На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Планирование размеров собственных средств, капитала и объемов активных операций банка. Типы рисков в зависимости от временного интервала, структуры активных операций банка и процентных доходов, структуры пассивных операций банка и стоимости ресурсов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство Высшего и Среднеспециально Образования
Республика Узбекистан
Ташкентский Финансовый Институт
Кафедра: Банковское дело
РЕФЕРАТ
на тему:
Бизнес планирование в коммерческом банке


Выполнили: ст-ка 3 курса,
гр. КБИ - 30, Ибодова Дилором
Приняла: ст. преп.
Ташкент 2007
Содержание:

Введение
1. Бизнес-планирование
2. SWOT-анализ
Заключение
Список использованной литературы
1. Бизнес-планирование

Бизнес-план должен позволить уточнить полученный на первом этапе стратегический план и на этой основе разработать конкретный финансовый проект его реализации в рамках текущего этапа стратегического планирования (обычно, в рамках года). Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач учреждения, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач.
Основные принципы формирования бизнес-плана:
1. глубокий анализ исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных и любых сторон.
2. выявление внутренних резервов повышения доходов или уменьшение расходов.
3. четкое определение прав, обязанностей и ответственности бизнес-центра за результаты труда.
4. оптимальное сочетание выбранной стратегии со стратегией развития банка в целом.
5. использование в планировании многовариантного подхода.
Основные разделы бизнес-плана:
1. характеристика бизнес центра.
2. анализ достигнутых результатов.
3. цели и задачи.
4. обоснование стратегии развития.
5. план мероприятий.
6. прогнозный баланс.
7. смета доходов и расходов, то есть бюджет.
8. выводы и предложения.
Задачи на планируемый период могут быть представлены следующим образом:
– количественные показатели;
– новые направления работы;
– совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления персоналом;
– рентабельность (для центров прибыли);
– повышение доходов или уменьшение расходов (для центра услуг).
Начальные этапы бизнес-планирования по сути повторяют этапы составления стратегического плана. Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение финансового плана, основу которого составляет плановый баланс и план доходов, расходов и формирования прибыли банка (рис. 3).
1. Ситуационный анализ. Такой анализ -- основа любого планового процесса -- базируется на регулярном мониторинге внешней среды и внутреннего состояния банка. (Содержание и главные этапы ситуационного анализа подробно описаны в разделе стратегического планирования). Надо отметить необходимость единой информационной основы ситуационного анализа, проводимого в ходе стратегического планирования, бизнес-планирования, текущего планирования и планирования операций банка. Она создается и внедряется в практику работы банка за счет определенной управленческой технологии, обеспечивающей созда-ние хранилища данных (DATA WARE HOUSING). В режиме, близком к режиму реального времени, сюда поступает информация об операциях банка и внешних характеристиках финансовых рынков. Причем форматы описания операций и рыночных показателей должны быть унифицированы. Это позволит написать стандартные процедуры их обработки и получать сопоставимые отчеты о динамике внешних и внутренних процессов и показатели, используемые для проведения ситуационного анализа в процессах планирования и текущего управления ресурсами.
2. Уточнение миссии и целей развития банка, разработанных стратегий и плана действий. Так как рыночная ситуация и усло-вия деятельности банка постоянно меняются (часто за счет влия-ния факторов, которые не были учтены на предыдущих этапах планирования), необходимо на основе свежих данных ситуационного анализа оценить адекватность и эффективность разработанных стратегий развития банка во всех сферах управленческой деятельности: маркетинге, управлении ресурсами и рисками, управлении персоналом. Уточненные стратегии далее должны повлиять на план действий, исключив из него переставшие быть актуальными задачи и добавив необходимые новые. Однако полученный в результате план действий нельзя считать окончательным. Его корректировка будет осуществляться также на этапе финансового планирования, если потенциал банка окажется недостаточным для выполнения поставленных задач.
3. Количественная оценка затрат, необходимых для решения задач банка, и сроков их окупаемости. Данный этап составления бизнес-плана оказывает решающее воздействие на реальность программы действий. Если заранее не оценить все затраты, которые возникнут при реализации плана действий, недостаток ресурсов может помешать осуществлению плана.
