На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исламский радикализм, экстремизм и терроризм

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: 67.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....3
Часть 1. Феномен «исламского радикализма»……………………….....8
Часть 2. Сущность понятия «исламского экстремизм» в сознании религиозного и светского общества…………………………………………...25
Часть 3. Аксиологическая интерпретация «исламского терроризма»...41
Заключение………………………………………………………………...49
Список использованных информационных источников……………….53


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. События современности заставили ученых и политиков искать объяснение таким понятиям как исламский радикализм, экстремизм, терроризм. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах. Последние события в исламском мире: Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии показывают, что радикальные группировки ведут там борьбу за установление шариатских норм в правлении государств, через насилие и жестокость, нетерпимость к другим верам и нациям, прикрываясь религиозными лозунгам. Итак, терроризм на нашей планете глубоко внедрился в разум и сердца людей. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей.
У нас на юге России: Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкессии практически каждый день проводятся спецоперации по уничтожению боевиков, членов экстремистских организаций, стремящихся к ослаблению, свержению законной действующей власти. Об этих событиях средства массовой информации твердят каждый час с экранов телевизоров, через всемирную сеть интернета, по радио, приносят в наш жизненный обиход вместе с информацией новые слова «радикализм», «экстремизм», «исламский фундаментализм», приучая нас к этим терминам. Не всякий станет утруждать себя более детальным рассмотрением этой проблемы, но она существует, она уже превращается в определённую часть нашей жизни, и к ней стали привыкать на столько, что отводят ей собственное место в политической, социокультурной и др. средах. Это ужасно, что людей приучили брать в расчёт существование такого явления и считаться с ним.
Актуальность проблемы заключается в том, что согласно статистике в настоящее время в мире существуют сотни исламистских террористических организаций и группировок. А ведь терроризм является неотъемлемой частью цепочки «радикализм - экстремизм - терроризм» Они способны совершать террористические акты, к этому времени согласно статистике в них насчитывается не менее 50 тысяч человек. По словам Кузнецова «в целом исламский экстремизм несет ответственность за 80 процентов террористических актов в мире»[42].
Среди наиболее одиозных террористических группировок, действующих в современном мире, можно назвать следующие: египетские «Ал-Гамаат ал-исламийа» и «Ал-Джихад», алжирские Фронт исламского спасения и Вооруженную исламскую группу, пакистанские «Джамаат ал-фукра» и «Харакат ал-ансар», палестинские «Хамас» и «Исламский джихад», ливанский «Хезболлах», международные «Аль-Каида» и Мировой фронт джихада, В России среди северокавказских - многочисленные исламистские «джамааты». В составе российских исламских группировок действуют десятки иностранных - в основном арабских - «моджахедов», осуществляющих теракты против российских войск и мирного населения в первую очередь Чечни, Дагестана. Сколько смертей ни в чем неповинных людей, сколько бед и горя они принесли людям.
Анализируя информацию печати, телевидения, Интернета можно сказать, что сейчас в России успешно ведется борьба с подпольными террористическими банд формированиями, уничтожаются их члены и главари, ведется поиск каналов поставки оружия, места дислокации, но чтобы борьба с этим злом была еще более эффективной при глубоком изучать таких явлений, как «исламский радикализм», «экстремизм», «терроризм», знать их сущность и почву, в которой они прорастают. Необходимо знать всю опасность, которую несет воспитание и формирование фанатично жестокой личности, поклоняющейся крайним экстремистским радикальным принципам ислама.
Цель работы изучить, что представляет собой понятия «исламский радикализм», «исламский экстремизм» и « исламский терроризм» какова их роль в формировании сознания религиозного и светского общества.
Основные задачи:
- изучить феномен «исламского радикализма», проанализировав его связь с такими идейными течениями как модернизм традиционализм, фундаментализм;
- определить сущность понятия «исламского экстремизма» в сознании религиозного и светского общества;
- аксиологически интерпретировать понятие «исламского терроризма».
Степень научной разработанности проблемы. «Исламский радикализм» является предметом изучения многих ученых. Так идейными основаниями радикализма занимались: Макаренко В.П. Главные идеологии современности. - Ростов-н/Д, 1999; Малинова О.Ю. Концепт идеологии в современных политических исследованиях // Полит, наука. - 2003. - №4. - С. 8-31и др.
