На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные правила ведения и документального оформления кассовых операций. Анализ оборотных средств на примере ООО Альянс. Оборотные средства торгового предприятия, источники их образования, значение и пути повышения эффективности их использования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


59
Содержание
    Введение
      1. Организационная структура и правовой статус предприятия
      Глава1. Учет денежных средств
      1.1 Основные правила ведения и документального оформления кассовых операций
      1.2 Порядок ведения кассовых операций
      1.3 Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов
      1.4 Ведение кассовой книги и хранение денег
      1.5 Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
      1.6 Синтетический учет денежных средств в кассе
      1.7 Документальное оформление движения денежных средств на расчетных счетах в банке
      1.8 Синтетический учет денежных средств на расчётных счетах
      Глава 2. Анализ оборотных средств на примере ООО "Альянс"
      2.1 Оборотные средства торгового предприятия, источники их образования, значение и пути повышения эффективности их использования
      2.2 Задачи анализа оборотных средств.
      2.3 Анализ объема и структуры оборотных средств и эффективности их использования. Изучение оборотных средств по источникам формирования
      Заключение
      Список используемой литературы

Введение

Важной частью имущества предприятия являются его оборотные средства.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения, коснувшиеся состава и структуры оборотных средств, их финансирования, учета, порядка движения.

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства в достаточном объеме (оборотный капитал), которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотные средства хозяйствующих субъектов, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс.

Наличие у предприятия достаточных оборотных средств оптимальной структуры - необходимая предпосылка для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Поэтому на предприятии должно проводиться нормирование оборотных средств, чьей задачей является создание условий, обеспечивающих бесперебойность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Оборотные средства являются наиболее мобильной частью капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.

Основная цель оценки оборотных средств - своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотными средствами и нахождение резервов повышения эффективности и интенсивности его использования.

Важно также уметь правильно управлять оборотными средствами, разрабатывать и внедрять мероприятия, способствующие снижению материалоемкости продукции и ускорению оборачиваемости оборотных средств. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение, что дает целый ряд положительных эффектов.

Предприятие в случае эффективного управления своими и привлеченными оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного по ликвидности и доходности.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в текущей финансовой деятельности предприятия с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения их размеров за счет частичного высвобождения и вовлечения в повторный оборот, что должно способствовать достижению социально значимого эффекта.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса путей улучшения использования оборотных средств предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть структуру оборотных средств и источники их формирования;

определить источники финансирования оборотных средств предприятия;

выявить меры по повышению эффективности оборотных средств;

расмотреть формирование и использование оборотных средств предприятия на примере ООО "Альянс".

Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы, приложения. В первом разделе рассматривается учет денежных средств. Во втором - анализ оборотных средств предприятия на примере ООО "Альянс", анализируется финансовый аспект формирования и использования оборотных средств предприятия.

1. Организационная структура и правовой статус предприятия

Фирма ООО "Альянс" занимается торговой деятельностью с 2002 года. Основным направлением деятельности фирмы является оптовая торговля солеными овощами в тетра-упаковке и пакетах-струна, емкостью до 1000 мл., в деревянных и пластиковых бочках, емкостью до 50 литров. Фирма владеет складским помещением площадью 300 кв. м., расположенным в 30 минутах езды от Калининграда в городе Гурьевске.

Фирма постоянно расширяет ассортимент реализуемых товаров. Продукцию, упакованную в пакеты-струна, постепенно заменяют на продукцию, упакованную в пластмассовые баночки небольшой емкости. Такая упаковка позволяет хранить продукцию более длительные сроки, а также гораздо более удобна в применении. Отдел закупок оперативно реагирует на появление новой продукции у российских производителей соленых овощей. В ближайших планах ООО "Альянс" создать собственный бренд "Соленушка". Под этим брендом будет продаваться продукция Ивановского завода по переработке овощей. Завод готов обеспечить предприятие широким ассортиментом своей продукции в различной упаковке. Данные мероприятия позволят предприятию увеличить выручку, заключить более выгодные договора на поставку товаров в сетевые магазины города и области, предлагать оптовым и розничным покупателям более конкурентоспособные цены на товары.

