На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История развития Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнению отечественных экономистов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 02.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
    Введение
      1. Сущность, значение и история развития МСФО
      2. Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь
      3. Возможные пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнения отечественных экономистов
Введение

Бухгалтерский учет, как и политика, и идеология не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, доказывая этим, что применяемые в различных странах системы учета имеют много общего. Особенно много одинакового в странах, тесно связанных между собой экономически, политически, а также имеющих общие географические границы.

В последние десятилетия проводится большая работа по унифицированию учета в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Имея общие экономические интересы, страны ЕЭС принимают конкретные шаги по сближению национальных учетных систем и правовому обеспечению бухгалтерского учета [1, с.110].

Глобализация практически всех сфер жизни общества в современных условиях означает в том числе и установление универсальных требований к представлению информации о различных сторонах жизни общества, включая и отчетность. о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования! Последнее получило свое закрепление (начиная с 1973 года) в виде Международных стандартов бухгалтерского учета - МСБУ (International accounting standards - IAS), которые в настоящее время включают 41 стандарт (из них действующие - 34). Следует отметить тот факт, что МСБУ устанавливают правила составления прежде всего финансовой отчетности, а также учета отдельных видов сделок (лизинга, продажи, предприятия и т.п.), учета отдельных видов имущества организации (основных средств, ценных бумаг) и отдельных видов деятельности (сельского хозяйства). Однако МСБУ никаким образом не предназначены заменить применяемую в той или иной стране национальную систему бухгалтерского учета и отчетности (хотя, несомненно, гораздо легче составлять отчетность по МСБУ при приближении или совпадении национальных стандартов учета с МСБУ). Следовательно, для того, чтобы финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь была "прозрачна" и понятна для собственников и потенциальных интересов, необходимо представлять информацию об этой деятельности в соответствии с уже сложившимися в большинстве экономически развитых странах мира принципами такого представления, т.е. МСБУ. Существующая же система финансовой отчетности в Беларуси далека от требований МСЖУ.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандарт. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности [1, с.132].

Следовательно, трансформация отчетности предприятий Республики Беларусь по МСБУ является актуальной и практически значимой темой. Основной задачей данной работы является выявление (не) тождественности форм отчетности, согласно законодательства РБ, с формами МСФО, определение основных требований к отчетности, перспектив развития и методов трансформации белорусской отчетности на МСФО.

1. Сущность, значение и история развития МСФО

Идея создания признанных во всем мире стандартов бухгалтерского учета возникла на научной конференции в Гааге.29 июня 1973г. был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) по соглашению бухгалтерских организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии и США, куда вошли ученые этих стран. С 1990г. в его состав уже вошло 97 профессиональных бухгалтерских ассоциаций из 71 государства (без Беларуси). Комитетом опубликован 41 норматив, охватывающий принципы организации бухгалтерского учета и обработки учетной информации. В начале 90-х МСФО начали широкое распространение в разных странах мира [2, с.5].

Предложения Комитета носят рекомендательных характер, цель которых - максимально сблизить национальные системы бухгалтерского учета экономически развитых стран. Комитетом приняты стандарты учета, получившие в русскоязычных странах название "Международные стандарты финансовой отчетности" (МСФО). Однако в научной среде нет единого мнения относительно правильности данного перевода. Теоретики и практики бухгалтерского учета в США и Канаде не признают эти стандарты и считают, что американская система GAAP лучше подходит для использования в странах развитой экономики [3, с.22].

В 2000г. КМСФО был реорганизован и перешел от политики гармонизации бухгалтерского учета к политике конвергенции основных подходов к бухгалтерскому учету. В результате более 50 экономически ведущих стран приняли специальные программы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО. Европейский союз обязал компании, чьи ценные бумаги общаются на европейских биржах, использовать с 2005г. МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности [2, с.5].

Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС) [1, с.133].

Главные задачи КМСФО - формирование и издание в государственных интересах стандартов учета, отчетности и аудита, подлежащие применению при организации учета, составление и представление финансовой отчетности, работа по совершенствованию и гармонизации бухгалтерских инструкций, стандартов и т.п. [1, с.105].

