На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1 Влияние особенностей психофизического развития умственно отсталых школьников на их трудовую деятельность 6
1.2 Роль трудового обучения в формировании качеств личности учащихся вспомогательной школы 12
1.3 Роль уроков труда для развития умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся вспомогательной школы 17
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ТРУДА В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КЛАССАХ 24
2.1 Интегрированное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью 24
2.2 Программы по труду для начальной школы (массовой и вспомогательной): сравнительный анализ 33
2.3 Особенности организации урока трудового обучения в классах интегрированного обучения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Известно, что лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью в подавляющем большинстве случаев можно подготовить к самостоятельной трудовой деятельности в обычных условиях ее организации. Это положение доказано многочисленными исследованиями социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ, четко зафиксировано в современной «Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем» и реализуется в практическом плане. В этой связи обращает на себя внимание разработанный в Российской Федерации «Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью». Для лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью он включает 137 профессий. Все они рекомендуются лицам как мужского, так и женского пола. Среди них такие достаточно распространенные профессии, как грузчик, дворник, дояр, маляр, строитель (при условии занятости на внутренних работах и работах не на высоте), обувщик по ремонту обуви, овощевод защищенного грунта, столяр, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территорий, швея [24].
Из сказанного следует вывод, что при решении вопросов организации трудового обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью необходимо исходить из возможности обеспечения их полноценной профессиональной подготовки по профессиям, круг которых хотя и сужен, но все же позволяет учитывать как профессиональные способности этих детей, так и конъюнктуру рынка труда.
До недавнего времени учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью в период обучения в V-IX классах получали обязательную профессиональную подготовку. Тенденция ранней профессионализации трудового обучения этих детей стала развиваться в СССР в 20—30-е годы XX века и была закреплена в 1938 году принятием нового учебного плана и разработкой единых для разных типов специальных школ программ профессиональной подготовки. Одной из причин раннего начала профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью была ограниченность срока обучения во вспомогательной школе — в то время и до 60-х годов он составлял 7 лет.
Переход в 60-е годы на учебный план восьмилетней, а в 80-е годы — на учебный план девятилетней вспомогательной школы, хотя и мог способствовать определенному повышению качества профессионально-трудовой подготовки учащихся, тем не менее, не устранил ее основных недостатков. Сжатые сроки трудового обучения вынуждают школу объединять общетрудовую подготовку с профессиональной; начинать профессионально-трудовое обучение школьников очень рано (с 12-летнего возраста), когда дети по своим психофизическим возможностям еще не подготовлены к этому этапу трудового обучения; и, наконец, обучать школьников той или иной профессии, не учитывая их индивидуальных возможностей [13].
Раннее начало обучения профессии имело еще один существенный недостаток — оно осложняло учет как медицинских рекомендаций, так и профессиональных интересов учащихся при решении вопроса о ее рациональном подборе.
Серьезным аргументом в пользу ранней профессиональной подготовки учащихся даже девятилетней вспомогательной школы длительное время было отсутствие возможности обеспечить профессиональную подготовку ее выпускников. Однако появление и быстрое развитие в 80—90-е годы специальных групп ПТУ позволило аргументировать расширение во вспомогательной школе сроков общетрудовой подготовки.
Уже в 80-е годы в БССР и других республиках бывшего СССР был накоплен опыт организации эффективной профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы в классах углубленной профессиональной подготовки. В настоящее время учет этого опыта имеет важнейшее значение для решения проблемы организации трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в связи с развитием XI-ХП классов углубленной социальной и профессиональной подготовки I отделения вспомогательной школы. Возможность открытия этих классов также определяет целесообразность решения в предшествующие годы обучения задач именно общетрудовой подготовки [13].
Значительная часть учащихся с интеллектуальной недостаточностью в последние годы стала обучаться в классах интегрированного обучения, что обусловило актуальность сближения программного содержания их трудового обучения с тем, которое предусмотрено для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. А это, в свою очередь, еще больше актуализировало решение задачи организации в V-IX (реформируемых VI-X) классах общетрудовой подготовки [6].
В 2007 году Министерством образования Республики Беларусь была утверждена программа «Трудовое обучение» для VI-X классов I отделения вспомогательной школы, которая определила содержание обучения применительно к этим задачам [16].