Коллектив ООО "Альянс" состоит на данный момент из 34 человек.

Организационная структура фирмы выглядит следующим образом:

Рис.1 - Организационная структура ООО "Альянс".

Фирма находится на общей системе налогообложения. За организацию бухгалтерского учета несет ответственность бухгалтерская служба из двух бухгалтеров во главе с главным бухгалтером. Бухгалтер по первичным документам выполняет основную работу по занесению документов в бухгалтерскую программу, поступающих от поставщиков и покупателей, а также от материально-ответственных лиц. Бухгалтер-экономист занимается обработкой данных, полученных на основе первичных документов, формированием управленческих отчетов. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору фирмы и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций Законодательству Российской Федерации, контроль движения имущества и выполнением обязательств.

Бухгалтерский учет фирмы ведется на основе программы Navision.

Основные финансово-экономические показатели деятельности исследуемого предприятия ООО "Альянс" за период 2007-2008 г. г. представлены в его бухгалтерской отчетности (см. приложение - бухгалтерский баланс форма №1, №2)

Результаты общей оценки финансового состояния ООО "Альянс", за период 2007-2008 г. г. представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия ООО "Альянс" за 2007-2008 г. г. (тыс. руб.)

Показатель
Годы
Отклонение
(+, -)
Темп роста, %
2007
2008
2008
от
2007
2008
к
2007
1
2
3
5
7
1. Выручка от продажи
товаров, продукции,
работ и услуг
52683
42788
-9895
81,22
2. Себестоимость
проданных товаров,
продукции, работ и
услуг
49485
38765
-10720
78,34
3. Валовая прибыль
3198
4023
+825
125,80
4. Коммерческие
расходы
364
765
+401
210,16
5. Прибыль от продаж
2834
3258
+424
114,96
6. Рентабельность
продаж,%
5,4
7,6
+2,2
140,74
7. Чистая прибыль
1203
1874
+671
155,78
8. Среднесписочная
численность
работников, чел.
34
34
0
100,0
9. Фонд оплаты труда
2095
2288
+193
109,21

Глава1. Учет денежных средств

1.1 Основные правила ведения и документального оформления кассовых операций

Юридические лица всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) должны вести документальный учет кассовых операций на основании требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.03 №40).

Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях на предприятии ООО "Альянс" являются первичные документы.

При документальном оформлении кассовых операций необходимо придерживаться следующих требований:

не допускается применение бланков по устаревшим и произвольным формам;

записи в первичных документах должны производиться чернилами, шариковыми ручками, с помощью средств механизации и других, обеспечивающих сохранность этих записей в течение периода, установленного для их хранения;

свободные строки в документах необходимо прочеркивать;

перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждается руководителем по согласованию с главным бухгалтером;

на первичных документах, прошедших обработку, должны присутствовать дата записи в учетном регистре и подпись бухгалтера, исключающие возможность их повторного использования;

все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, обязательно погашаются штампом или надписью от руки "Получено" ("Оплачено") с указанием даты (число, месяц, год).

Поступление и выдача из кассы наличных денежных средств оформляются ООО "Альянс" рядом унифицированных форм первичных документов по учету кассовых операций: "Приходный кассовый ордер" (N КО-1); "Расходный кассовый ордер" (N КО-2); "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов" (N КО-3); "Кассовая книга" (N КО-4); "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств" (N КО-5).

1. Приходный кассовый ордер (форма N КО-1) используется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре и заверяется главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом. При поступлении в кассу наличных денег выдается квитанция приходного кассового ордера, которая вносится в журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов и передается покупателю (товара, услуг), а приходный кассовый ордер остается в кассе. При заполнении приходного кассового ордера в строке "Основание" обязательно указывается содержание хозяйственной операции.

