На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности развития речи в общении в дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2010. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности развития речи в общении в дошкольном возрасте


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития
речи в общении в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме
и патологии 6
1.2. Развитие общения у детей с нормальным развитием и ОНР 16
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития речи
в общении в дошкольном возрасте
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 31
Заключение 41
Литература 44
Приложения 47


Введение


Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области изучения особенностей развития речи в общении со взрослыми и сверстниками у дошкольников с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению такого частного вопроса как особенности развития речи в общении в дошкольном возрасте, на наш взгляд, недостаточно исследован.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития речи в общении в дошкольном возрасте.
Объект исследования – особенности развития речи в общении у дошкольников с нормальным развитием и с ОНР.
Предмет исследования – влияние взрослых (родителей) на развитие речи у дошкольников с нормальным развитием и с ОНР.
Гипотеза исследования – особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР влияют на развитие у них речи. Так при негативном отношении взрослого по отношению к ребенку (выраженному в чрезмерном авторитарном отношении к нему, восприятию его как неудачника, эмоциональном отвержении и т.д.), у ребенка слабо развиваются такие стороны речи и общения как: понимание речи, звукопроизношение, звукоподражание, фонематическое восприятие, коммуникативные умения и т.д. При этом следует отметить, что у родителей дошкольников с ОНР проявления этих негативных качеств оказываются сильнее, чем у родителей детей с нормальным развитием.
Задачи:
1. Выявить особенности развития речи и общения детей у дошкольников без отклонений в речевом развитии.
2. Рассмотреть характеристики развития речи и общения дошкольников с ОНР.
3. Эмпирически изучить особенности развития речи в общении со взрослыми в дошкольном возрасте.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), с нормальным развитием и диагнозом «общее недоразвитие речи». В исследовании приняли участие две группы детей по 10 человек, а также их родители.


Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития речи в общении в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и патологии...........


Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения особенностей развития речи в общении в дошкольном возрасте.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.
Для некоторых детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи - это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.
В старшем дошкольном возрасте одной главных особенной развития ребенка является развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Сфера общения и его значимость в этот период приобретает особое значение и является важным условием развитие ребенка. В старший дошкольный период общение детей становится внеситуативно-деловым, выраженным в формах познавательного и личностного контекста формирования ребенка. Особую значимость приобретает общение дошкольников со сверстниками.
У детей с выраженным общим недоразвитием речи происходят нарушения общения ребенка, выраженные в незрелости мотивационно-потребностной сферы; комплексе речевых и когнитивных нарушений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей в старшем дошкольном возрасте ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Эмпирическая часть исследования была проведена нами с двумя группами дошкольников с нормальным развитием и ОНР. В исследовании также приняли участие родители этих детей.
В исследовании, для проверки нашей гипотезы, нами были использованы группы методик для диагностик речевой и коммуникативной сферы ребенка, а также для выявления уровня сложившихся родительских отношений взрослых и детей.
Анализ результатов теста показал, что в целом у большей части группы детей с нормальным развитием (в среднем около 7 человек – 70%) уровень развития речевых характеристик достаточно высок. У дошкольников с ОНР примерно у 5-6 опрошенных ребят (50-60%) развитие отдельных показателей речи достаточно низок. Особенно это проявляется по параметрам фонематическое восприятие (6 ребят – 60%), фразовая речь (6 человек – 60%), коммуникативные особенности (7 детей – 70%).
Опрос родителей позволил нам выделить группу испытуемых, которые негативно относятся по отношению к своим детям. В первой группе взрослых таких родителей оказался 1 человек (10%), а во второй – 3 (30%). Этих родителей отличает негативное, чрезмерно авторитарное и жесткое воспитание своих детей.
Для подтверждения нашей гипотезы с помощью корреляционного анализа по методу Пирсона, мы выявили, что такие характеристики речи как фразовая речь, звукоподражание, лексико-семантические речевые особенности напрямую зависят от уровня развития отношений между родителями и детьми. Так в первой группе испытуемых была выявлена корреляция между показателями фразовая речь и принятие/отвержение, а также кооперация (0,724 балла).
Во второй группе опрошенных родителей показатели фразовой речи, звукоподражания и лексико-семантических речевых особенностей также коррелируют со шкалами принятия/отвержения (0,836; 0,885; 0,855 балла соответственно) и кооперации (0,791 балла).
Также при высоких показателях по шкале «маленький неудачник» была выявлена обратно пропорциональная зависимость между всеми этими речевыми параметрами во второй группе, и между шкалой фразовой речи – в первой группе родителей.
Таким образом, мы можем говорить о том, что наша гипотеза, о том, что особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР влияют на развитие у них речи, хотя и не по всем группам факторов, подтверждена.
В заключении следует отметить, что изучаемая нами тема требует дальнейшего теоретического и экспериментального изучения.


Литература

1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М., 2007.
2. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста.- Минск: Университет, 2002.
3. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М.: Просвещение, 2005.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб.: Питер, 2006.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
6. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Издательский дом «Грааль», 2001.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 1997.
8. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
9. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Педагогика, 2000.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2002.
13. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2000.
14. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн.: Университетская, 1999.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб.: Питер, 1999.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
17. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М.: Айрис-пресс, 1998.
18. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Гардарики, 2005.
19. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1998. — № 5.
20. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Айрис-пресс, 1996.
21. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психо-логическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1997.
22. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - СПб.: Питер, 2004.
23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
24. Лурия А.Д. Язык и сознание. - М.: Просвещение, 2004.
25. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
26. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. - М.: Просвещение, 1997.
27. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
29. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
30. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
31. Сафонова Н.В. Особенности общения детей 6-7 лет с ОНР 3-й степени. – Ставрополь, СГУ, 2007.
32. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
33. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
34. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2004.
35. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Айрис-пресс, 2003.
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Айрис-пресс, 2001.
37. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
38. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Гардарики, 2000.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.