На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Теория происхождения лидерства в социальной психологии

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Классические теории лидерства ………………………………………….6
1.2. Современные теории лидерства …………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………37


ВВЕДЕНИЕ

Проблема лидерства является одной из наиболее древних и актуальных проблем в психологической науке. Рассуждения о природе лидерства уходят корнями в далекое прошлое, так как человеческая история всегда рассматривалась как результат деятельности выдающихся личностей. В течение многих веков феномены этого явления изучались философами, социологами, психологами. Вследствие этого, точки зрения относительно природы лидерства чрезвычайно разнообразны. Одни авторы полагают, что причины его появления следует искать в наличии особых лидерских качеств у индивида («теория черт»). Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю, 3. Фрейд и А. Адлер— как невроз. Г. Лассуэлл рассматривает лидерство как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки. Кроме того, данный феномен определяется и как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт). Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей. Третьи считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на первый план тех людей, которые способны ее разрешить. Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство есть результат воздействия целого ряда факторов (синтетическая теория). Таким образом, существует весьма большое количество различных точек зрения на природу лидерства, порой в которых нелегко разобраться. Кроме того, ежедневно каждый из людей вступает в разные социальные отношения, группы, в которых присутствует лидер и протекают специфические взаимодействия. Вся описанная картина показывает насколько важна тема лидерства в современной науке, и отсутствие в ней единого мнения подтолкнуло нас к изучению теорий происхождения лидерства в рамках социальной психологии.
Предметом исследования в данной работе является феномен лидерства, объектом выступают теории происхождения лидерства.
Целью исследования в данной работе является исследование теорий происхождения лидерства в рамках социальной психологии. Цель работы определяет задачи исследования, а именно:
1. Рассмотреть классические теории лидества;
2. Проанализировать современные подходы к проблеме лидерства;
3. Подвести итоги теоретического анализа происхождения лидерства в социальной психологии.
Методологическую основу исследования главным образом составили:
1. Фундаментальные положения научной философии: о материалистическом понимании психики, сознания людей; о развитии, всеобщей связи, взаимообусловленности и законах диалектики.
2. Фундаментальные положения научной социологии: о материалистическом понимании развития истории человеческого общества, о диалектической взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания; о роли личности и масс в истории.
3. Разработанные в отечественной психологии общепсихологические и социально-психологические методологические принципы: психологического детерминизма; развития; связи сознания и деятельности; личностного подхода; связи индивидуального и общественного (группового и коллективного); единства исторического и логического и т.д.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, привнесших значительный вклад разработку проблемы лидерства: отечественные исследования лидерства Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, В.Н. Князев, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.И. Пригожий, А.А. Свенцицкий; зарубежные исследования лидерства Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Р. Бейлс, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Филлипс.
Данная тема также имеет практическую значимость. Исследование происхождения лидерства позволит показать полную сложившуюся картину в научном мире. Эти сведения могут служить основой для определения эффективных и необходимых особенностей лидерства, создание практических групповых программ по развитию лидерских качеств в разных учебных учреждениях и организациях.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Классические теории лидерства
Феномен лидерства начинает возникать всюду, где собираются вместе более двух человек. Тем самым, это явление уходит своими корнями в глубокую древность. Логичным началом в изучении происхождения лидерства будет рассмотрение подходов, которые заложили первоначальный фундамент ее научного изучения. Д.В. Ольшанский выделил семь таких ключевых направлений [19].
1. Теории «героев» и «теории черт». Теории данной группы — из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами. Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах. Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт.................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашего исследования заключалась в теоретическом анализе происхождения лидерства в социальной психологии. Для ее достижения мы рассмотрели имеющиеся теории по линии историчиеского развития идей феномена лидерства: классический (традиционный) вариант и на современном этапе (современные концепции). Ранние традиционные теории предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счёте утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершённой теории. Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили последующие, более или менее компромиссные варианты решения проблем.
Среди них личностно-ситуативная концепция, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. А также теория взаимодейситвия-ожидания, суть которой заключалась в рассмотрении феномена лидерства на основе трех переменных: действие, взаимодействие и настроения. Следующую группу моделей классического понимания данного социального явления составили "гуманистические" теории лидерства. Они во главу угла ставили развитие эффективной организации. Главной функцией лидерства согласно взглядам основоположников данного направления, является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации.
Следующей концепция — теория обмена. Ее представители исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Последней моделью из традиционного подхода к пониманию лидерства выступили мотивационные концепции, основанные на определения составляющих мотивации и ее функционировании, влияния на поведение лидера.
Новые теории попытались объединить преимущества и достижения выше описанных классических концепций. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева О.И. Феномен лидерства. – М., 2004.
2. Баум Д., Хассингер Дж. Принципы рандори: путь непринужденного лидерства.. – М., 2005.
3. Бовыкин В. М. Новый менеджмент. – М., 2001.
4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – С.-П. 1999.
5. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? – М., 2003.
6. Бояцис Р. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. – М., 2003.
7. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М. 1999.
8. Возник Л.А. Теории лидерства. – М., 2004.
9. Гоулман Дэниел, Ричард Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М., 2005.
10. Джей Р., Моррис С. Лидер и команда. – М., 2002.
11. Джон Эдейр. Не боссы, но лидеры. Лестница успеха. – М., 2004.
12. Джулиан Рассел, Энн Диринг, Роберт Дилтс. Альфа-лидерство – М., 2004.
13. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. – М., 2006.
14. Кешаван Наир Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди. – М., 2001.
15. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. – М., 2000.
16. Майкл Миллер. С чего начинается лидер. – М., 2005.
17. Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. – М., 2005.
18. Мескон М., Альберт М., Хедоу Ф. Основы менеджмента. – М. 2002.
19. Ольшанский Д.В. Политическая психология//Вопросы психологии. – 2007. – № 4.
20. Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. – М., 2001.
21. Патрик Ленсиони. Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве. – М., 2002.
22. Патрик Ленсиони. Пять пороков команды: притчи о лидерстве. – М., 2002.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 2005.
24. Пименова А.А. Психология лидера. – М., 2003.
25. Русинов Ф. М., Разу М. Л. Менеджмент. – М. 2006.
26. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – М., 2003.
27. Том Питерс. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений (Стокгольмская школа экономики). – М., 2004.
28. Уэсс Робертс. Секреты лидерства Гунна Аттилы. – М., 2003.
29. Хантер Дж. Слуга, или Истинная сущность лидерства-служения. – М., 2002.
30. Ципкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. – М. 2001.
31. Емельянов Ю. Н.. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. – М., 2001.
32. Яблонский С.А. Психология лидерства. – К., 2003.
33. argosy.edu. Theories of leadership
34. Thou Shall Prosper "Ten Commandment". – New York, 2009.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.