Российское исламоведение имеет давнюю историю и накопило солидные традиции. Их традиции и достижения развивали Беляев А.Е., Полонская Л.Р. и др. Наиболее важные труды по социальным и политическим аспектам ислама создали Саидбаев Т.С., Степанянц Т.М. и др. Основные усилия исследователей были сосредоточены на роли ислама в истории, философии и политической жизни зарубежного Востока. В их трудах также затрагиваются проблемы современной общественной мысли, социального и политического развития исламских стран.
Политологи Малашенко А.В., Микульский Д.В., рассматривают фундаментализм как теорию. Исламский радикализм, по их мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть формой деятельности. В идеологическом отношении «классические» фундаменталистские организации выступают сегодня за «очищение» традиционного ислама. Они обвиняют в продажности официальных служителей культа, призывают к созданию «идеального» мусульманского общества, функционирующего согласно Корану, «неповрежденной» Сунне и законам шариата. Характерной чертой современного исламского фундаментализма можно считать то, что его сторонники внутри исламского движения борются против традиционалистов и модернистов.
Теоретические аспекты политического ислама являются составной частью исследований социологии религий и взаимодействий политики с конфессиональными учениями. Применительно к исламу религиозно-политические взаимодействия изучены Игнатенко А.А., Левиным З.И., Добаевым И.П.
Об общем и специфичном в устроении исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1998. - С. 360-365; Наср С.Х. О столкновении принципов западной и исламской цивилизаций // Там же. - С. 481-484; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. - М., 1999; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Степанянц M.T. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М., 1982. гносеологические, онтологические и психологические, социальные основания ислама, его отдельных направлений и течений.
В ряду современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты мусульманской цивилизации, исламского права, а также политических аспектов данной религии, можно назвать Сагадеева А.В. Ряд исследователей движения радикального ислама - Умнов А.Ю., Религия и общество / Отв. ред., сост. Филатов С.Б.. - М., 2002; Игнатенко А.А. Ислам и политика. - М., 2004;. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов-н/Д, 2003.
В рамках аксиологическим подхода ислам фигурирует как главная ценность Востока, в отличие от западного христианства. В итоге анализ ислама как социального факта маскируется рассуждениями о культурно-цивилизационных различиях между миром ислама и миром Запада. Понятие исламизма и терроризма используется в работах многих авторов. В анализе понятия «исламизм» можно выделить несколько тенденций. Одной из них является онтологизация понятия «исламизм» работы Васильева Л.С., Добаева И.П., Игнатенко А.А., Малашенко А.В. и др.
Так в основу статистических данных вошло социологическое исследование «Исламский экстремизм» которое представляет собой серию опросов общественного мнения по всему миру, затрагивающих взглядов на современное состояние мира и важнейших злободневных проблем. Отражающие влияния на их жизнь «исламского экстремизма» и «исламского терроризма».
Курсовая работа изложена на 57 листах машинописного текста и состоит из содержания, введения, трех частей, заключения, списка использованных источников.


ЧАСТЬ 1. ФЕНОМЕН «ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА»
Понятие «радикализм» не имеет однозначного и четкого толкования в литературе. Большинство словарей определяют слово «радикальный» как «решительный, коренной, придерживающийся крайних взглядов». В социально-политическом контексте «радикальный» означает «экстремальный», «фундаментальный»; существительное «радикал» - «человек, придерживающийся строгих убеждений или следующий крайним принципам, экстремист».
Но так ли это на самом деле? Существует ли такой универсальный стандарт, которого придерживаются все люди - на всех частях света? На самом деле, несмотря на многие общие черты, есть и крайние - то есть, «радикальные» - отличия, присущие каждой культуре или цивилизации. Те, кто считает, что понятие «радикализация» подразумевает нечто общепринятое, упускают из виду тот факт, что многое из считающегося хорошим или плохим, правильным или неправильным - а также умеренным или экстремальным - это отражение определяемого культурой взгляда на мир.........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ феномена радикализма в исламе представляет важным определение соотношения между исламом, его идейными течениями (традиционализм, фундаментализм, модернизм) и исламским радикализмом (исламизмом). Сегодня в науке существуют два полярных подхода к рассмотрению указанной взаимосвязи.