4. Уточнение системы лимитов и определение их значений на плановый период. На данном этапе на основе рассчитанных в ходе ситуационного анализа показателей реализованных рисков банка и выявленных факторов, повлиявших на эти процессы, формируется система лимитов банка, которая позволит ограничить потери от банковских рисков некоторой заданной величиной (не превышающей капитал банка).
Рис.3. Схема процесса бизнес-планирования
5. Разработка финансового плана. Финансовое планирование обобщает все предшествующие этапы планирования и выражает их результаты в стоимостных показателях. Основными объектами финансового планирования в коммерческом банке являются активы и пассивы. Портфель банковских услуг и связанные с ними доходы и расходы. В финансовом плане, состоящем из двух частей - плана портфеля активов, пассивов и услуг, с одной стороны, и плана доходов и расходов (бюджета) - с другой, находят отражение и производственные, и портфельные функции коммерческого банка.
Результатами финансового планирования являются плановый баланс и план доходов, расходов и прибыли банка.
Финансовое планирование ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала на новые программы или проекты, и плановых балансов банка, обеспечивающих реализацию этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.
Роль финансового плана в процессе управления деятельностью банка чрезвычайно велика.
¦ Финансовый план позволяет оценить обеспеченность ресурсами и внутренними возможностями банка разработанного плана действий и заранее отказаться от проектов, реализовать которые не позволяет накопленный потенциал банка.
¦ Финансовый план -- ориентир для оценки результатов работы банка. На основе финансового плана разрабатывается план материального и морального поощрения в учреждении.
¦ Финансовый план является неотъемлемой частью процесса управления рисками.
¦ При составлении финансового плана оценивают несколько альтернативных проектов развития ситуации (несколько сценариев, показывающих результаты при оптимистическом или пессимистическом развитии событий), которые позволяют банку быстро реагировать на изменение условий деятельности и перестраиваться при возникновении угроз его развитию.
Основная задача управления финансами - через комплексное управление активами и пассивами максимизировать стоимость банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций.
Целью политики банка по управлению финансами, проводимой его финансовой службой, является организация четкого процесса по эффективному управлению финансовыми рисками через жесткое установление границ, лимитных параметров для каждого типа рисков, соблюдение которых для всех подразделений является строго обязательным.
Цель финансовой политики банка определяет основные функции финансовой службы:
1) стратегическое и среднесрочное финансовое планирование (составление и исполнение бюджетов);
2) оперативное управление активами и пассивами;
3) формирование лимитной политики банка;
4) создание единого информационно-аналитического пространства банка.
Управление финансами банка есть управление рисками, которые имеют временные характеристики. Различные временные диапазоны требуют различных подходов и методов анализа и прогноза. Можно разделить все риски на три временных интервала (табл. 8)
Таблица 8
Типы рисков в зависимости от временного интервала
Временной
рисковый
период
Типы рисков
Особенности анализа
Краткосрочный
(до 1 месяца) риск
Риск потери мгновенной ликвидности;
текущий, процентный и валютный риски; кредитный риск
Оценка высокочастотных колебаний исследуемых параметров
Среднесрочный
(от 1 месяца
до 1 года) риск
Риск снижения достаточности
капитала;
риск потери среднесрочной ликвидности;
среднесрочный, процентный и курсовой риски;
кредитный риск
Выявление и оценка среднесрочных тенденций (трендов)
Долгосрочный
(свыше 1 года)
риск
Риск снижения достаточности капитала; долгосрочный
процентный и валютный риски;
кредитный риск
Использование в анализе данных о динамике макроэкономических показателей внешней среды
При переходе от оперативного (текущего) управления активами и пассивами к стратегическому (средне- и долгосрочному) изменяется сам объект управления. В более длительной перспективе необходим переход от рассмотрения отдельных сделок к анализу и регулированию областей деятельности банка, ее масштабов и оценке возможных финансовых результатов.
Планированием в коммерческом банке занимается финансовая служба. Основными задачами финансовой службы банка в среднесрочной перспективе являются:
– анализ и прогнозирование различных вариантов развития событий;
– планирование финансовых результатов деятельности на будущий период и ресурсов, необходимых для достижения этих результатов.
