На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности формирования личности в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2010. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Особенности формирования личности в подростковом возрасте……………..............................................................................................13
Раздел 2. Межличностные отношения в подростковом возрасте как фактор социализации………………...…………………………………..………………22
Раздел 3. Физическое и личностное развитие подростков в спортивной деятельности……………………………………………………………………..28
Раздел 4. Влияние межличностных отношений в команде в процессе социализации на спортивную мотивацию подростков………………….……42
Социализация подростков в спорте…………………………………………….48
Представления подростков о спорте…………...………………………………57
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………67
Приложение№1…………………………………………………………………..71
Приложение№2…………………………………………………………………..72

?
Введение
Интерес к феномену социализации личности значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, процесс двусторонний, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация – одна из важных частей общего процесса становления личности - та часть, которая "ответственна" за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно "впитывая" в себя эти ценности и стандарты.
Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
В свою очередь, спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Политики рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
При формирования личности спорт может выступать как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он воздействует на формирование определенных "профессиональных статусов", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.
Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.
Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.
Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Актуальность работы
В последние десятилетия XX века и в начале XXI века одной из основных задач ученых, работающих во всех областях науки, стала задача разработки комплекса мер, которые бы позволили сохранить и укрепить здоровье человека, продлить его активную жизнь, преодолеть различного рода болезни. Но одни только достижения в области медицины, генетики, экологии не способны сделать человека здоровым. Решение такой задачи невозможно без повышения социальной значимости физической культуры и спорта, без достижения понимания населением важности физической активности, без формирования взгляда на спорт, как на фактор здорового образа жизни...................

Заключение
В данной работе мы показали, что спорт является важным фактором, влияющим на социализацию подростков.
Родители подростков и тренеры положительно оценивают воздействие спорта на детей. Родители отмечают повышение мотивированности и самодисциплины подростков, рост их уверенности в себе, улучшение коммуникативных качеств. Тренеры подчеркивают значимость спортивной деятельности для интеграции подростка в социум, рост заинтересованности детей, их энтузиазм. При этом в качестве основных механизмов мотивации подростков и родители и тренеры называют воздействие СМИ, пример кумира, авторитет старших.
С точки зрения родителей и тренеров, спорт развивает личные качества ребенка, его способности к общению, дает ребенку возможность попробовать себя в различных социальных ролях, прочем не только лидера, но и проигравшего. Все эти навыки облегчают процесс интеграции подростка во «взрослый» социум, делает его социализацию более успешной.
Опрос занимающихся спортом подростков показал высокую степень успешности, увлеченность, значительную степень осознания важности занятий спортом как элемента здорового образа жизни. Подростки, участвовавшие в исследовании, демонстрируют высокую степень адаптации к социальной среде, они успешны, мотивированы, хорошо взаимодействуют с коллективом, хотя более ориентированы на ценности индивидуализма.
Однако степень отрефлексированности роли занятий спортом в жизни подростков не очень высока. Скорее, дети воспринимают спорт как естественную среду существования и стараются быть в ней наиболее успешными.
При этом спорт для подростков становиться и средой, в которой можно оптимальным образом реализовать потребность в общении. Ведь спортивные отношения включают не только отношения между спортсменами в процессе состязаний, в спортивных группах в процессе тренировок, между спортсменами и различными общностями людей, но и общение между данными общностями на основе состязательности и соревнований в совокупности. Так спорт выступает как средство контактов и социальных связей. А чем шире сеть социальных связей подростка, тем больше у него возможностей личностного роста, развития и успешной социализации.
Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия.
Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Одним из основных и непосредственных носителей механизмов социальных отношений является спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же.
Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.
Выбрав спортивную карьеру, подросток включается в особую систему социализации в спортивной деятельности, где стадии социализации связаны в основном с этапами карьеры спортсмена. В силу специфики данного рода деятельности интеграция в спортивное сообщество предполагает формирование навыков социализации, отличных, а часто и неприменимых для интеграции в другие, более широкие слои общества. Поэтому после завершения спортивной карьеры перед спортсменом вновь встает проблема социализации. Для ее решения очень важную роль играют навыки коммуникации, приобретенные в подростковом возрасте.
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.
Особенно важен этот факт для подростков. Особенности психофизического состояния личности на данном возрастном этапе таковы, что индивидуум оказывается «между двух огней»: желанием самостоятельности, потребности в уважении и признании – и необходимостью получить помощь, чтобы добиться желаемого, поскольку собственного опыта еще не хватает для решения всевозможных жизненных проблем. При этом параллельно подросток часто не желает принимать помощь родителей.
В такой ситуации трудно переоценить роль тренера как признанного и уважаемого авторитета, обладающего необходимыми подросткам знаниями, умениями и навыками. Поддержка, совет и урок, которые спортсмен может получить у тренера, может сыграть важнейшую роль в дальнейшей судьбе подростка, его выборе карьеры, хобби, семейной жизни.
Исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации.
Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность.
Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
Процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.
Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.
Мир спорта сейчас предлагает подросткам широкий спектр возможностей для развития. Каждый может выбрать индивидуальное направление развития, наиболее полно раскрывающее его таланты, делающее его успешным и тем самым определяющее успешную социализацию и дальнейшие социальный рост.
В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением.
Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями и имеет возможность называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.


Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем.//Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань, 2000.
3. Андреенко Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. – 1980. - №3.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М., 2002.
5. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986
7. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. - СПб., 1991.
8. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965.
9. Бодалев В.В. «В мире подростка». – М., 1982.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
11. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности - М., 1995. – С. 325 - 332
12. Бойко И. В. Мотивация достижения у подростков спортсменов и её развитие в процессе проявления коррекционно-тренинговых занятий. – Иркутск, 2006.
13. Вишневский В. «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка». - М., 1984.
14. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. - Л., 1989.
15. Драгунова Т.В. «Подросток». - М., 1976.
16. Дельцова Т.Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи. // Автореферат канд. диссертации. – Пенза, 2007.
17. Иванова Л.Ф. Психологические аспекты обществоведческого образования // Общая методика преподавания обществознания в школе. – М., 2008.
18. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М., 2001.
19. Канатов А. В.Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации. – Тобольск, 2004.
20. Келишев И.Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. – М., 1975.
21. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи. // Автореферат канд. диссертации. - Пенза, 2007.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника, М., 1982.
23. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1989.
24. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л., 1977.
25. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.
27. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
28. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. - 1998. - №5. – С. 98-104.
29. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М., 1991.
30. Малейченко Е.А. Формирование установок на здоровый образ жизни в профессиональной подготовке студентов-юристов. // Автореферат канд. диссертации. - Волгоград, 2007.
31. Мартынюк И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи. - Киев, 1993.
32. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., 1979
33. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988.
34. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
35. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М., 1980.
36. Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Канд. дис. Л., 1981.
37. Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. Л., 1978.
38. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
39. Титма М.Х. Молодое поколение./ Титма М.Х., Саар Э.А. - М., Мысль. 1986.
40. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. - М., 1980.
41. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. – 1988. - №6. – С. 31-41
42. Фролова Л.В. Социокультурные отношения студенческой молодежи к физической культуре. // Автореферат канд. диссертации. – Саратов, 2006.
43. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. - Казань, 1980.
44. Хвацкая Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации: Канд. дис. СПб., 1997.
45. Хузиахметов А.Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. - Казань, 1997.
46. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. - Спб., 2004.
47. Щеголев В.А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов. - Великие Луки, 1999.
48. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М., 1994.
49. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология. – 1999. - №4. – С. 15 - 22
Электронные ресурсы
50. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: i-u.ru
51. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль общения в формировании личности подростка. [Электронный ресурс] - Материалы электронного журнала. – Режим доступа: www.vospitay.ru
52. Лубышева Л.И. «Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности» [Электронный ресурс] - Электронная версия печатного издания. - Теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. – Режим доступа: lib.sportedu.ru


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.