На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Понятие социальных установок, их место и роль в развитии общества

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2009. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОСИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филологический факультет
Кафедра социальной и дифференциальной психологии


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Понятие социальных установок,
их место и роль в развитии общества».


Работу выполнила:
Студентка второго курса
филологического факультета
направление – психология группа ФПБ – 21 ***********

Научный руководитель:
Доцент, кандидат психологических наук
Волк Марина Игоревна.


Москва 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Социальные установки, агрессия и поведение в конфликте.
Подходы к их изучению разных научных школ 5
1.1. Социальные установки. История вопроса, современный взгляд на проблему 5
1.2. Агрессия как психологический феномен. Агрессии я у подростков 11
1.3. Основные стратегии поведения в конфликте 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование связи социальных установок, форм
агрессии и основных стратегий поведения в конфликте 19
2.1. Программа исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Анализ агрессии в группе 20
2.4. Анализ социально-психологических установок членов группы 22
2.5. Анализ стратегий поведения в конфликте членов группы 24
2.6. Связь социально-психологических установок, агрессии и предпочитаемых
стратегий поведения в конфликтной ситуации 26
2.7. Выводы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Литература 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является исследование связи социальных установок, агрессивности и предпочитаемых моделей поведения в конфликтной ситуации у подростков. Данный вопрос недостаточно изучен и в настоящее время является актуальным, так как, с одной стороны, в ситуации высокого уровня агрессии в обществе важна профилактика антисоциального поведения у детей, и с другой стороны, многие формы деятельности требуют умения действовать эффективно в командном взаимодействии, умения конструктивно решать возникающие проблемы. Гипотеза же данного исследования состоит в том, что между социальной установкой на результат и уровнем физической агрессии, а также предпочтением в конфликтной ситуацию стратегии соперничества, существует связь.
Социальные установки у школьников во многом определяют способ самопроявления личности в учебной среде и ее манеру самовыражения. Социальные установки – это определенные понятия, взгляды, оценки, привычки и т.п., то есть все те внутренние механизмы, которые на бессознательном уровне побуждают человека к действию или препятствуют его действиям. С одной стороны социальные установки являются стимулом к развитию подростка, его самопроявлению, а с другой – они могут ограничивать и тормозить его развитие. Социальные установки могут стать средством манипулирования сознанием людей в идеологической, политической, религиозно-конфессиональной и других сферах жизни. В той же мере, в какой общество влияет на личность, и личность влияет на социум, следовательно, от каждого человека в той или иной степени зависит эволюционный процесс развития человеческого сообщества. Для гармоничного взаимодействия с миром необходима сознательная деятельность каждого индивидуума, осознание им своего места в этом мире и цели своего существования.
В основе любой установки лежит стремление к удовлетворению потребностей, а затем, по мере развития общества, социальные установки становятся все более многообразными. Источниками социальных установок являются: пережитый опыт (как личный, так и полученный из коллективного бессознательного), личный пример отдельных индивидуумов, различные научные, философские и религиозные концепции, а также идеологические требования общества, социальной группы и т.д.
Социальные установки формируются (сознательно и подсознательно) под влиянием семьи, школы, социальной группы, государства; велика в этом процессе роль средств массовой информации - радио, телевидения, интернета.
Агрессивное поведение – один вариантов реагирования человека на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Формы проявления агрессии могут быть различными и определяются как индивидуальными особенностями ребенка, так и влиянием семьи, сверстников, произведений культуры.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, прогнозируя возможные завоевания и потери, взвешивая важность предмета спора для себя и соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество).
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
Объектом исследования являются социально-психологические установки, формы агрессии, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте в группе подростков, предметом исследования - их соотношение в исследуемой группе.

ГЛАВА 1. Социальные установки, агрессия и поведение в конфликте. Подходы к их изучению разных научных школ.

1.1. Социальные установки. История вопроса, современный взгляд на проблему.

Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии У. Томас и Ф. Знанецкий. Они определили социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта. Понятие социальная установка сформулировано в социальной психологии, как состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, на основе прошлого опыта...............