Изменение самого объекта исследования неизбежно требует и изменения методов его исследования. В среднесрочной перспективе на первый план выходит задача выявления и оценки среднесрочных тенденций (трендов) основных параметров банковского портфеля требований и обязательств, который формируется на основе некоторой модификации принципов построения «баланса усредненных капиталов»:
– все активы банка подразделяются на работающие и неработающие;
– пассивы делятся на собственные и привлеченные;
– объемы привлеченных и размещенных ресурсов рассматриваются не на конкретную дату, а как средние за анализируемый (или плановый) период;
– проводится увязка размещенных и привлеченных ресурсов с полученными доходами и произведенными расходами.
Такой подход позволяет рассчитать среднюю доходность по каждой группе вложений, среднюю поинструментальную себестоимость привлеченных ресурсов с учетом отчислений в фонд обязательного резервирования, а так же нулевую доходную маржу, которая дает возможность банку работать без убытков. Эти расчеты целесообразно проводить регулярно, так как себестоимость ресурсной базы и нулевая маржа банка являются важными отправными параметрами при формировании структуры портфеля на будущее.
Банковский портфель становится замкнутой системой, в которой изменение одних параметров требует соответствующей регулировки других. Эта простая модель позволяет на практике достаточно успешно оценивать основные параметры фактических портфелей за последовательные периоды времени.
Когда рассмотрены возможные варианты развития событий, определен некий оптимальный (по определенным параметрам) портфель, все неудовлетворительные варианты отклонены. То прогнозный портфель становится плановым (базовым)на предстоящий период.
Бюджет банка строится на основе планового портфеля требований и обязательств (смета его доходов и расходов), соблюдение которого должно постоянно контролироваться в режиме план-факт с выявлением причин возникающих отклонений и их устранением.
Плановый портфель и бюджет операционных доходов и расходов дополняется сметой общебанковских расходов. Для рентабельной работы банка в плановом периоде смета общебанковских расходов обязательно должна формироваться по остаточному принципу, то есть исходя из тех ожидаемых операционных доходов. Которые остаются после погашения операционных расходов. Смета общебанковских расходов включает следующие основные статьи:
– Заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды;
– Налоги, включаемые в состав затрат;
– Расходы на содержание и текущий ремонт зданий, инвентаря, транспорта;
– Амортизация;
– Телекоммуникационные, почтовые, телеграфные расходы;
– Прочие расходы.
Общий бюджет банка - это документ, который содержит только укрупненные позиции. Так же как совокупный портфель банка состоит из системы локальных портфелей подразделений (бизнес-центров), общий бюджет банка (процесс буджетирования) складывается из системы подбюджетных подразделений: подбюджет казначейства банка (дилинговые операции); подбюдет кредитного управления и т.д.
Процесс бюджетирования должен обеспечить эффективный инструмент планирования, контроля, оценки результатов деятельности банка, информационного обмена и координации работы его подразделений.
Как правило, бюджет банка составляется ровно на один год с поквартальной разбивкой. Однако в настоящее время при нестабильности финансовой ситуации инструмент бюджетирования целесообразно использовать для решения стоящей перед банком краткосрочной перспективы. Оптимальный срок для составления текущего бюджета - 1 месяц. Инструмент бюджетирования может быть также использован при разработке и реализации плана финансового оздоровления банка.
При построении системы бюджетирования необходимо регулярно осуществлять анализ прошлых и текущих тенденций и условий на рынке, которые могут повлиять на реальность прогноза.
Разработка моделей бюджетирования предполагает оформление унифицированных форм отчетов:
– Отчета о привлечении и размещении ресурсов, на основе которых строится прогнозный баланс;
– Непосредственно прогнозного баланса;
– Отчета о прибылях и убытках;
– Отчета о движении денежных средств.
Модель бюджетирования в КБ предполагает проработку следующих вопросов:
– Концепция внутрибанковского управленческого учета;
– Анализ структуры активов и пассивов банка (по объемам и срочности);
– Анализ доходов и расходов (чистой процентной маржи);
– Анализ подразделений и отдельных направлений деятельности банка, включая анализ себестоимости банковских продуктов и оценку рентабельности клиентов;
– Оценка, контроль и мониторинг рисков по каждому направлению деятельности;
– Бизнес-планирование и бюджетирование в контексте общей системы управленческого учета и финансового контроля.
Построение системы бизнес-планирования и бюджетирования подразделений банка предусматривает ряд организационно-технических мероприятий и включает:
a) Организацию учета производимых подразделениями операций, полученных доходов и произведенных расходов по балансовым счетам;
b) Организацию контроля за выполнением мероприятий и плановых показателей работы подразделений.