Первый заключается в утверждении, что радикалы ислам просто используют, исламом прикрываются, маскируются, не имея при этом никакого отношения к нему. При этом утверждается, что ислам - религия любви, умеренности, милосердия и справедливости, следовательно, он (ислам) не имеет и не может иметь никакого отношения к дестабилизирующим общество процессам, сопровождающимися акциями насилия, вплоть до терроризма.
Второй подход, в противоположность первому, напротив, сознательно формирует образ ислама как религии насилия и вражды, утверждая о наличии эндогенных оснований радикализма в исламе.
Такое явление как «исламский радикализм» (или «исламизма») применим только к определенным частям всех трех идейных течений. Отсюда, в частности, следует, что термины «исламский радикализм» и «фундаментализм» (а также «традиционализм» и «модернизм») далеко не тождественны. «Нормальный» фундаментализм, как и «нормальные» составляющие других идейных течений в исламе («религия-вера»), и составляют основное содержание ислама, как религии мира, добра и терпимости. Радикальная же часть присутствует (или может присутствовать) во всех трех течениях. Однако в любом случае можно утверждать о том, что существует сложная и напряженная связь исламизма с исламом: всякий исламист - мусульманин, но не всякий мусульманин - исламист.
Изложенное выше позволяет говорить о том, что ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. Ислам не является ни однородной и ни самодостаточной системой. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что единого для всех исламских стран, всех мусульман, одного исламского пути все же не существует, а в центре общественного внимания оказываются различные, нередко противоречащие друг другу модели. Вышло так, что сейчас на формирование таких моделей большое влияние оказывает религия, с которой запуталось множество внешних проблем и влияний. Многие политические силы в исламском мире сознательно пытаются “исламизировать” дискуссии для достижения своих целей.
Нынешняя ситуация в Исламе состоит из двух основных компонентов: неспособность развиться на собственных условиях и потеря связи с глобальной доминирующей системой. Исламский мир с одной стороны отказывается идти в ногу с современной мировой культурой, считая, что этот путь является наиболее приемлемым, а с другой - идет к задворкам мировой экономики, создавая такие явления как экстремизм и терроризм.
Анализируя социологическое исследование в рамках проекта «Исламский экстремизм», в котором были опрошены - в общей сложности - более 90 тысяч людей в 50 странах, мы пришли к выводу, что озабоченность проблемой «исламского экстремизма», весьма высокая как на Западе (и до последних терактов в Лондоне), так и в значительной степени разделяется общественным мнением в нескольких преимущественно мусульманских странах. Например, около половины опрошенных в Пакистане, Турции и Индонезии видят в исламском экстремизме угрозу их странам. И в то же время, большинство мусульманских сообществ выражают меньшую поддержку терроризму, чем это было в прошлом. Меньшее число опрошенных продолжает верить в то, что взрывы террористов-смертников, направленные против гражданского населения, являются оправданным средством в защите ислама. Заметным исключением здесь является Иордания, где заметно возросло число оправдывающих взрывы смертников и другие насильственные акции как средство защиты ислама. Но как провести грань между правилом и исключением?
Вместе с тем, опрос также выявил, что мусульманские и немусульманские сообщества, разделяя определенную озабоченность исламским экстремизмом, имеют при этом весьма различные мнения по поводу влияния ислама на их страны. Мусульманская общественность обеспокоена исламским терроризмом, но баланс общественного мнения в преимущественно исламских странах склоняется в пользу того, что ислам играет возрастающую роль в политике - при этом большинство приветствует подобный процесс. Это говорит о формировании общего мнения в сознании общества данных стран, на которое может влиять множество факторов, в том числе и религия.
