Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возникновение и развитие биржи. Основные виды товарных бирж. Биржевые товары. Котировка цен на бирже. Биржевые операции. Этапы создания товарной биржи. Товарные биржи России сегодня. Важнейшие центры биржевой торговли в мире.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Возникновение и развитие биржи.
2. Основные виды товарных бирж.
3. Биржевые товары.
4. Котировка цен на бирже.
5. Биржевые операции.
6. Этапы создания товарной биржи.
7. Товарные биржи России сегодня.
8. Важнейшие центры биржевой торговли в мире.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИРЖИ
Биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже дейс-твовали во многих торговых городах европейских государств.
Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.
Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых уч-реждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятель-ностью голландских бирж во время своего “стажерства” в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля реформатора предварила тот период, когда объективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве.
Первая товарная биржа была учреждена еще в 1703 году, но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал “приневолить” купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.
Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.
Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II “Об утверждении плана построения Гостиного двора с бир-жей при нем”, подписанного императрицей в 1789 году. Однако прак-тическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 года. В числе первых российских бирж была Одесская, основанная в 1796 году.
Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 30-40-х прошлого столетия, когда рост фабрично-заводских и кус-тарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России.
Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 60-70-е годы, что непосредственно было связано с всплес-ком экономического подъема в стране в связи с реформами 1861 года, когда биржи возникли практически во всех крупных городах России.
Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями Устава. В нем строго определялась процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.
К 1917 году в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов.
После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику “военного коммунизма”. Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые товарные биржи в стране Советов возникли в конце 1921 года (Вятская, Нижегородская), четыре месяца 1922 года были периодом наиболее быстрого роста их числа.
К августу 1922 года, когда вышло постановление Совета труда и обороны о биржах, ставшее основой их существования, их число дос-тигло 50. К 1923 году их насчитывалость 79, а к 1924 г. - 96.
Самое большое значение в биржевом обороте имела Московская товарная биржа, оборот которой достиг 39.3% всего биржевого обо-рота, а затем Ленинградская (9.1%), Харьковская (8.1%), на ос-тальные 109 бирж приходилось - 43.5%.
Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Сове-тов, возникли как государственные, кооперативные или государст-венно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная торговля (так, Воронежская биржа возникла как “Обьединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и частных предприятий”).
Поскольку юридическая природа советских товарных бирж вызыва-ла споры, разьяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны общественными организациями.
Как организации общественные, товарные биржи пользовались от-носительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов - маклериата, котироваль-ной, арбитражной коммиссии и др.
Основным принципом организации товарной биржи была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета.
В целом конкретные мероприятия деятельности бирж можно разбить на следующие группы: деятельность бирж как органа защиты ин-тересов торговли; создание центрального рынка; выявление состоя-ния рынка и цен; содействие развитию более высоких форм торговли.
В 1930 году деятельность советской биржи прекратилась. Утвер-ждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная систе-ма не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железно регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.
Очередное возрождение биржи в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться наконец к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Первой Мосгорисполкомом 19 мая 1990г. была зарегистрирована МТБ. Сегодня в России уже около 400 бирж различной специализации, в том числе биржа труда в Москве. В нашей стране самое большое количество бирж, но обороты их коммерческой деятельности самые малые. Однако среди действующих бирж много и крупных, с относительно большим торговым оборотом, в числе которых Российская товарно-сырьевая биржа, Дальневосточная товарная биржа, Байкальская товарно-сырьевая биржа, деятельность которой охватывает Читинскую, Иркутскую области и Бурятскую АССР, Всероссийская биржа АПК в Рязани и другие. В числе членов этих бирж крупные промышленные предприятия и зарубежные фирмы.
Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1930 г. - достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Оптовая биржевая торговля, --проверенная веками прогрессивная форма коммерческого посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Нет сомнения, что, преодолев все трудности и препятствия, и Россия не только практически реализует эту форму коммерческих отношений, но и сама включится в мировую систему биржевой торговли.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОВАРНЫХ БИРЖ.
Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок; упорядочения товарной торговли; регулирования торговых операций и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Предметом сделок на товарной бирже является товар и договоры на его поставку.
Товарная биржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта - организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.
Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы.
Возможно создание биржи и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг.
Высшим органом управления биржи служит собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров.
