На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Гуманно-личностный подход в образовании

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2010. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Гуманно-личностный подход в образовании


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании
1. Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике 5
2. История развития гуманно-личностного подхода в образовании 18
3. Гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили 32
Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного
подхода в образовании
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ результатов исследования 47
Заключение 55
Литература 58


Введение

XX век обозначил глобальную проблему в мировом общественном сознании, где гуманизм выступает как основной принцип и критерий общественного прогресса.
В национальной доктрине образования Российской Федерации обозначены перспективные цели и конкретные задачи образования, определены такие качества выпускников образовательных учреждений, как нравственность, предприимчивость, готовность оперативно принимать ответственное решение в ситуации выбора, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, динамизм и конструктивность мышления, чувство ответственности перед обществом, семьей и собой. Здесь обозначены стратегические намерения и ожидания общества от системы образования. В тактическом, приземленном и практическом аспекте эти задачи реализуются через учебно-воспитательный процесс в школе. На современном этапе развития и активного реформирования отечественного образования проблема гуманизации становится явной доминантой педагогического процесса. Все эти аспекты определяют социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Гуманистические традиции в отечественной педагогике заложили и развивали такие отечественные ученые как: К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев П.Ф.Лесгафт, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, Л Н.Толстой, К Н.Вентцель и др.
Сегодня проблемами гуманно-личностного образования и воспитания занимаются Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие исследователи. Научная значимость данной работы объясняется общим рассмотрением представлений о гуманно-личностном образовании в трудах этих и других ученых.
Практическая значимость работы объясняется необходимостью и востребованностью использования гуманно-личностных представлений в образовании в практике педагогической деятельности.
Цель исследования – рассмотрение гуманно-личностного подхода в образовании.
Объект исследования – гуманно-личностный подход в образовании.
Предмет исследования – влияние гуманно-личностной позиции педагога в процессе обучения на школьную мотивацию ребенка начальной школы.
Гипотеза исследования - гуманно-личностная позиция педагога в образовании (выраженная в демократическом стиле общения с детьми) влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Задачи исследования:
1. Дать общее представление о гуманно-личностном подходе в педагогике.
2. Рассмотреть историю развития гуманно-личностного подхода в образовании.
3. Изучить гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили.
4. Изучить влияние гуманно-личностной позиции педагога в образовании на мотивацию обучения школьников в возрасте 7-11 лет.


Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании
1. Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике

Прежде чем говорить о гуманно-личностном подходе в образовании следует раскрыть сами понятия «гуманизм» и «гуманность».
Итак, ключевое понятие гуманистической философии образования – «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изучение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Так, понятие «гуманизм» употребляется в следующих смысловых значениях:
- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;
- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм»...............


Заключение

Итак, теоретический анализ проблемы гуманно-личностного подхода в образовании показал, что сегодня данное философско-педагогическое направление является приоритетным в отечественной системе образования и воспитания.
В рамках исследования нами были раскрыты следующие понятия:
Гуманизм – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.
Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям.
С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации. Смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирование определенного круга умений.
Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала.
В разные исторические периоды, начиная с конца XIX в. концепция гуманизации образования реализуется в школах и трудах целого ряда отечественных педагогов (на рубеже XIX-XX вв. П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; в 1950-1960-е гг.: М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский; в 1980-2000-е гг.: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). В основе работ этих и других авторов лежит признание личности ребенка, уважение педагогом этой личности, восприятия учеников такими какие они есть, проявления чувств эмпатии, сопереживания, соучастия по отношению к ребенку. Педагогический процесс в рамках данного подхода представляет собой двухстороннее развитие учителя и ученика и возможно при наличии соблюдения определенных требований к личности, поведению педагога.
Одним из ярких примеров применения гуманно-личностного подхода в образовании является педагогическая деятельность Ш.А. Амонашвили, который развивал и развивает идеи гуманизации образования, где учитель, не просто педагог, а актер, любящий ребенка, уважающий его личность и способствующий такой организации педагогического процесса, при которой ученик будет соавтором учебного процесса.
Реализация такого подхода требует соблюдение определенных законов учителя, принципов его деятельности, заповедей и т.д.
Учебный процесс в теории Ш.А. Амонашвили – это метод развития творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей, качеств личности, соответствующих идеи гуманизма.
Эмпирическая часть исследования подтвердила нашу гипотезу о том, что гуманно-личностная позиция педагога в образовании (выраженная в демократическом стиле общения с детьми) влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Действительно, как показало наше исследование, у детей, обучающихся в лицее, где основными принципами обучения являются принципы гуманно-личностного подхода в образовании (выраженные в том, что педагогик этой школы имеют выраженный демократический стиль воспитания), уровень школьной мотивации выше, чем у их сверстников из обычной общеобразовательной школы (где у преподавателей преобладает авторитарный стиль обучения).
Так в первой группе высокие баллы по шкале мотивации получили 14 человек (70%), а во второй таких детей оказалось только 7 (35%).
При этом уровень слабой школьной мотивации (выраженной во внешних и игровых мотивах) у детей из обычной школы выражен сильнее (6 человек – 30%), чем у школьников из лицея (1 ребенок – 5%).
Уровень сильной школьной (учебной и социальной) мотивации у детей из начальной школы лицея оказался выявлен у 14 ребят (70%), а у ребят второй группы таких учащихся оказалось всего 7 (35%).
Все это показывает, что гуманно-личностные принципы образования, выраженные в демократическом стиле обучения, оказывают влияние на уровень школьной мотивации учащихся.
В заключении следует отметить, что, к сожалению, на практике в настоящее время идеи гуманно-личностного подхода в образовании применяются далеко не всегда. В связи с этим исследование данной проблемы требует дальнейшего изучения.


Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Педагогика, 2004.
2. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М.,1994
3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. - М., 2000.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2000. – 258 с.
6. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. 2-е изд. М., 1908. 149 с.
7. Воспитательные системы школы: история и современность / Редкол.: Г.Д. Аверьянова и др. - Владимир, 1990. 89 с.
8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.
9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
11. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
12. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 2002.
13. Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2000. – 400 с.
14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.
15. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004. – 522 с.
16. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 252.
17. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. 704 с.
18. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №1. – С. 86 – 107.
19. Колесникова И. А. Педагогическая цивилизация и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.
20. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX ? начала XX в. - Волгоград, 1996. 199 с.
21. Лесгафт П.Ф. Изб. пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 2002. Т. 1. 335 с.
22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
23. Макаренко А.С. О воспитании молодежи - М.: Педагогика, 1991. 400 с.
24. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1999.
25. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
27. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996. – 97 с.
28. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
29. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-С.21
30. Рачинский С.А. Сельская школа: Сборник статей. 3-е изд., доп. - СПб.: Союз, 1998. 371 с.
31. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997. –122 с.
32. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
33. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю.В. Сенько. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
34. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. – Барнаул, 1996. - №1.
35. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. - М.: Новая школа, 1996. 160 с.
36. Толстой Л.Н. Сборник статей. - М.: Педагогика, 2005.470 с.
37. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1994. Т.2. 365 с.
38. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
39. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
40. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.