Исходя из определенного в МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" и Концептуальных основах назначения финансовой отчетности ее целью является представление такой информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Кроме того, финансовая отчетность призвана отразить результаты управления экономическими ресурсами, доверенными руководству организации ее участниками и владельцами.

Для достижения поставленной цели МСФО 1 предусматривается, что финансовая отчетность должна обеспечивать наличие информации об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки), прочих изменениях в собственном капитале и движении денежных средств.

При этом важнейшими элементами финансовой отчетности признаются активы, обязательства и капитал, на основании которых осуществляется оценка финансового и имущественного положения организации, а также доходы и расходы, характеризующие результаты усилий руководства организации по сохранению и приращению исходного капитала.

Концептуальные основы не входят в состав стандартов. Они устанавливают цель составления финансовой отчетности, качественные характеристики отражаемой в ней информации, обуславливающие ее полезность, определяют элементы финансовой отчетности, порядок признания и оценки составляющих их объектов, а также существующие концепции капитала и его поддержания.

Финансовая отчетность в соответствии с МСФО 1 предназначена для удовлетворения информационных потребностей тех пользователей, которые в силу объективных причин не имеют доступа к иным источникам финансовой информации относительно результатов деятельности организации и не имеют оснований или возможностей требовать представления отчетов, содержание которых полностью удовлетворяет их запросам. К числу таких пользователей МСФО по умолчанию относят инвесторов, акционеров, кредиторов, поставщиков, клиентов, работников организации, государственные органы и общественность. [вестник по налогам и сборам РБ 22/2008]

Международные стандарты учета отражают различные стороны методологии и организации бухгалтерского учета в системе рыночной экономики. Они не искажают и не отменяют национальные стандарты, а используются различными странами в качестве ориентиров при разработке своих национальных стандартов учета и отчетности. Отдельные страны используют международные стандарты учета после их доработки и приспособления к национальным особенностям и требованиям бухгалтерского учета, другие используют их как основу для детализации национальных требований к учету. В некоторых странах требования международных стандартов включены в национальные законы без особых изменений [1, с.105].

В Республике Беларусь утверждена государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. №694.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации о финансовом состоянии предприятия для ее пользователей (инвесторов), обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности.

Задачами реформы являются:

формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи предприятиям в понимании и во внедрении системы управленческого учета [2].

Регулирование бухгалтерского учета в различных странах имеет существенные различия. В ряде стран (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных к исполнению, в других (США, Великобритания) большинство стандартов носят рекомендательный характер.

Результаты исследований, проведенные шестью ведущими в мире аудиторскими компаниями, систематизированные в совместном их издании под названием "GAAP 2001: сравнение правил финансовой отчетности" позволили авторам однозначно констатировать, что правила составления финансовой отчетности все еще довольно существенно различаются в разных странах: практически все национальные системы допускают существенные отличия от Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Поэтому напрямую сопоставлять зафиксированные в финансовой отчетности результаты деятельности компаний разных стран по-прежнему невозможно. Чтобы сравнения выглядели корректными, необходимо предварительно выполнить довольно трудоемкую работу по трансформации данных финансовой отчетности, составленной по национальным правилам, в сформированную по МСФО [4, с.61].

Отсюда следует, что внедрение МСФО в практику является проблемой не только белорусского, но мирового масштаба. Дело в том, что стандарты ориентированы на крупнейшие компании, т.е. компании, котирующие ценные бумаги на фондовых биржах. До настоящего времени эти стандарты не разделяются безоговорочно всеми биржами, однако в последние годы был достигнут существенный прогресс.

В 1995 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и Международная организация комиссии по ценным бумагам и биржам заключили соглашение о координации усилий в области гармонизации бухгалтерского учета в увязке с требованиями фондовых бирж, согласно которому предлагалось в течение ближайших лет разработать базовый набор стандартов (правил ведения учета и составление отчетности). К 1999г. работа над основными стандартами была завершена.

К сожалению пока ни одна белорусская компания не вышла на мировые биржи. Одна из причин - боязнь вести отчетность по международным стандартам [4, с.62].