Планирование прибыли коммерческого банка -- основа составления финансового плана. Оно базируется на сопоставлении прибыли, необходимой банку для его дальнейшего развития и связанной с осуществлением его стратегических задач, и реальной прибыли, на которую может рассчитывать конкретный банк, имеющий определенный объем и структуру активных и пассивных операций. В результате проводимого анализа проходит корректировка как стратегического плана, если выясняется его финансовая несостоятельность, так и тактики банка, состоящая в определении на следующий год необходимых изменений в объеме и структуре его операций. Задачей процесса планирования является нахождение оптимального варианта, который, с одной стороны, позволит наиболее полно решить стратегические проблемы банка, а с другой -- будет основываться на его реальных возможностях.
Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли можно осуществлять по следующей схеме, использующей итеративный подход.
1. Определение размера необходимой (PN) и достаточной (PD) прибыли банка.
2. Планирование размеров собственных средств (СС) и объемов активных банковских операций (VA).
3. Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов (DPr) на основе прогнозных рыночных ставок по активным операциям и спланированным объемам активных операций. Расчет средневзвешенной доходности активов (SDohAk).
4. Определение общего допустимого объема процентных расходов банка (RPr) на основе оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной маржи.
5. Планирование структуры пассивных операций банка и процентных расходов на основе прогнозирования рыночных ставок привлечения ресурсов и расчет средневзвешенной стоимости ресурсов (SStRes).
6. Вычисление объемов пассивных операций (VP) на основе полученного на предыдущих этапах показателя средневзвешенной стоимости ресурсов и допустимого объема процентных расходов банка.
7. Расчет объема собственных средств банка на основе балансового уравнения: АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА+ + ПРИВЛЕЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ. Сравнение расчетного (CCR) и планового (СС) объемов собственных средств. Корректировка плана, если эти показатели не совпадают, и проведение повторных расчетов, начиная с 1-го этапа.
8. Проверка соответствия структуры и объемов планируемых операций системе лимитов банка. Корректировка плана, если лимиты не соблюдаются.
9. Планирование прибыли банка. Построение планового баланса.
Кратко основные этапы процесса планирования прибыли банка представлены на блок-схеме (рис.4).
Рис. 4. Блок-схема процесса планирования прибыли банка
Рассмотрим подробнее содержание основных этапов планирования прибыли банка и проиллюстрируем изложение конкретным примером.
1. Определение размера необходимой и достаточной прибыли банка.
Определение размера необходимой и достаточной прибыли происходит на основе стоимостной оценки следующих показателей.
I -- инвестиции, необходимые для осуществления целевых программ развития банка (эти программы утверждаются Собранием акционеров и Советом директоров банка).
D -- дивиденды, которые планируется выплатить акционерам банка (этот вопрос также относится к компетенции Собрания акционеров и Совета директоров).
В1 -- расходы по осуществлению благотворительных и спонсорских программ (этот вопрос также относится к компетенции Собрания акционеров и Совета директоров).
Тr -- расходы на обеспечение жизнедеятельности банка: заработной платы и связанных с ней выплат, расходов на аренду, ремонт, содержание зданий и других основных средств, расходов на приобретение нематериальных активов, канцелярских, почтовых и телекоммуникационных расходов, оплаты аудиторских, нотариальных и рекламных услуг и т.д. (эти показатели планирует бухгалтерия банка и утверждает Правление банка).
Вr -- расходы по операциям банка, не связанным с непосредственным привлечением ресурсов (расходы по биржевым и конверсионным операциям, по операциям на фондовом рынке, расходы по формированию резервов банка на потери по ссудам и операциям с ценными бумагами, уплата штрафов и т.п.). Данный показатель планируется соответствующими функциональными подразделениями банка.
Bd -- доходы от беспроцентных операций банка (доходы по биржевым и конверсионным операциям, доходы от операций на фондовом рынке, комиссионных, полученных по трастовым, агентским и консультационным и другим услугам банка). Данный показатель планируется соответствующими функциональными подразделениями банка.
При этом из показателей Тг, Bl, Br, Bd необходимо выделить компоненты, включаемые в налогооблагаемую базу (Trl, B11, Вг1, Bdl) и относимые на себестоимость банковских услуг (Тг2, В12, Br2, Bd2).
