На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Темперамент и индивидуальный стиль жизнедеятельности человека

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2010. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Темперамент и индивидуальный стиль жизнедеятельности человека


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных теорий темперамента
1.1. Основная характеристика и типы темпераментов 5
1.2. Сравнительная характеристика теорий темперамента в
современной психологии 11
1.3. Роль темперамента в учебной деятельности 21
Глава 2. Эмпирическое изучение свойств темперамента
младших школьников
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 28
2.3. Применение знаний об особенностях темперамента
младших школьников в учебно-воспитательной работе 35
Заключение 40
Литература 43
Приложение 45


Введение

Нельзя найти двух по темпераменту людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.
В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого - неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Все эти особенности влияют на успешность обучения, профессиональной деятельности, взаимодействия с социумом, что и объясняет социальную значимость исследования, проводимого в данной работы.
Исследование темперамента является предметом исследований многочисленных исследований как зарубежных (И. Кант, Э. Кречмер, Я. Стреляу, У. Шелдон и др.), так и отечественных (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.) ученых. В настоящее время научная значимость изучения основных теорий темперамента заключается в их сравнительном анализе и практическом применении.
Результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы на практике воспитателями и преподавателями учреждений общего и дополнительного образования.
Исходя из всего вышеизложенного, проблема настоящего исследования заключается в том, что на современном этапе развития научной и практической мысли еще слабо изученными являются особенности теоретического и, особенно, практического применения современных теорий темперамента.
Цели исследования – теоретическое и эмпирическое исследование современных теорий темперамента и особенностей применения их в практике работы с детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования – теории темперамента в современной психологии.
Предмет исследования – применение нейродинамической теории темперамента в практике обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: нейродинамические характеристики, обуславливающие тот или иной тип темперамента, в младшем школьном возрасте не имеют преобладающего характера, и в равной степени встречаются у детей данной возрастной группы.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику понятию и основным свойствам темперамента.
2.Рассмотреть и сравнить основные теории темперамента в зарубежной и отечественной психологии.
3.Изучить роль темперамента учебной деятельности.
4.Подготовить программу эмпирического исследования темперамента у детей младшего школьного возраста.
5.Проанализировать результаты исследования темперамента младших школьников и особенности их применения на практике школьного обучения.
Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участи дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек. Возраст опрашиваемых нами детей 10-11 лет.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных теорий темперамента
1.1. Основная характеристика и типы темпераментов

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами [10, c.394].
До настоящего времени основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.....................

Заключение

Данная работа была посвящена теме изучения современных теорий темперамента в психологии и возможности их применения на практике в условиях обучения ребенка в школе.
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование позволяет сделать нам ряд существенных выводов.
Темперамент — это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента— активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т. д.).
Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу.
Известны три основные системы объяснений ее сущности, из которых две первые имеют лишь исторический интерес. Первая (гуморальная) связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и др.). Эта терминология стала широко употребительной.
Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).
Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного про-цессов — и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешен-ный, подвижный; 2) сильный, уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный; 4) слабый. Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму — флегматика, третьему — холерика, четвертому — меланхолика. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее, указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности личности человека. Концепция В.М. Русалова помогла выделить основные свойства темперамента.
В процессе реализации третьей задачи исследования нами была изучена роль темперамента в учебной деятельности, проанализированы сильные и слабые типы в учебной деятельности.
В ходе сравнительного анализа нами были сделаны выводы о том, что именно нейродинамическая теория является наиболее точно в определении типа темперамента человека.
В процессе эмпирического исследования нами с помощью двух методик В.М. Русалова и Я. Стреляу были изучены особенности темперамента младших школьников.
По результатам тестирования нам удалось подтвердить гипотезу о том, что нейродинамические характеристики, обуславливающие тот или иной тип темперамента, в младшем школьном возрасте не имеют преобладающего характера, и в равной степени встречаются у детей данной возрастной группы.
В результате диагностики 20 младших школьников по методикам В.М. Русалова и Я. Стреляу нами были выделены 4 группы детей, представляющих тот или иной тип темперамента. Сангвиниками оказались 8 человек (40%), холериками 6 испытуемых (30%), а флегматиков и меланхоликов было выявлено по 3 (15%) школьника.
По итогам тестирования нами были разработаны рекомендации по работе с основными типами личности учащихся.
В заключение следует отметить, что анализ основных теорий темперамента и их практической реализации может повлиять на формирование общей структуры и схемы воспитания и обучения ребенка на различных этапах онтогенеза.



Литература

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988.
3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1992.
4. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1999.
5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического иссле-дования. — Пермь, 1988.
6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивиду-альности. — М., 1996.
7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. — М., 1994.
8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1990.
9. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2004.
10. Немов Р.С. Психология. В 3 Кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1. – 688 с.
11. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – СПб.: Речь, 2003.
12. Общая психология. — М., 1986.
13. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1995.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1.– Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
15. Психология. Словарь./ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
16. Психология индивидуальных различий/Тексты. — МГУ, 1982.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. П. — М., 1989.
18. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. - № 11. - С. 19-33.
19. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
20. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, — № 1. — С. 12.
21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.
22. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.