Из всех государств СНГ дальше всех в реформировании бухгалтерского учета пошел Казахстан: в течение 1996-1997гг. принял 31 казахский стандарт бухгалтерского учета, которые полностью соответствуют требованиям МСФО (в Беларуси только 3 положения, которые далеки от требований МСФО, в России - 18 положений). О переходе на МСФО объявила и Украина [2, с.5].

В настоящее время в системе бухгалтерского учета в Республике Беларусь работает более 500 тыс. бухгалтеров различных категорий (профессиональных бухгалтеров, бухгалтеров-экономистов, бухгалтеров-техников и бухгалтеров-счетоводов), что требует повышенного внимания к совершенствованию их работы.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации и реформирования бухгалтерского учета. Это потребует изменения методологии бухгалтерского учета. При этом выдвигается ряд новых исследовательских программ, претворение в жизнь которых значительно расширит диапазон бухгалтерского учета, особенно его методологии. Развитие методологического обеспечения бухгалтерского учета предполагает создание инструкций по бухгалтерскому учету; проработку и создание методологической и методической базы налогового учета; разработку методических материалов, ориентированных на отраслевую специфику учета (металлургическая промышленность, страховые организации и т.д.); публикацию методических указаний, детализирующих и дополняющих документы более высокого уровня; создание методических материалов (комментариев), сопровождающих действующие нормативные документы; использование современных информационных технологий, в первую очередь интернет-технологий.

Реформирование бухгалтерского учета предполагает приве-1 дение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Реформа должна решить ряд проблем:

сформулировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей полезной информацией;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Основные мероприятия, необходимые для решения указанных проблем, осуществляются по направлениям совершенствования нормативно-правового регулирования; формирования нормативной базы (стандартов); методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии); кадрового обеспечения (формирование бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета); международного сотрудничества (активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета, и регулирование соответствующей деятельности).

Основополагающими моментами в нормативном регулировании бухгалтерского учета являются его переориентация с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета, органическое сочетание нормативных предписаний органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. При этом важное значение имеет сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета, создание приемлемых условий для успешного выполнения ее функций в конкретной экономической среде, обеспечение непротиворечивости белорусской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, формирование модели сосуществования и взаимодействия систем налогообложения и бухгалтерского учета. В последние годы с целью развития реформы бухгалтерского учета приняты Законы "О бухгалтерском учете и отчетности", "Об аудиторской деятельности", большинство глав Налогового кодекса Республики Беларусь.

Для развития бухгалтерского учета немаловажно и внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это универсальный язык бухгалтерского учета, уменьшающий различия национальных бухгалтерских систем путем гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления и представления бухгалтерского учета. МСФО является идеальным инструментом рыночных отношений, обеспечивающим инвестиционную привлекательность любой организации. Суть МСФО - построение налоговой базы с учетом всей информации, раскрываемой в финансовой отчетности. [книга с.74]

Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО возможно двумя путями:

использованием трансформации финансовой отчетности, составленной в соответствии с отечественным законодательством, в отчетность по МСФО на конец отчетного периода; (рис 1)

ведением параллельного учета по МСФО в течение всего отчетного периода. (рис 2) [бух учет и анализ 12/2007]

Метод трансформации финансовой отчетности

Рисунок 1.

Метод параллельного ведения бухгалтерского учета

Рисунок 2.

Постановлением № 185 определено, что финансовая отчетность по МСФО формируется на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной согласно требованиям законодательства Республики Беларусь, путем применения метода трансформации (перегруппировки) статей бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, внесение необходимых корректировок и применения профессиональных суждений.

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы. В таблице 1 представлены некоторые из них.

