саратов, 2005.
45. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста.— М.: Медицина, 1994.—320 с.
46. Тетюев С. В.: Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого. - М., 2006. - С. 124.
47. Тетюев С.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого: сравнительно-правовой анализ Уголовно-процессуального законодательства России, Белоруссии и Казахстана // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004: 6 Международ. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2004. ч. 1. – С. 335.
48. Тетюев С.В. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право, 2006. №6.
49. Тетюев С.В. Перспективы развития действующего законодательства о производстве по делам в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции, 2006. №4.
50. Тетюев С.В. Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Журнал российского права, 2008. №4.
51. Тетюев С.В. Сведущие лица, обладающие педагогическими и психологическими знаниями, и их виды в ювенальном уголовном судопроизводстве // Российская юстиция, 2008. №9.
52. Тетюев С.В. Сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Азербайджанской Республики, регламентирующего участие педагога и психолога в следственных действиях // Российская юстиции, 2008. №12.
53. Тетюев С.В. Участие педагога (психолога) в производстве по делам несовершеннолетних как самостоятельная процессуальная форма использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА(СЮИ): Материалы Межд. научн.-практ. конференции. – Екатеринбург, 2005. Ч. 2. С. 303 - 308.
54. Тетюев С.В. Формы использования специальных знаний // Законность, 2009. №11.
55. Ткаченко А.А. Судебная психиатрия. Консультирование адвокатов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 504с.
56. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
57. Фотьянов М. И. К систематике и психопатологии иллюзий зрения.— В ки.: Вопросы общей психопатологии и социальной адаптации психических больных/Труды МНИИ психиатрии МЗ РСФСР.— 1974, т. 67, с. 23—31.
58. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001.-224с. – С.112.
59. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998.
60. Щерба С.П., Зайцев О.А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. - М., 1996. - С. 35.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.