Основные лица, действующие на бирже, - брокеры, представляющие участников биржи и заключающие сделки от их лица. В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет, то она выступает в качестве принципала.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БИРЖИ
Общее собрание членов биржи

ревизионная биржевой арбитражная
комиссия комитет комиссия
котировальная президиум бирже-
комиссия вого комитета
Биржевой аппарат
Управляющий биржевым аппаратом
1 зам. 2 зам. 3 зам. старший
управляющего управляющего управляющего маклер
центр экон. информ-й АХО маклериат
анализа центр
дог.-прав. отдел орг-ии биржевой
отдел с ар- и обеспеч-ия музей
битражем бирж.торговли
транс.-тариф. биржевое
отдел издательство
отдел соверш.
биржевой торговли
Остановлюсь на основных задачах структурных подразделений биржевого аппарата:
1. Центр экономического анализа осуществляет:
контроль за конъюктурой рынка продукции;
подготовку конъюктурных обзоров;
анализ технических, экономических и других факторов, способных повлиять на конъюктуру рынка;
конъюктурные прогнозы;
платные консультации по экономическим вопросам.
2. Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:
оформление договоров между партнерами по сделке;
юридическое оформление сделок, контролирует правильность их осуществление маклерами;
контроль правомерности действий участников торгов;
подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной ко-миссии.
3. Транспортно-тарифный отдел осуществляет:
организацию и обеспечение доставки купленной на бир-же продукции;
консультирование продавцов и покупателей по вопро-сам, связанным с транспортировкой;
подготовку предложений по эффективным способам дос-тавки партии грузов покупателю;
оформление расчетов за доставку грузов.
4. Отдел совершенствования биржевой торговли осуществляет:
анализ уровня развития и состояния торговли на дан-ной бирже;
поиск путей повышения эффективности и качества рабо-ты биржи;
разработка и внедрение нововведений, побуждающий биржевой аппарат к более активной деятельности;
изучение опыта организации биржевой торговли в стра-не и за рубежом.
5. Информационный центр обеспечивает:
получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
оказание членам и посетителям биржи услуг по прове-дению необходимых расчетов, а также по информацион-ному обслуживанию.
6. Отдел организации и обеспечения биржевой торговли осу-ществляет:
содержание биржевого зала в надлежащем порядке;
- обеспечение биржи коммерческой информацией;
обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения сделки.
7. Административно-хозяйственный отдел осуществляет:
традиционные хозяйственные задачи;
решение задач, связанных с ведением бухгалтерских дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.
8. Маклериат обеспечивает:
осуществление биржевой торговли в биржевом зале;
предоставление маклеров членам биржи для осуществле-ния ими торговых сделок;
оформление сделок;
контроль выполнения обеими сторонами договорных обя-зательств;
экспертизу партий товаров, поступающих на биржевой торг.
В своем развитии товарные биржи прошли несколько ступеней от оптового рынка, где сделки совершаются с наличными партиями товара до современного фьючерсного рынка.
Правила торговли по фьючерсным контрактам открывают возможности: за продавцом сохраняется право выбора - доставить продукцию или откупить срочный контракт до наступления срока поставки товара; покупатель - принять товар или перепродавать срочный контракт до наступления срока поставки.
Среди преимуществ, которые представляют фьючерсные контракты, можно выделить:
1) улучшение планирования;
2) выгода;
3) надежность;
4) конфиденциальность;
5) быстрота;
6) гибкость;
7) ликвидность;
8) возможность арбитража.
Рассмотрим эти преимущества подробнее.
1. Улучшение паланирования.
Рассмотрим на примере страны, производящей продукт на экспорт. Скажем, какао. Как она будет планировать свою стратегию сбыта? Она может:
а) находить покупателя каждый месяц или каждый квартал, когда продукт готов;
б) продавать все количество продукта первому покупателю, который объявляется, по цене, которую он предложит;
в) обратиться к “фьючерсным” рынкам, воспользовавшись предоставляемым биржей механизмом фиксированной цены, а про-дать свой продукт в наиболее удобное время наилучшему покупа-телю.
Простота и привлекательность фьючерсных контрактов состо-ит еще в том, что производитель какао, вступая в такую торговлю и ограждая себя от риска принести убытки на своем продукте, дает возможность производителю шоколада приобрести это какао, с доставкой в будущем и, таким образом, застрахо-вать себя от перебоев в снабжении сырьем.
2. Выгода.
Любая торговая операция требует наличия торговых партне-ров. Но далеко не всегда легко найти в нужный момент подходя-щего покупателя и продавца.