Безусловно, состояние интеллектуальной недостаточности серьезно затрудняет осуществление трудовой подготовки. В этой связи подчеркнем, что лицам с интеллектуальной недостаточностью законодательно гарантировано обеспечение специальных условий для получения образования («Конвенция о правах ребенка», Закон РБ «О правах ребенка»), в которых государство гарантирует детям с ОПФР получение базового и профессионального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию. Данные гарантии государства получили конкретизацию и развитие в Законе РБ «Об образовании лиц с ОПФР)» [13].
Важнейшим условием обеспечения эффективности трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью является придание ему коррекционной направленности и соответствующей специфики. Это положение четко определено в основополагающих исследованиях и публикациях Г.М.Дульнева [5], С.Л. Мирского [10,11,12], Б.И. Пинского [15], в работах современных авторов. Так Е.М.Старобина признает, что лица с легкой интеллектуальной недостаточностью (в отличие от лиц с выраженными ее формами) способны получить полноценную профессиональную подготовку [13].
Придание методике трудового обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью необходимой специфики — важнейшая составляющая специальных условий их образования. Специальная организация трудового обучения предполагает не только выделение на него большего объема учебного времени, но и специфическое построение учебного процесса с использованием особой типологии уроков. В частности, особо выделяются уроки практического повторения, на которые в последние годы обучения может отводиться 50 % и более времени.
Тотальность психического недоразвития обусловливает недоразвитие различных компонентов трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Этим определяется специфика процесса формирования у них мотивов трудовой деятельности, необходимых для ее успешного осуществления знаний, общетрудовых умений, двигательных трудовых навыков.
Эффективность трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью непосредственно определяется решением задач ослабления и исправления свойственных им недостатков трудовой деятельности. В процессе трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо создавать специальные условия для развития у них интеллектуальных компонентов трудовой деятельности, недоразвитие которых более всего отличает этих детей от детей с сохранным интеллектом.
Целенаправленное развитие общетрудовых (интеллектуальных) умений позволяет преодолевать основной недостаток трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью — их низкую самостоятельность.
Цель исследования: изучение особенностей процесса трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние особенностей психофизического развития учащихся вспомогательной школы на их трудовую деятельность;
2. Рассмотреть роль уроков труда в формировании личности учащихся вспомогательной школы и на развитие их умений и навыков в самостоятельной деятельности;
3. Рассмотреть интегрированное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью;
4. Сделать сравнительный анализ программ по трудовому обучению для массовой и вспомогательной школ;
5. Рассмотреть особенности урока трудового обучения в классе интегрированного обучения.
Объект исследования: процесс трудового обучения.
Предмет исследования: особенностей процесса трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Влияние интеллектуальных умений учащихся вспомогательных школ на процесс овладения социально-трудовыми навыками // Современные тенденции образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: Тезисы докладов научно-практической конференции. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2000. – 562 с.
2. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Кузьмицкой. - М.: 1974. – 354 с.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. – 466 с.
4. Гнатюк, А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. № 6. – С. 22-25.
5. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969. – 67 с.
6. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
7. Крылов, А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. № 5. – С. 7-15.
8. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
9. Малер, А.Р., Цикото, Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М.: 1988. – 277 с.
10. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. – 69 с.
11. Мирский, С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. № 1. – С. 5-9.
12. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988. – 125 с.
13. Петкевич И.Е., Шинкаренко В.А. Современные подходы к организации трудового обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. //Дэфекталогiя. 2007. № 6. – С. 22-24.
14. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.
15. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. – 265 с.
16. Программа вспомогательной школы. I отделение. — Мн.: 2007.
17. Программа начальной школы. – Мн.: 2008.
18. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 Дефектология.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
19. Скаткин, М.Н., Костяшкин, Э.Г. Трудовое обучение и профориентация школьников. - М.: 1984. – 104 с.
20. Трудовое обучение учащихся в ЦКРОиР /Кобер М.А., Ромашко М.А.// Дефектология. — 2008. № 5. — С. 13-15.
21. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся вспомогательной школы. – Мн.: 1990. – 97 с.
22. Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. – Мн.: Издательство БелАПДИ - Открытые двери, 1997. – 94 с.
23. Шинкаренко, В.А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. № 2. – С. 25-33.
24. Шинкаренко, В.А. Система трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в Республике Беларусь. // Дефектология. 2008. № 1. — С. 47-52.
25. Шинкаренко, В.А. Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой отсталостью. // Дефектология. — 2008. № 5. — С. 21-25.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.