На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.12.2012. Сдан: 2010. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


>СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………….…………………………...11
1.1. Сущность профессионального самоопределения ……………………...11
1.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте …………………………………………………………………...18
1.3. Активные методы профориентации ……………………………….……35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..43
2.1 Характеристика особенностей профессионального самоопределения учащихся 7 класса школы № г. Орска ………………………………..………..43
2.2 Педагогические условия использования активных методов профориентации в деятельности социального педагога школы……………..46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………………..54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ……


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Б.А.Федоришин); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков); теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров); исследование проблем профессионального самоопределения учащихся (Н.С.Пряжников).
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному специалисту. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.
Не менее значимы и противоречия социально-экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса является акт принятия решения о выборе профессии.
Ситуация профессионального самоопределения для подростка в силу особенностей возраста оказывается достаточно сложной, так как большие трудности доставляет ориентировка в его внутреннем мире, в личных качествах, без чего сознательное самоопределение как сознательный процесс невозможно, поэтому компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения является технологически необходимым.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет говорить об актуальности темы исследования «Активные методы профориентации как средство профессионального самоопределения подростков».
Проблема исследования: каковы педагогические условия реализации активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков?
Объект исследования: процесс профориентации подростков в школе.
Предмет исследования: активные методы профориентации как средство профессионального самоопределения подростков.
Цель исследования: обосновать педагогические условия использования активных методов профориентации для профессионального самоопределения подростков.
Цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность профессионального самоопределения.
2. Определить психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать особенности применения активных методов профориентации для профессионального самоопределения подростков
4. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: применение активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков эффективно при совокупности педагогических условий:
- определение оптимального сочетания различных активизирующих методов профориентации;
- комплексный учет особенностей развития личности в подростковом возрасте;
- обеспечение направленности активных методов на проявление субъектности подростков в процессе профессионального самоопределения.
Методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, диагностические методики (наблюдение, опрос), педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя школа. Класс - 7. Социальный педагог первой категории Дерябина Нина Федоровна.
Методологической основой исследования являются:
- на философском уровне социально-философские теории соотношения деятельности и общения (Э.В.Ильенков, М.С.Каган).
- на общенаучном уровне основные подходы и принципы гуманистической и личностно ориентированной педагогики (Ш.А.Амонашвили, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др).
- на конкретно-научном уровне становление самоопределяющейся личности в процессе профессионального выбора (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определены педагогические условия реализации активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики применения активных методов профориентации, способствующих профессиональному самоопределению подростков, в деятельности социального педагога школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы применения активных методов профориентации для профессионального самоопределения подростков» анализируется сущность профессионального самоопределения, дана характеристика психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте, раскрыты принципы активизирующих методов профориентации.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков» охарактеризованы особенности профессионального самоопределения подростков экспериментального класса, описываются условия использования активных профориентационных методов в практике социально-педагогический деятельности, анализируются итоги опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 61 страницу машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунок. Список литературы включает 25 наименований.
Приложение содержит материалы диагностики результативности опытно-экспериментальной работы, описание содержания активных методов профориентации подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность активизирующих методов профориентации заключается в обеспечении постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий самоопределяющегося подростка, т.е. в формировании у него интереса и умения найти свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем.
2. Применение активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков эффективно при совокупности педагогических условий: определение оптимального сочетания различных активизирующих методов профориентации; комплексный учет особенностей развития личности в подростковом возрасте; обеспечение направленности активных методов на проявление субъектности подростков в процессе профессионального самоопределения.........


.......В целом, оценивая результаты проведенного исследования, можно констатировать положительную динамику развития профессионального самоопределения подростков экспериментального класса на различных этапах опытной работы.
Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет утверждать, что применение активных методов профориентации как средства профессионального самоопределения подростков эффективно при совокупности педагогических условий:
- определение оптимального сочетания различных активизирующих методов профориентации;
- комплексный учет особенностей развития личности в подростковом возрасте;
- обеспечение направленности активных методов на проявление субъектности подростков в процессе профессионального самоопределения.
Исследование не претендует на полноту рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: реализация активных методов профориентации на различных возрастных ступенях профессионального самоопределения; активизирующие технологии профориентации в процессе социализации личности школьника.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г.Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
2. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова [и др]; под. ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.-3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
3. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой.-М., 1998.
4. Захаров, Н.Н. Профориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко.-М.,1989.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф.Зеер.- М.: Академический проект, 2006.-336 с.
6. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова и др.- М.: Академический проект, 2006.- 192 с
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя: изд. второе, доп. и перераб. М.: Логос, 2003. 384 с.
8. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
9. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов.-М., 1988.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов.-М., 2004.
11. Леонтьев, А. Н. Избр. психол. произв./ А.Н.Леонтьев: В 2 т. Т. I. M., 1983.
12. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова.- М., 1996.
13. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина //Вопросы психологии. 1997. № 4.
14. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 480 с.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. Смирнова С. А.: 3-е изд-е, испр. и доп. М.: «Академия»,1999. 513 с.
16. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. Митиной. - М: Флинта. 1998. 184 с.
17. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией А.А. Реана - СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
18. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
19. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников.- 3-е изд.-М.: «Академия», 2007.
20. Сальцева, С.В. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Книга для педагога / С.В. Сальцева М., 1998. 75 с.
21. Самоукина, Н. В. Сравнительная эффективность применения в профориентации активных методов и консультации / Н.В.Самоукина /Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1990 - № 1.
22. Сериков, В.В. личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. Волгоград, 1994. 235 с.
23. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.Чернявская.- М., 2001.
24. Чистякова, С.Н., Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление/ С.Н.Чистякова. - М., 1986.
25. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.,1996. 184 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.