2. Расходный кассовый ордер (форма N КО-2) используется для выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях обычных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Данный ордер выписывается в одном экземпляре, заверяется подписью руководителя ООО "Альянс", главного бухгалтера или уполномоченными на то лицами и вносится в журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.

3. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) применяется для регистрации приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов (платежных или расчетно-платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и иных) и заполняется бухгалтерией до передачи их в кассу. Расходные кассовые ордера, оформленные по платежным (расчетно-платежным) ведомостям на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

4. Кассовая книга (форма N КО-4) применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге, вторые, необходимые кассиру для отчета, являются отрывными, причем оба экземпляра нумеруются под одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются.

Записи вносятся кассиром после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу. Кассовая книга ведется на предприятии ООО "Альянс" автоматизированным способом.

5. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5) применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям. Книга открывается на год и заполняется старшим кассиром. Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на предприятии ООО "Альянс" производится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие и определяется их состояние. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассира производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Организация работы кассы - один из наиболее ответственных и трудоемких вопросов в деятельности предприятий. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций заключается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. Это равно накоплению в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.

Ответственность за организацию работы кассы несёт руководитель предприятия, главный бухгалтер и кассир.

1.2 Порядок ведения кассовых операций

Предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

На предприятии ООО "Альянс" выдают наличные деньги под отчет на административно-хозяйственные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Кассовые операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

1.3 Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам (см. приложение), подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия ООО "Альянс".

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам (см. приложение) или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя.

На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.

1.4 Ведение кассовой книги и хранение денег

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

На предприятии ООО "Альянс" ведётся только одна кассовая книга (см. приложение), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Контроль над правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия ООО "Альянс".

На предприятии ООО "Альянс" оборудована касса (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации.

После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

1.5 Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины

В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия ООО "Альянс" назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

Учредители предприятий, вышестоящие организации, а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при проведении документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.

Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения предприятиями.

1.6 Синтетический учет денежных средств в кассе

Для учёта наличия движения денежных средств в кассе предприятия используют активный счёт 50 "Касса".

Сальдо счета указывает на наличие свободных средств в кассе предприятия на начало и конец месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, по кредиту - суммы, выданные наличными.

Основной регистр по сч.50 "Касса" - журнал-ордер №1 (см. приложение).

Журнал-ордер №1 ведётся по КТ сч.50, а ведомость №1 - по ДТ сч.50.

Журнал-ордер №1 заполняют линейно-позиционным способом на основании отчёта кассира, т.е. каждому отчёту кассира соответствует только одна строка в журнале-ордере №1.

В кассе предприятия могут хранить не только наличные деньги, но и ценные бумаги и бланки строгой отчётности.

К счёту 50 "Касса" могут быть открыты следующие субсчета:

50/1 - "Касса организации"

50/2 - "Операционная касса"

50/3 - "Денежные документы"

На субсчёте 50/1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Хранение наличных средств ведется в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. Банк контролирует такое целевое использование средств (на корешке чека указывается предназначение получаемых из банка сумм). Превышение лимита в кассе не должно быть более трех дней для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий.

На субсчете 50/2 "Операционная касса" учитываются средства, получаемые организацией при расчетах с населением. Если организация кроме расчетов с собственным персоналом производит расчеты с населением, она обязана использовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассовые машины (ККМ). Учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчёте 50/3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счёте 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учёт денежных документов ведётся по их видам. Учитываются находящиеся в кассе организации денежные документы, ценные бумаги (бланки трудовых книжек, оплаченные курортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, акции, облигации, векселя), выпускаемые самой организацией или приобретенные на стороне. Для их учета открывается отдельная кассовая книга, а на каждый вид документов - отдельные страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется по накладной. Выписывает ее кассир в двух экземплярах при приеме денежных документов.