Таблица 1
Методы формирования финансовой отчетности по МСФО
Методы
Плюсы
Минусы
Трансформация
ниже трудовые затраты на подготовку отчетности;
ниже трудовые и финансовые затраты на поддержание программного обеспечения (ПО), с помощью которого производится подготовка отчетности по МСФО;
не требуется мощное ПО;
возможность привлечения внешних специалистов
отсутствие оперативности при подготовке отчетности на промежуточной основе;
большая зависимость от знаний и умений узкого круга специалистов
Параллельного учета
оперативность получения отчетности за любой период;
большая точность информации;
требуется меньше сотрудников высокой квалификации
большие финансовые и трудовые затраты на работу двух систем ПО, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета и отчетности по национальному законодательству и по МСФО;
наличие посторонних издержек на поддержание ПО;
двойные затраты по операциям, которые по белорусскому законодательству соответствуют МСФО
Как видно из таблицы 1, выбор метода трансформации (рисунок 1) для применения банковским сообществом республики является оптимальным. И это подтверждается тем, что по своей структуре национальная финансовая отчетность соответствует требованиям МСФО (состав форм и их содержание, а также включение в них линейных статей, раскрытие информации). [беларуски весник, стедзень 2008]
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Постепенно происходит адаптация международных стандартов к белорусской действительности с учетом национальной специфики. Особое значение при этом приобретает качество принимаемых стандартов, соотнесение их с системой налогообложения, а также использование в виде инструментов для управления организациями, взаимодействия с внешними партнерами и получения кредитов.
Внедрение новых инструкций по бухгалтерскому учету потребует выделения налогового учета и соотнесения его с бухгалтерским, так как они преследуют свои задачи и имеют абсолютно разных пользователей с несовпадающими интересами. Предполагается, что эти два вида учета будут разделены, а затем на определенном этапе интегрированы в одно целое, имея как бы две ветви. При этом данные отчетности бухгалтерского финансового учета будут позволять строить отчетность налогового учета.
В условиях реформирования бухгалтерского учета становится необходимым построение отдельной системы счетов для управленческой бухгалтерии и разработка детальных процедур ее увязки с показателями финансовой бухгалтерии. [книга с.76]
Важными направлениями совершенствования бухгалтерского учета в современных условиях являются: создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих профессиональных международных организаций (Международная федерация бухгалтеров, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, секция по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и т.д.

2. Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь

Нами были исследованы мнения различных экономистов об итогах реформы отечественного бухгалтерского учета в направлении перехода на МСФО. При рассмотрении данного вопроса различными авторами дается как отрицательная, так и положительная оценка проводимой реформы. Все мнения отечественных и зарубежных экономистов сведены нами в таблице 2.

Таблица 2. Мнения различных экономистов об итогах реформы бухгалтерского учета Республики Беларусь в направлении перехода на Международные стандарты финансовой отчетности.

Авторы
Положительная оценка
Отрицательная оценка
1. Бугаев А.В., кандидат экономических наук
+
2. Опарина Е., главный бухгалтер общественного объединения "Чишма"
+
3. Сушкевич А., председатель Правления ОО "Белорусская ассоциация бухгалтеров", кандидат экономических наук, доцент
+
4. Лащенко П.А., директор белорусского офиса международной аудиторской компании Ernst & Young
+
5. Мацокина И., директор международного объединения "Экономические исследования и образование", кандидат экономических наук
+
6. Панков Д.А., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства Белорусского государственного экономического университета
+
По мнению Бугаева А.В. "в нашей стране дальше трансформации Федерального Закона РФ 1996г. "О бухгалтерском учете" в Закон РБ 2001г. "О бухгалтерском учете и отчетности" и почти 100% перекопированния российского 2000г. Плана счетов бухгалтерского учета (с видами на внедрение в Беларусь с 2004г) дело реформирования бухгалтерского учета не пошло. Методики бухгалтерского учета в нашей стране создаются либо путем прямого копирования (с соответствующими искажениями их содержания поправками на особенности национального законодательства) аналогичных российских методик, либо путем лоббирования учетных интересов определенных групп. И те, и другие методики учета не соответствуют ни гражданскому законодательству (согласно статье 2 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности"), ни МСФО. Из четырех принятых с 1992г. программ по реформированию бухгалтерского учета в стране в соответствии с требованиями МСФО (последняя программа была принята в 1998г) не выполнена ни одна. Более того, нет ни о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.