Достаточную прибыль банка далее можно вычислить по следующей формуле:
PD = (I+D+Trl+Bll+Brl-Bdl)/(l-n)+ (Tr2+Bl2+Br2-Bd2),
где п -- ставка подоходного налога.
Полученный результат показывает, какую абсолютную маржу банк должен заработать на процентных операциях, чтобы выполнить все стоящие перед ним стратегические задачи.
Необходимую прибыль можно посчитать по той же формуле, что и достаточную, при условии, что компоненты I и D равны нулю. Экономический смысл этого показателя состоит в том, что он показывает тот размер процентной маржи, который обеспечивает безубыточное функционирование банка при условии, что тот не платит, проценты за акционерный капитал и не осуществляет никаких инвестиций.
Исходные показатели, заданные Собранием акционеров или Советом директоров банка, можно представить в виде табл. 9.
Таблица 9
Исходные показатели для построения плана прибыли
Исходные показатели
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
1. Инвестиции, предназначенные для развития банка (I)
5
6
6
5
2. Дивиденды (D)
0
0
0
2
3. Спонсорство и благотворительность (В1)
0
0
1
1
в т.ч. из прибыли (В11)
0
0
0
0
4. Расходы на содержание банка (Тг)
5
10
10
10
в т.ч. из прибыли (Trl)
0
0
0
0
5. Беспроцентные доходы
5
10
12
в т.ч. исключаемые из налого-облагаемой базы (Bd2)
0
0
0
0
6. Беспроцентные расходы
10
14
14
10
в т.ч. из прибыли (Вг1)
0
0
0
0
7. Необходимая прибыль: 4+6-5
10
16
14
8
8. Достаточная прибыль: 7+1+2+3
19
27
26
22
2. Планирование размеров собственных средств, капитала и Объемов активных операций банка.

На втором этапе планирования прибыли банка определяется Динамика собственных средств (СС), капитала (К) и объемов банковских операций (VA) на плановый период. Прогнозирование Динамики собственных средств начинается с планирования изменений Уставного фонда (УФ) банка, которое осуществляется акционерами или пайщиками банка. Аналитическое подразделение Должно подготовить для них соответствующие материалы, показывающие необходимость и выгодность таких изменений. Так, если перед банком на плановый период ставятся крупномасштабные задачи, то заработать прибыль, необходимую для их решения, банк может либо за счет повышения эффективности использования собственных средств, либо, если такие возможности уже исчерпаны, за счет увеличения объема операций, требующего, как правило, увеличения УФ.
Размер собственных средств банка, как показывают статистические наблюдения, сильно зависит от величины УФ. Поэтому для прогнозирования этих показателей можно воспользоваться либо традиционным эконометрическим подходом (метод наименьших квадратов уравнения регрессии):
CC(t)=F(УФ(t)),
где в частном случае можно использовать линейную зависимость:
CC(t)=a+b*УФ(t),
либо подойти к планированию этих показателей более строго, задавая их отдельные компоненты исходя из их экономического смысла и планов банка (табл. 10).
Таблица 10
Структура собственных средств банка и его капитала
Собственные средства и капитал
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Собственные средства
1. Уставный фонд
30
48
62
72
2. Фонды социального стиму-лирования
2
3
3
4
3. Прочие фонды
1
2
3
3
4. Резервы на возможные
потери по ссудам и векселям
20
32
42
48
5. Резервы под возможное
обесценение ценных бумаг
1
2
4
5
6, Нераспределенная прибыль
2
5
7
10
7. Использованная прибыль
0
0
0
0
Итого собственных средств: 1+2+3+4+5+6+7-8
57
92
121
142
Планирование объемов операций банка (валюты баланса) осу-ществляется следующим образом. Правление банка задает воз-можные темпы изменения валюты баланса до конца планового периода (табл. 11).
Таблица 11
Плановый размер валюты баланса
База
1кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Валюта баланса
305
340
379
423
471
3. Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов.

Планирование структуры активных операций банка осуществляется на основе анализа динамики и качества структуры активных операций, сложившейся в предыдущих периодах.