По дебету счёта 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации.

По кредиту счёта 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Таблица 2

Основные бухгалтерские проводки по счёту 50 "Касса"


п/п
Наименование хозяйственной операции
корреспонденция счетов
ДТ
КТ
1.
В кассу поступила выручка от продажи товаров
50
90/1
2.
В кассу поступили паевые взносы пайщиков
50
80/2
3.
В кассу поступил платеж за товары, проданные в кредит
50
73/1
4.
В кассу поступили проценты за товары, отпущенные в кредит
50
91
5.
В кассу поступили деньги в погашения недостачи товаров
50
73/2
6.
Из кассы выплачена заработная плата работникам
70
50
7.
Из кассы выплатили материальную помощь работнику
84
50
8.
Выдана из кассы заработная плата
70
50
9.
Из кассы сданы деньги на расчетный счет:
51
50
10.
Получены деньги с Р/с в кассу
50
51
11.
Подотчётное лицо вернуло в кассу остаток подотчётных сумм
50
71
12.
Выявлены излишки денежных средств в кассе
50
91/1
13.
Выявлена недостача денежных средств в кассе
94
50

1.7 Документальное оформление движения денежных средств на расчетных счетах в банке

Расчётный счёт - основной счёт предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Все свободные денежные средства организации хранят в обслуживающих учреждениях банков на открываемых расчетных счетах.

У предприятия ООО "Альянс" открыт расчетный счет в АКБ ОАО "СтройвестБанк".

Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет. В настоящее время номер счета клиента двадцатизначный.

Р/с открывают предприятия, являющиеся юридическими лицами и имеющие самостоятельный баланс.

Согласно с действующим законодательством, предприятия самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на Р/с.

Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.

Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:

надежно обеспечивается их сохранность от расхищений;

контролируется использование по целевому назначению;

облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов.

Для открытия расчетного счета организация самостоятельно выбирает наиболее удобный и выгодный для себя банк, куда должны быть представлены следующие документы:

Заявление на открытие счета по специальной форме.

Карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации с оттиском печати (в двух экземплярах).

Решение городской (районной) администрации о создании организации.

Копия утвержденного устава, договора аренды, документа на право пользования землей или других документов, подтверждающих законность функционирования организации.

Справки о постановке на учет в:

налоговой инспекции по месту регистрации;

фонде социального страхования;

фонде пенсионного обеспечения;

фонде обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев представленные документы, банк принимает решение об открытии организации расчетного счета и уведомляет об этом своего клиента Денежные средства, хранящиеся на расчетных счетах, предназначены как для основной деятельности, так и для вложений во внеоборотные активы.

В силу этого на расчетные счета зачисляются денежные средства, получаемые в результате основной деятельности организации: выручка от продажи готовой продукции и товаров, от предоставления услуг, от выполняемых на сторону работ. Кроме того, на расчетные счета зачисляются выручка от реализации основных средств, арендная плата за сданные в аренду основные средства, а также выручка от реализации прочих активов (материалов, сырья, полуфабрикатов, ценных бумаг, нематериальных активов и т.д.), дивиденды по акциям, облигациям и т.п.

Расходуются денежные средства с расчетных счетов как на основную деятельность (приобретение сырья, материалов, товаров, оплата труда работников и пр), так и путем вложений во внеоборотные активы (на приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов и т.д.), а также на финансовые вложения (приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, предоставление займов и т.д.).

Поступление и списание денежных средств с расчетных счетов могут производиться двумя способами:

наличным;

безналичным.

При взносе наличных денег на расчетный счет, оформляемый объявлением на взнос наличными, учреждение банка выдает квитанцию установленного образца.

Этот документ состоит из трех частей: объявления на взнос наличными, составляемого клиентом и остающегося в банке для бухгалтерского оформления поступивших денежных средств; квитанции, выписываемой банком для выдачи клиенту; ордера, прилагаемого к выписке банка, выдаваемой клиенту.