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В детстве личность демонстрирует врожденные качества - как положительные, так и отрицательные; как созидательные, так и разрушительные. Затем на личность по мере приобщения ее к социуму начинают оказывать влияние социальные установки, которые с возрастом все более и более доминируют. Личность обрастает этими социальными штампами, как ментальными и эмоциональными, так и поведенческими.
Проблема связи социально-психологических установок, агрессии и форм поведения в конфликтных ситуациях является в настоящее время особенно актуальной.
В данной работе проведено исследование с целью выявить такие связи при помощи корреляции результатов тестов, диагностирующих социальные установки, конфликтность, уровень и формы агрессии в исследуемой группе, а именно:
- методики диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;
- методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной;
- методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
В качестве объекта исследования была выбрана группа подростков 13-14 лет, учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы г. Москвы (27 школьников одного класса).
По результатам проведенного исследования гипотеза о связи социальной установки на результат с уровнем физической агрессии и предпочтением в конфликтной ситуации стратегии соперничества не подтверждается. Тем не менее, выявлены значимые связи между:
1. чувством вины и ориентацией на альтруизм (сильная прямая связь);
2. избеганием и соперничеством (сильная обратная связь).
Данные результаты означают, что, во-первых, подросткам, убежденным, что они плохие, живут неправильно, имеют на себе много грехов, часто переживающим чувство стыда и вины за свои мысли и поступки, легче просить за других, чем за себя, трудно отказывать в просьбах, обычно не хватает времени для своих потребностей, сложно просить самим о помощи. И наоборот, дети, имеющие социальную установку на альтруизм, часто имеют гипертрофированное чувство вины, считают, что, если они думают о себе, то поступают плохо, стыдятся просить о помощи других людей, чтобы их не утруждать.
Во-вторых, подростки, предпочитающие уходить от конфликта, избегающие занимать позицию, которая может вызвать споры, будут всячески избегать любой ситуации соперничества, не будут отстаивать свои интересы. И наоборот, стремящиеся к конкуренции, настаивающие на своих взглядах, открыто убеждающие в своей позиции, в ситуации конфликта не изберут стратегию избегания.
Из представленных выше выводов мы можем сделать заключение, что при формировании социальных установок в ходе воспитания детей и подростков, неверно делать акцент только на установке на альтруизм как социально желательной. Такой перекос в воспитании может привести в дальнейшем к развитию чувства вины у человека и будет способствовать невротизации личности. Для здоровья личности важно, чтобы у ребенка, а значит, в дальнейшем у взрослого человека, была сформирована и установка на эгоизм, позволяющая отслеживать и отстаивать свои интересы, заботиться о себе, уметь попросить при необходимости о помощи. В идеале между установками на альтруизм и эгоизм должен быть достигнут баланс, который позволит человеку уметь учитывать свои и чужие интересы, то есть будет в ситуации конфликта способствовать реализации стратегии сотрудничества.
Наличие сильной отрицательной корреляционной связи между стратегиями соперничества и избегания в конфликтных ситуациях означает, что подростки, предпочитающие уходить от конфликта, избегающие занимать позицию, которая может вызвать споры, будут всячески избегать любой ситуации соперничества, не будут отстаивать свои интересы. И наоборот, стремящиеся к конкуренции, настаивающие на своих взглядах, открыто убеждающие в своей позиции, в ситуации конфликта не изберут стратегию избегания. Обращает на себя внимание тот факт, что большая степень внимания к своим интересам (то есть социальная установка на эгоизм) при стратегии соперничества, дает больше шансов для выигрыша в конфликте, чем стратегия избегания, предполагающая отсутствие социальной установки на эгоизм (вертикальная ось на схеме в разделе 2.2). При этом наглядно видно, что дающая максимальный выигрыш стратегия сотрудничества возможна только при наличии как установки на эгоизм, так и установки на альтруизм, позволяющей проявить значительную долю внимания к интересам другого (горизонтальная ось на схеме в разделе 2.2.).
Таким образом, данная работа демонстрирует, что установки на процесс и на результат на формы агрессии и стратегии поведения в конфликтных ситуациях не влияют. Проведенное исследование выявляет важность формирования социальных установок, как на альтруизм, так и на эгоизм, для развития здоровой личности, способной к наиболее конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.


4. Литература

1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, СПб, «Питер», 2004.
2. Асмолов А.Г. «Деятельность и установка», Москва, 1979.
3. Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, Аспект Пресс, 1999.
4. Узнадзе Д.Н. «Хрестоматия», Москва, 1976.
5. Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания», Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003.
6. Леонтьев, А.Н. «Потребности. Мотивы. Эмоции», Москва, ИПЛ, 1971
7. Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система» Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000.
8. Росс Л., Нисбетт Р. «Человек и ситуация: Уроки социальной психологии», Москва, Аспект Пресс, 1999
9. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах «Психологическая энциклопедия», СПб, «Питер», 2005
10. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.
11. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997.
12. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
13. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999., с. 38 – 39
14. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
15. Ениколопов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей и подростков / С. Н. Ениколопов // Социальная и клиническая психиатрия, 2002. — Том 12,N 2
16. Гончаров М.А. Основные стратегии поведения в конфликте.// www.elitarium.ru
17. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
18. «Практическая психодиагностика». Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, ИД «Бахрах-М», 2008
19. Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии», СПб, Речь, 2004



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.