Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Совладающее поведение у младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 10.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладающего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладающего поведения 7
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладающего поведения………………………………………………………………………..17
1.3.Защитные механизмы совладающего поведения и их проявление в детском возрасте 24
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты исследования 49
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 69
Выводы по второй главе 87
Заключение 89
Список использованной литературы 93
Приложения


Введение

Для успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуацией, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой, кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.
Совладающее с трудностями поведение или копинг — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].
Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую устойчивость [11].
Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает к совладающему поведению, предпочитая поведение защитное. Психологическая защита - это система стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие [20].
В исследованиях З.Фрейда [39] было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению стабильных, длительно функционирующих дезадаптивных структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие «психологической защиты и защитного поведения» появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века: З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16] и является предметом исследований в современной науке: Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18] В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990 [26]. Однако, мы рассматриваем совладающее поведение в широком его значении, туда входят и защитные механизмы, и копинг. По мнению Vailant разные патерные поведения имеют совладающую функцию. Совладающее поведение может брать на себя те или иные функции. Например, коллекция скелетов по Vailant, способствует избавлению страхов у детей. В нашем понимании совладающее поведение ближе к понятию стиля совладания, который подразумевает «генетически» различные механизмы.
Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых: Л.А. Китаев-Смык 1983, Л.И.Анцыферова 1994, В.М. Ялтонский 1995, Н.Ф. Михайлова 1998, Сапоровская 2002, Е.В. Куфтяк 2003, О.Б. Подобина 2004, Е.А. Белан 2004 [24]. Актуальность исследования совладающего поведения детей, обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего поведения, эффективна в преодолении стресса. Проблема изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости к стрессу, развитие поведенческих навыков, обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение механизмов и функций совладающего поведения у детей 7 -8 лет.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера детей 7 -8 лет.
Предмет исследования: механизмы и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.
Гипотеза исследования: существует связь, между развитием совладающего поведения и мотивацией достижения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности, закономерности и функции совладающего поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;
2. Определить особенности формирования совладающего поведения у детей;
3. Исследовать и выявить особенности, механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, проективные техники, методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Выявлена и описана феноменология, механизмы и соотношение различных видов совладающего поведения у младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего поведения у детей в моделируемых эмоциогенных и травматических ситуациях.
Практическая значимость работы: Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.


Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладающего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладающего поведения

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями) изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания преодоления детьми кризисов развития [24].
Совладание как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления детьми кризисов в собственном развитии.
Позднее понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping» начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях, категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20]..............


Заключение

Совладающее поведение, имеет свои особенности и механизмы проявления в младшем школьном возрасте, а именно:
- предполагает проявление таких защитных механизмов, в котором, проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности;
- проявляет особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов: агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;
- зависит от особенностей развития и выраженности мотивации достижения.
В исследовании выявлено, что совладающее поведение детей 7-8- лет, имеет разные механизмы, которые связаны с формированием самостоятельности, эмансипацией от взрослых.
У детей, в возрасте 7-8- лет, проявляются сдвиги в плане личного развития, потеря непосредственности, особая эмоциональность к неудаче.
Наибольшая доля адаптивных стресс-совладающих стратегий у младших школьников, отмечается в сфере семейных взаимоотношений.
Выявлено, что у младших школьников, наблюдается уязвимость в ситуациях проблем со стрессом. В частности: ситуация физической травмы или соматического заболевания, одиночества, боязни неудачи, кажется младшему школьнику, практически непереносимой, забирающей огромное количество психологических сил, что определяет практическое значение данной работы. Было бы интересно выявить связь между различием совладаний, стратегиий и проживанием кризиса 7 лет.
На основе этого, можно сделать следующие предположения: Состратегиями в возрасте 7-8- лет, связаны смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей. Среди них выделяют:
• активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации (помирился с другом, исправил двойку);
• переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие (говорю с кем-нибудь);
• отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний (пошел кататься на велосипеде, играть);
• выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой (остаюсь сам по себе, один).
Кроме того, при этом проявляются различные виды замещающих реакций,— например, «плачу», «кричу»,«схожу с ума», или же наоборот, «стараюсь расслабиться и оставаться спокойным».
Дети чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, т. к. заострение эмоциональных свойств личности — их характерная особенность. Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») — для детей самое обычное дело. И действительно, такой эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни в 6—12 лет считается возрастной нормой [36].
Вместе с тем, возможность применять интеллектуальные стратегии у ребенка еще невелика. Это полезное приобретение человека базируется на хорошо развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию, которая эту информацию породила [33]. Такой, сугубо левополушарный, тип мышления у детей еще только формируется, поэтому они пока еще редко используют защиту на уровне мышления.
Можно предположить, что, выстраивая защитное поведение, каждый ребенок опирается на характерные для него мотивации достижения или избегания неудач.
Для детей с мотивацией избегания неудачи, характерны четыре стратегии совладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем или пью». Последняя из них позволяет преодолеть напряжение и беспокойство. Высокая тревожность выражается в постоянной озабоченности, мрачных опасениях и пониженном настроении. Такие дети легко расстраиваются, и поэтому часто плачут и грустят. Когда они чувствуют себя одинокими, то обычно сидят без дела и вынужденно «говорят сами с собой». Можно думать, что типичная для детей хро-нически подавленная и неосознаваемая потребность в защите от страха (реализация потребности в опеке со стороны более сильного лица), с одной стороны, провоцирует их использовать копинг-стратегию «молюсь», а с другой — находит свое конкретное выражение в постоянном желании быть накормленным. По мнению ряда исследователей, такое пищевое поведение можно трактовать как неосознаваемую попытку воссоздать за-щитную связь с матерью — гарантом сохранения собственного «Я» у тревожного ребенка [41].
Напротив, дети с мотивацией самотувреждения, в трудной для себя ситуации не испытывают потребности в поддержке со стороны и, наверное, поэтому используют стратегию совладания «остаюсь сам по себе, один».
Эти дети тоже прибегают к стратегии «молюсь». Они подвержены влияниям среды, доверчивы, подчиняемы, в связи, с чем нуждаются в поддержке со стороны более сильного лица. Это — уход в замещающие занятия («рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь») и потребность просить прощения, говорить правду.
Итак, в младшем школьном возрасте мотивации достижения связана с потребностью в достижении успеха и его ожиданием. Это может свидетельствовать о том, что активность мотивированных на достижение успеха школьников вызвана внешней. У детей, которые ориентированы на неуспех, активность мотивации вызвана оценкой реального неуспеха.
Мотивация досижения –избегание неудачи, значительно коррелирует с
Защитным поведением., который порождается реальными переживаниями своих неудач, сопровождающимися отрицательными эмоциями.




Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Поток жизни/ Психология возрастных кризисов. Мн., 2000- 235с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.// «Психологический журнал», т.15, №1 –2006-С.15- 35
3. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Анцыферова Л.И. - // Психол. журн. - 1999-Т. Т. - С. 6-20
4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. //Психологический журнал, 2004, № 6, С.121-128
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002-312с.
6. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - 2006- № 1.С. 6- 23.
7. Водопьянова Н.Е., Штейн М.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2005- 235с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,2004- 158с.
9. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. Журнал – 2005- Т. 16. № 3- С. 90-101.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,2006-115с.
11. Грановская Р.М. Психологическая защита и совладеющее поведение в детском возрасте – Спб.,- 2007 - 476с.
12. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003- 289с.
13. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Ж-л прикладной психологии. № 3 , 2004- 236с.
14. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога – 2006- № 4.С3 – 16.
15. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения- М: Академия- 2006- 235с.
16. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии- 2000- № 4. С. 14-23.
17. Келли Дж. Теория личности: Психология личных конструктов. СП-б, 2000.- 235с.
18. Кожевникова Е.Ю. О ресурсах совладающего поведения/ Е.Ю. Кожевникова //Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2001.- №2.- С.107-117 (0,42 п.л.)
19. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В,, Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними: Издательство Речь-2005-179с.
20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Спб., 207- 235с.
21. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: Психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: Психологический анализ. М.: Смысл,2008- 235с.
22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Академия- 2004 – 400с.
23. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия. Издательский Центр «Экономпресс» 2005.
24. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологи – 2008- Т. 1. № 2- С.35- 41
25. Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психол. журн.2007- Т. 18, № 5. С.20-30
26. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. М: Речь, 2006- 342с.
27. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2005- 234с.
28. Рязанцева Е.В., Сергиенко Е.А. Особенности контроля поведения младших школьников с разным уровнем агрессивности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика- 2007- N 3. С. 122–135.
29. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. Спб., 208- 112с.
30. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. – Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001- 235с.
31. Сирота Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2005, №1, С. 63 – 74
32. Сергиенко Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под. ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007- С. 256–273.
33. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. N 4(37). С. 105–118.
34. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология- 2002- № 5-6- С. 105
35. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М.,2005- 235с.
36. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни - Саратов- 2002- 235с.
37. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях - Саратов - 2005. С. 10 -18
38. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфиктов // Психологический журнал- 2002- Том 13,- С.22- 31
39. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001- 233с.
40. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 2003, 140с.
41. Фоминова А.Н. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степени канд. психол. наук Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления. Н. Новгород- 2000- 144с.
42. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 2006.-450с.
43. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002- 235с.
44. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М.,2006- 237с.
45. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: Фолиум,- 2008- 432с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.