Выдача денег наличными с расчетного счета производится по чекам, которые сброшюрованы в чековую книжку. Чек для получения денег наличными состоит непосредственно из чека и корешка. Одновременно с заполнением чека заполняется корешок. Чеки защищены водяными знаками, поэтому никакие подчистки, а также оговоренные исправления в них не допускаются.

Чеки бывают именные и предъявительские. В именном чеке после слова “Заплатите” указываются фамилия, имя, отчество получателя, и для получения денег необходимо предъявление паспорта. В предъявительском чеке фамилия, имя, отчество получателя не указываются (в настоящее время они почти не применяются).

На лицевой стороне чека, кроме даты его выписки, указывается сумма цифрами и прописью, ставится оттиск печати чекодателя и подписи руководителя и главного бухгалтера организации.

На обратной стороне чека указывается, на какие цели чекодатель получает деньги (на оплату труда, командировочные расходы и т.д.), что также подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Порядок заполнения и пользования денежными чеками следующий:

Чек и корешок чека заполняются только чернилами от руки или шариковой ручкой.

В реквизите “Сумма цифрами" свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями.

После слова “Заплатите” вписываются чернилами:

а) на предъявительском чеке: слово “предъявителю”;

б) на именном чеке: фамилия, имя, отчество лица, на имя которого выписан чек.

Сумма прописью должна начинаться обязательно с заглавной буквы в самом начале строки. Слово “рублей" должно указываться вслед за суммой прописью без оставления свободного места.

Чек подписывается чекодателем обязательно чернилами.

Подписание чека до заполнения всех его реквизитов категорически запрещается.

Никакие поправки в тексте чека не допускаются.

При представлении владельцем счета специальной справки о том, что организации не разрешено иметь печать, чек принимается без скрепления его оттиском печати.

Подпись на обратной стороне чека в получении денег отбирается банком только на именном чеке.

Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет.

Одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека.

При закрытии счета его владелец обязан представить в банк заявление и приложить к нему чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками, в которых указываются номера чеков.

Деньги, полученные по чеку с расчетного счета, должны быть оприходованы в кассе путем выписки приходного кассового ордера.

Большинство операций по расчетному счету производится безналичным путем, т.е. осуществляется без участия наличных денег, путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика (в сберегательном или ином банке) и зачисления их на счет получателя.

В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при которых применяются различные банковские расчетные документы:

платежные поручения;

платежные требования;

платежные требования - поручения;

аккредитивы;

расчетные чеки и др.

Основные формы безналичных расчетов.

Платежное поручение (форма № 0401060) представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя. Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика.

Платежные поручения выписываются с использованием технических средств для банка и всех сторон, участвующих в расчетах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

Схема расчетов при помощи платежных поручений:

Рис.2. Схема расчетов при помощи платежных поручений.

1. Представление в банк платежного поручения;

2. Возврат банком последнего экземпляра платежного поручения с отметкой о выполнении приказа владельца счета;

3. Пересылка платежного поручения в банк, обслуживающий получателя, для зачисления денег на его счет;

4. Сообщение получателю о зачислении денег на его счет (в выписке банка).

Платежное требование (ф. № 0401061) является банковским расчётным документом при акцептно-инкассовой форме расчётов.

ИНКАССО - вид банковской операции, заключающейся в получении банком денег по различным документам (векселям, чекам и т.п.) от имени и за счет своих клиентов.

Чтобы воспользоваться акцептно-инкассовой формой расчетов, поставщик составляет документы на отпуск товаров покупателю (счета-фактуры, накладные и пр.) и от транспортной организации (при отправке товаров) должен получить транспортные документы (железнодорожные и другие квитанции). На основании составленных и полученных документов поставщик выписывает платежное требование, которое передает в банк на инкассо.

Акцептно-инкассовая форма расчетов “начинается от поставщика", который отправляет покупателю товары или оказывает услуги. На отправленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) составляются необходимые документы, на основании которых выписывается платежное требование.