“Фьючерсные” рынки позволяют избежать подобной неприятной ситуации и совершать покупку и продажу без конкретно названно-го партнера. Более того, “фьючерсные” рынки позволяют получить или уплатить наилучшую цену на данный момент. При наличии фью-черсного контракта и продавец, и покупатель имеют в запасе время, чтобы купить или продать товар в будущем с наилучшей выгодой для себя, не связывая себя с определенным партнером.
3. Надежность.
Большинство бирж имеют расчетные палаты, через которые продавцами и покупателями производятся все расчетные операции. Это очень важный момент, хотя биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякую куплю и продажу.
Когда на бирже производится купля-продажа какого-то това-ра, расчетная палата имеет от продавца и покупателя соответст-вующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, включая государствен-ные агентства.
4. Конфиденциальность.
Еще одна важная черта “фьючерсных” рынков - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя.
Для многих крупнейших производителей и покупателей, чьи продажи и закупки оказывают мощное влияние на мировой рынок, возможность продать или купить товар конфиденциально имеет очень важное значение. В таких случаях биржевые контракты не-заменимы.
5. Быстрота.
Большинство бирж, особенно имеющих дело с товарами широ-кого потребления, может позволить быструю реализацию контрак-тов и товаров без изменения цен. Благодаря этому торговля совершается очень быстро.
Как это происходит? Например, кто-то хочет купить 10000т сахара. Он может это сделать, купив 200 фьючерсных контрактов по 50т на один контракт. Такая сделка может быть совершена за несколько минут. Далее, все 200 контрактов гарантированы, и теперь у покупателя есть время для переговоров на предоставле-ние более выгодных условий.
6. Гибкость.
Во фьючерсных контрактах заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов операций. Ведь и продавец, и покупатель имеют возможность как поставить (принять) реальный товар, так и перепродать биржевой контракт до наступления срока поставки, что открывает перспек-тивы широкой и многообразной вариантности.
7. Ликвидность.
Говоря в общем, “фьючерсные” рынки имеют огромный потен-циал для множества операций, связанных с быстрым “переливом” капитала и товаров, то есть ликвидностью. Одним из показателей ликвидности является общий объем торговли на биржах. Объем торговли на фьючерсных биржах только с товарами превышает 2.5 трлн.долл.
8. Возможность арбитражных операций.
Благодаря гибкости рынка и точно определенных стандартов этих контрактов, открываются широкие возможности. Они позволя-ют вести дела производителям, покупателям, биржевым дельцам с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.
Теперь о разнице между открытой и закрытой биржами. Она заключается в том, что в первом случае сделки могут заключать-ся только между биржевыми маклерами и брокерами, которые представляют интересы и выступают от имени как участников бир-жи, так и разовых покупателей. Во втором случае контракты мо-гут заключать и клиенты биржи как самостоятельно, так и через посредников. На начальном этапе, когда еще не отработан меха-низм биржевой торговли и отсутствуют методы защиты интересов продавцов и покупателей, целесообразно проводить закрытые тор-ги.
Любая товарная биржа имеет два основных направления дея-тельности: оптовая торговля с одной стороны и котировка цен товаров с другой. Остановлюсь на последнем.
Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственно-го регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринима-тельскую деятельность именно биржи являются инструментом кос-венного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Не-
смотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество
товаров, большинство из них носит стратегический характер. По-этому те цены, которые на бирже в условиях свободного ценооб-разования отражают движение рынка того или иного товара, слу-жат своеобразным индикатором состояния экономики страны.
Сегодня между крупнейшими товарными биржами налажены информационные связи. Это способствует выравниванию цен и фор-мированию единого мирового рынка.
3. БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ.
Их количество и ассортимент постоянно изменяется. Если в конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на се-годня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже.
Чем вызван выбор того или иного товара? Последний должен обладать определенным набором качеств. Во-первых, он должен соответствовать определенным стандартам по количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий. В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным.
Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводс-тва, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа - промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы.Следует отме-тить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе го-сударственные облигации, акции акционерных банков, акции про-изводственных акционерных обществ, депозитные банковские сер-тификаты.
4. КОТИРОВКА ЦЕН НА БИРЖЕ.
Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом приме-ре.
Допустим у нас есть двадцать производителей и сто покупа-телей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хо-зяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связыва-ется с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.
Те же двадцать производителей и сто потребителей предс-тавляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляет-ся их базис, который соответствует в принципе уровню общест-венно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.
Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.
Прежде всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как еди-ничный характер, так и выступать в виде групп с общими техно-логическими и другими характеристиками.
Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словам и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.