Прежде всего, проводится анализ качества структуры активных операций по следующим направлениям:
* определение доли ссудных операций (ориентировочно она не должна превышать 55--65% всех активных операций);
* определение доли ликвидных ценных бумаг (у нас это в основном государственные ценные бумаги, ликвидность которых обеспечивает развитый вторичный рынок). Эта доля должна обеспечивать маневренность активных операций в ситуации, когда банк должен срочно расплачиваться по своим текущим обязательствам (например, неожиданные крупные клиентские платежи);
* определение доли активов, не приносящих дохода (остатки на кор. счетах банка и в кассе, средства в расчетах, основные средства и нематериальные активы). Естественно надо стремиться к минимизации их доли, но так как основные средства и нематериальные активы необходимы для деятельности любого банка, то их объем должен ограничиваться, по крайней мере, объемом собственных средств, а остаток на корсчете должен соответствовать среднему объему ежедневных платежей.
Кроме этого необходимо исследовать активные операции по виду валют, в которых они осуществляются, оценить сбалансированность структуры привлеченных ресурсов и активных операций в разрезе различных валют. Несомненно необходимо также более детальное исследование структуры ссудных операций по видам (ссуды, выданные юридическим ли-цам, ссуды, выданные физическим лицам, выданные межбанковские кредиты).
По результатам анализа руководство банка должно определить качественную структуру активных операций, к которой банк должен стремиться в следующем году. Предлагаемые ориентиры должны быть, естественно, согласованы со стратегическими задачами банка с тем, на каких финансовых рынках и с какой интенсивностью предполагает он работать в будущем.
Обозначим структуру активных операций банка в текущем году как:
A(tn) = (al(tn), a2(tn), a3(tn)...an(tn)),
а структуру, к которой банк должен прийти в конце планового периода:
A(tk) = (al(tk),a2(tk),a3(tk)...an(tk).
Тогда темпы прироста отдельных составляющих по кварталам (или более коротким интервалам планирования) можно определить как среднегеометрическое отношения соответствующих статей в конце и начале планового периода, т.е.
trpi = (ai(tk)/ai(tn))^(l/m),
где m -число плановых интервалов (например, 4 -- соответствует по-квартальному планированию, 12 -- помесячному).
Надо отметить также, что промежуточные структуры должны быть сбалансированы (т.е. сумма долей всех активных операций должна равняться 1). Для того чтобы добиться выполнения этого соотношения, расчеты можно проводить сначала в абсолютных величинах, а затем нормировать.
Результаты прогноза могут быть представлены, например, в виде табл. 12.
Таблица 12
Планируемая структура активных операций банка, %
Вид актива
База
I кв.
IIкв.
III кв.
IV кв.
Всего активы банка
100
100
100
100
100
рубли
56
58
59
61
63
валюта
44
42
41
39
37
1. Ссуды юр. лицам
36
34
32
30
27
рубли
20
19
18
17
15
валюта
15
15
14
13
12
2. Ссуды физ. лицам
18
18
18
17
17
рубли
8
8
8
9
9
валюта
10
10
9
9
8
3. Выданные МБК
20
19
19
18
18
рубли
12
12
12
12
12
валюта
8
7
6
6
5
4. Гос. ценные бумаги
13
14
14
15
16
рубли
7
7
8
9
10
валюта
7
6
6
6
6
5. Корпоративные ценные бумаги
8
9
11
13
16
рубли
5
6
7
9
11
валюта
3
4
4
4
5
6. Средства в расчетах
6
6
6
7
7
рубли
5
5
5
6
6
валюта
1
1
1
1
1
После того как запланирована структура активных операций банка, составляется прогноз средних процентных ставок по этим операциям. Прогноз делается исходя из сравнения действующих ставок, прогнозов управления маркетинга и ориентиров процентной политики, определяемых Правлением банка. Такой прогноз Необходимо представить по тем же статьям активов, по которым Планировалась их структура (табл. 13).
Таблица 13
Прогнозные средневзвешенные процентные ставки по активным операциям банка, %
Вид актива
I кв.
11 кв.
III кв.
IV кв.