На акцепт платежного требования установлено 3 рабочих дня, не считая день поступления документов в банк, но в некоторых случаях по просьбе клиента он может быть продлен до 7 дней.

Акцептно-инкассовая форма расчетов применяется только в том случае, если она предусмотрена договором или соглашением, заключенным между поставщиком и покупателем. В течение срока, установленного для акцепта, плательщик может заявить полный или частичный отказ от акцепта.

Полный отказ от акцепта может быть заявлен:

при поступлении не заказанных товаров;

при поступлении ранее оплаченных товаров;

в случаях, предусмотренных договором.

Частичный отказ от оплаты, т.е. отказ от оплаты части суммы, указанной в платежном требовании, может быть заявлен при:

поступлении наряду с заказанными не заказанных товаров;

поступлении ранее частично оплаченных товаров;

завышении цены или количества, несоблюдении ассортимента и в других случаях, предусмотренных договором.

Акцептно-инкассовая форма расчетов наиболее выгодна покупателю, так как он может пользоваться поступившими товарами до их оплаты, а поставщику она менее выгодна, поскольку, отправляя товары покупателю, он не гарантирован в их своевременной оплате.

Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

Допускается передача платежного требования-поручения поставщиком непосредственно покупателю (плательщику). Плательщик (руководитель и главный бухгалтер) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в свое отделение банка для оплаты, указывая сумму прописью.

Схема расчетов при помощи платежных требований-поручений:

Рис.3. Схема расчетов при помощи платежных требований-поручений.

1. Представление (пересылка) поставщиком в банк покупателя или непосредственно покупателю платежного требования-поручения транспортно-отгрузочных документов;

2. Передача плательщику платежного требования-поручения;

3. Возврат банку в течение трех дней платежного требования-поручения с согласием на оплату или в течение этого же срока уведомление о полном (частичном) отказе от оплаты;

4. Пересылки платежного требования-поручения в банк, обслуживающий поставщика, для зачисления денег на его счет

Последние экземпляры расчетных документов (с отметкой банка) главный бухгалтер организации должен хранить в отдельной папке до получения выписки с расчетного счета в банке.

Ежедневно банк составляет для своих клиентов выписку с расчетного счета, которая представляет собой точную копию записей на счете.

Любая форма выписки должна содержать обязательные реквизиты: дату, номер документа, код совершенной операции с указанием суммы по дебету (списание или выдача денег с расчетного счета) и кредиту (поступление или взнос наличных денег на расчетный счет), а также входящий и исходящий остаток денежных средств на расчетном счете, заверенные подписями исполнителя и контролера банка с оттиском штампа банка.

После обработки выписки банка главный бухгалтер ООО "Альянс" составляет разработочную ведомость с указанием в ней наименования организаций, от которых получены или которым перечислены денежные средства с расчетного счета.

1.8 Синтетический учет денежных средств на расчётных счетах

Бухгалтерский учет денежных средств на расчетном счете осуществляется на счете 51 “Расчетные счета", который по отношению к балансу является активным и размещается во II разделе актива баланса по статье “Расчетные счета". По дебету счета учитываются остаток и поступление денежных средств на расчетные счета, а по кредиту - их списание (расходование). Синтетический учет осуществляется в Главной книге, а аналитический учет при мемориально-ордерной форме учета - в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме-в журнале-ордере № 2 (см. приложение), форма которого аналогична журналу-ордеру № 1.

На лицевой стороне журнала-ордера записи производятся по кредиту счета 51 “Расчетные счета" (при перечислении и выдаче денег с расчетного счета) в корреспонденции с дебетом других счетов.

На обратной стороне журнала-ордера записи производятся по дебету счета 51 “Расчетные счета" (при поступлении денег на расчетный счет) в корреспонденции с кредитом других счетов. Эту часть журнала-ордера принято называть ведомостью. В журнале-ордере № 2 за и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.