В свою очередь, на основании применения аксиологического подхода сделан вывод о том, что в основе терроризма всегда лежит некая система ценностных ориентаций, формирующая и закрепляющая определенное эмоциональное отношение к миру. Рассогласование политических ценностных установок между индивидом и государством или социальной группой, к которой он принадлежит, может привести к различным формам поведения: от пассивного неприятия до ожесточенной борьбы с существующим режимом, в крайней форме выражающейся в терроризме. Потребность снятия диссонансов может стимулировать формирование новой системы ценностей, которая может носить деструктивный характер. В такой ситуации возможно формирование идеологии, обосновывающей террор как способ изменения существующего миропорядка. Установка «свои - чужие» формирует психологические установки принятия или отторжения других ценностных систем, и проявляется в нашем случае в «исламском терроризме». Но нельзя забывать о том, что наивысшей ценностью является жизнь и именно эта ценность должна быть главной в построении нашего общества. Нельзя использовать человеческую жизнь как средство достижения «иных», корыстных целей, как бы «красиво» не были они оправданы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Монографии, статьи, выступления
1. Антес П. Ислам в современном мире / /Ислам в Евразии / Под ред. Иордана М.В. М., 2001. С 44.
2. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999. С 19.
3. Григорян С.Н. Из истории Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). М., 1960. С. 298.
4. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика/ Монография. 2002. С. 5-15.
5. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.С.16.
6. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза
национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под. общ. ред. Кожокина Е.М. М., 1995. С. 13.
7. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 204.
8. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной
безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под. общ. ред. Кожокина Е.М. М., 1995. С. 13.
9. Коран. Сура ал-Баккара, аят 56.
10. Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика // Ислам и исламизм / Под ред. Е.М.Кожокина, В.И.Максименко. М., 1999. С. 44.
11. Леусенко Д.А. Политизация ислама в современном мире (опыт социально-философского анализа) // Проблемы, поиски, решения. Ростов н/Д, 2000. С.33.
12. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991;
13. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. М., Ростов н/Д, 1999;
14. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 69.
15. Малашенко А. Религиозный фундаментализм в контексте глобальных перемен // Глобальные социальные и политические перемены в мире. М., 1997. С. 124-125.
16. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 201-203.
17. Милославский Г.В. Иноверцы в религиях писания // Ислам и исламизм / Под общей ред. Кожокина Е.М., Максименко В.И. М, 1999. С. 39.
18. Молдалиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? -Бишкек, 2004
19. Поляков К.И. .Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000. С. 14.
20. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994. С. 233.
21. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. М., 1998. С. 207.
22. Степанянц М.Т. Реформаторство как антитеза традиционности // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока / Отв. ред. М.Т.Степанянц. М., 1993. С. 18; С. 222; С. 221.
На иностранных языках
23. Adams Ch. Islam and Modernism in Egypt. L., 1933. P. 132.
24. Burgat F. L‘Islamisme au Maghreb: la voix du Sud (Tunisie, Algerie, Libue, Maroc). Paris, 1988.
25. Esposito J.L. The Islamic Threat. N. Y., 1992. Р. 7-8.
26. Voll J.O. Fundamentalism in the Sunni Arab World: Egypt and the Sudan // M.E. Marty and R.S. Appleby, eds., Fundamentalisms Observed. Chicago, 1991. Р. 347, 350.

II. Периодические издания
27. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1995. № 3-4; Она же. Политический радикализм как одна из российских традиций // Власть. 1996. № 3;
28. Беляев И. Ислам, религия и политика // Диалог. 1990. № 6. С. 96;
29. Гаджикович Р. Терроризм и пропаганда // Актуальные проблемы Европы. Проблема терроризма. М., 1997; Корни и психология террора // Дуэль. 1999. № 14;
30. Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2(14). С. 148.
31. Добаев И.П. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном исламе // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 6. С. 30.
32. Игантенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8). С. 166; С. 124.
33. Исламизм: глобальная угроза? // Научно-исследовательский институт социальных систем. Серия: Научные доклады. № 2. М., 2000. С. 4.
34. Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики // Полис. 1998. № 3; Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. М., 1995 и др.
35. Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11;
36. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Азия и Африка сегодня. 1994. № 6. С. 56-62; С. 2-7.
37. Сиван Э. «Радикальный ислам»: причины и последствия террористического насилия // Internationale Politik. 1997. № 8. С. 6-15.
38. Тыссовский Ю. Исламский фундаментализм // Modus vivendi. 1993. № 11. С 4-6.
39. Умнов А.Ю. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. 1994. № 3. С. 46, 50.
40. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1(7). С. 126-137.
III. Интернет-ресурсы
41. - Институт религии и политики
42. - Экстремизм.ру
43. исламский радикализм
44. библиотека ислам
45. - Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа
46. - Энциклопедия исламского экстремизма



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.