На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль духовной музыки в нравственном воспитании дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: да.

Описание (план):


Оглавление

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания дошкольников средствами духовной музыки……………………………………8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании……………………8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………………26
Выводы по главе I …………………………………………………………….30
Глава II. Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки………………………………………………………..32
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………..32
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….37
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки…………………………………………………………………

Введение

В ситуации обновления нашей жизни авторитет духовно - нравственного начала закономерно возрастает, оно начинает осознаваться как единственная сила, способная преодолеть косность и безразличие. Но есть еще много симптомов духовной немощи общества, в том числе и в образовании.
Отказ от вечных ценностей в пользу потребностей сегодняшнего дня привел к снижению роли целостного знания и к подмене его человеческими представлениями о явлениях в мире, то есть моделями. В связи с этим научное знание в жизни общества обрело особую ценность. Научная парадигма стала определять развитие и других областей культуры общества. (Буквальный смысл слова "парадигма" - образец). Содержание парадигмы обычно отражено в учебниках и фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Соответственно система образования за основу взяла не Первообраз, а образы науки (то есть модели - представления людей, выраженные в терминах узких областей знаний), и проблемы научного метода стали проблемами образования.
Во всем мире ищут ныне способы повышения духовной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил людей. Характерно это и для сегодняшней России.
Сокровищницы Православия неотъемлемое достояние русской культуры. Православие - духовно составляющая бытия русского народа. Издревле русские православные святыни – российские ценности. Российская культура тысячу лет развивалась на основе Православия. Православие оплодотворяло собой все важнейшие творческие движения, созидавшие русскую культуру и придавшие ей неповторимый характер.
По мере того как Православие вновь постепенно занимает должное место в умах и сердцах россиян, его благая весть будет распространяться не только через средства массовой информации, но, прежде всего, - через школу, ибо в условиях утраты идеалов духовное воспитание молодежи имеет особое значение. Не случайно на X Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях в своем слове святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству нестяжания, самоотречения, подвижничества". Отсюда цели и задачи православной культуры церковных песнопений сводятся к углубленному осмыслению явлений жизни с православной точки зрения, развитие православного образования, духовно нравственного просвещения учащихся. Преподавание таких дисциплин как религиоведение, история религии, пение духовных песнопений ведет к формированию национального самосознания, воспитание русского национального духовного характера, стремление построить воспитательный процесс на национальных духовных основах, ибо исповедание православной веры исконно для России. При изучении этих дисциплин учащиеся вовлекаются в размышления о Православии, о Боге, о духовности человека, его достоинстве, о мире и о себе, о величайшей ответственности каждого из нас за Отечество, за народ и за весь мир. А любые размышления духовно образовывают человека, делают его жизнь более осмысленной, порождают в нем желание и способность установить и утвердить в себе "духовно-душевный алтарь" служения идеальному, высшему.
В последнее время сильно возрос интерес и к духовной музыке. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на грампластинках. Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года - принятие христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М.Березовским, П.Чайковским, С.Рахманиновым, А.Гречаниновым, П.Чесноковым и др., так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной. Среди этих сочинений есть написанные для профессиональных коллективов, предназначенные не только для службы, но и для концертного исполнения.
Есть в церковной музыке и другая сфера - обиходная, более скромная с художественной точки зрения, доступная исполнению небольшим церковным хором и даже прихожанам. Во время службы некоторые части литургии и всенощной пелись и сейчас поются всем приходом на простые, легко запоминаемые напевы. Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем быту. Многие напевы переходили из поколения в поколение. Они пелись христианами и по дороге на богомолье, когда шли в другую деревню, где находился храм, и во время домашней молитвы, особенно праздничной.
Для новых поколений церковная музыка стала не просто далекой, а совсем неизвестной. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь почти совсем утрачена. Таким образом, слуховой почвы, на которую будут ложиться самые простые церковные песнопения, у наших детей нет.
Необходимо найти особый ход для преподнесения этого пласта музыкальной культуры, чтобы не сводить духовные образы к уровню сказок. Одним из возможных путей представляется обращение сначала к духовным образам в классической музыке, а затем уже и собственно церковным песнопениям. Так, например, в русских классических операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения даны в конкретной бытовой и исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, об укреплении души молится перед гибелью крестьянин Иван Сусанин, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события. И параллельно можно вводить церковные песнопения (обиходные и концертные).
Духовная музыка может быть введена в существующую программу по музыке как одно из направлений, чтобы познакомить воспитанников с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. "Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, покоя и гармонии, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами его развития".
Сказанное позволяет выделить противоречие между необходимостью осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе русских духовных традиций и недостаточным использованием в этом процессе духовной музыки, обладающей для этого богатым потенциалом.
Выделенное противоречие позволяет определить проблему исследования, заключающуюся в использовании духовной музыки в процессе нравственного воспитания дошкольников.
В соответствии со сказанным можно сформулировать тему исследования: «Роль духовной музыки в нравственном воспитании дошкольников».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования: нравственное воспитание дошкольников на основе духовной музыки.
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
2. изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания средствами духовной музыки будет эффективен если:
- будут учитываться психолого-педагогические особенности дошкольников;
- будут использоваться произведения духовной музыки, доступные для восприятия дошкольниками;
- у дошкольников будет формироваться интерес к духовной музыке
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретический анализ и обобщение экспериментального материала.
Практические: тестирование, изучение продуктов деятельности дошкольников, анкетирование, эксперимент (констатирующие, формирующий, контрольный).
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что научно-обоснована и теоретически разработана система работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с помощью педагогического потенциала духовной музыки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе музыкальной деятельности на основе духовной музыки в практике ДОУ.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 «Ромашка», город Михайловка, Волгоградская область........


Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
2. Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006г.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984г.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989г.
5. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
6. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С.Куломзина. – М.: «Мартис», 1994г.
7. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В.Медушевский. – Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999г.
8. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2006г.
9. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философ. науки. 1997г. № 2.
10. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. - М., 1989г.
11. Федотова, В.Г. Душевное и духовное // Философ. науки. 1988г. № 7.
12. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. – М., 1989г.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду. /под ред. Н.А. Ветлугина и др. – Издательство «Просвещение», 1976.
14. Назайкина Е.В. О психологии музыкального восприятия – М.: 1972
15. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания — Дошкольное воспитание, 1994 г, № 2, стр. 24-30
16. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1987, - 207 с.
17. Катинене А.И. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, № 2, 1994г
18. Симукова В. Инструменты симфонического оркестра. - Музыкальный руководитель, № 2,2004 г
19. Щурова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005
20. Котляревский И.А. Актуальные проблемы музыкального образования// сб.ст. -: Музычна Украина, 1986 г
21. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
22. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стериотип. - М.: –Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.
25. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. – М., Просвещение, 1969. - 167 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.