Всего активы банка
61
64
58
49
рубли
86
87
79
65
валюта
29
33
28
24
1. Ссуды юр. лицам
74
89
76
62
рубли
100
120
100
80
валюта
40
48
44
40
2. Ссуды физ. лицам
70
77
72
70
рубли
120
120
120
120
валюта
32
40
28
20
3. Выданные МБК
83
72
74
62
рубли
120
100
100
80
валюта
24
24
24
24
4. Гос. ценные бумаги
40
46
54
49
рубли
60
68
80
68
валюта
20
20
20
20
5. Корпоративные ценные бумаги
0
0
0
0
рубли
0
0
0
0
валюта
0
0
0
0
6. Средства в расчетах
0
0
0
0
рубли
0
0
0
0
валюта
0
0
0
0
При этом прогноз процентных ставок строится на уровне отдельных инструментов (ссуды юр. лицам, ссуды населению в валюте и т.д.), а доходность интегральных показателей рассчитывается как средневзвешенная по структуре операций доходность отдельныx элементов. Таким образом, расчет средневзвешенной доходности aктивов (SDohAk) осуществляется по следующей формуле:
,
где а(i) -- доля активной операции i-ro вида,
d(i) -- доходность i-й операции,
i -- номер операции,
n -- число видов активных операций.
Далее рассчитываются плановые процентные доходы (DPr). расчет происходит на основе запланированной структуры актив-ных операций, прогноза процентных ставок по ним и спланиро-ванным объемам активных операций (валюте баланса) по фор-муле:
Таблица 14
Запланированные процентные доходы банка
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Процентные доходы
52
61
62
58
Допустимый объем процентных расходов банка (RPr) рассчитывается исходя из оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной прибыли:
Таблица 15
Допустимые процентные расходы банка
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Процентные доходы
52
61
62
58
Достаточная прибыль
19
27
26
22
Процентные расходы
33
34
35
36
5. Планирование структуры пассивных операций банка и невзвешенной стоимости ресурсов.

Планирование структуры пассивных операций и процентных расходов банка осуществляется аналогично планированию структуры активных операций и их доходности.
Анализ структуры пассивных операций проводится в соответствии со следующими критериями.
¦ Привлеченные ресурсы банка должны базироваться на остатках на расчетных и текущих счетах клиентов, так как именно они менее всего подвержены влиянию конъюнктуры финансового рынка (т.е. если временно свободные ресурсы клиент может по своему выбору размещать либо в банке на депозите, либо на фондовом рынке, то для текущих расчетов он всегда будут резервировать средства на своем текущем счете). Поэтому желательно, чтобы доля неснижаемых остатков на расчетных и текущих счетах клиентов составляла око-ло 50% от всех привлеченных ресурсов банка.
¦ Так как рынок МБК (особенно краткосрочных) является сильно рисковым с точки зрения изменения процентных ставок на нем, то рекомендуется иметь не более 10% подобных ресурсов среди всех привлеченных ресурсов банка.
¦ При анализе и построении эталонной структуры привлеченных ресурсов на следующий год необходимо учесть долю операций, связанных с размещением ценных бумаг банка (векселей и депозитных сертификатов, если таковые имеются).
Обозначим структуру пассивных операций банка в текущем году как:
P(tn) - (pl(tn), p2(tn), p3(tn)...pn(tn)),
а структуру, к которой банк должен прийти в конце планового периода:
P(tk) = (pl(tk), p2(tk), p3(tk)...pn(tk).
Тогда темпы прироста отдельных составляющих по кварталам (или более коротким интервалам планирования) можно определить как среднегеометрическое отношения соответствующих статей в конце и начале планового периода, т.е.
tprip = (pi(tk)/pi(tn))^(I/m),
где m -- число плановых интервалов.
Таблица16
Планируемая структура пассивных операций банка, %
Вид пассива
База
1кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Привлеченные ресурсы:
100
100
100
100
100
нац. валюта
62
60
57
54
51
ин. валюта
38
40
43
46
49
1. Остатки на расчетном счете
19
21
23
25
26
нац. валюта
12
12
12
12
11
ин. валюта
7
9
11
13
15
2. Депозиты юр. лиц
24
22
20
18
16
нац. валюта
17
13
12
Ю
ин. валюта
7
7
7
6
6
3. Депозиты физ. лиц
12
14
16
18
21
нац. валюта
7
9
11
13
15
ин. валюта
5
5
5
6
6
4. Привлеченные МБК
26
23
19
16
13
нац. валюта
17
15
13
12
10
ин. валюта
10
8
6
5
3
5. Векселя и депозитные сертификаты
14
15
16
17
18
нац. валюта
7
6
5
4
3
ин. валюта
7
9
11


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.