На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие памяти и мышления младших школьников на уроках русского языка

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.12.2012. Страниц: 80+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. История проблемы развития памяти и мышления учащихся 7
1.2. Психолого-педагогические основы развития памяти и мышления младших школьников 10
1.3. Лингвистические основы изучения русского языка 15
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 19
2.1. Методы и приемы развития памяти и мышления учащихся на уроках русского языка 19
2.2. Развитие памяти и мышления учащихся в современном учебнике русского языка 28
2.3. Упражнения, развивающие память и мышление младших школьников 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 47
3.1. Изучение уровня развития памяти и мышления 47
3.2. Экспериментальная работа по развитию памяти и мышления учащихся на уроках русского языка 53
3.3. Выяснение результативности проведенной работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Одной из основ развивающего обучения является такой вид интеллектуального развития, как развитие памяти и мышления младших школьников.
Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С.Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает приемами запоминания и мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих.
Роль предмета «русский язык» в духовном, нравственном, эмоциональном и интеллекту¬альном развитии ребенка, в формировании его познавательной активности, в становлении умения читать, слушать, говорить и писать ни у кого не вызывает сомнения. Хорошо извест¬но, что от уровня владения языком и речью во многом зависит как успешность освоения дру¬гих учебных дисциплин, так и в целом умение свободно общаться в различных речевых ситу¬ациях.
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех учащихся познавательные процессы развиты на достаточно высоком уровне. Развитие познавательных процессов время от времени эффективных результатов не даст. Необходимо систематическое развитие памяти и мышления учащихся, в том числе и на уроках русского языка.
Исходя из этого, перед учителем начальных классов и на уроках русского языка стоит задача целенаправленного развития таких познавательных процессов детей, как памяти и мышления.
Сказанное выше позволяет считать избранную нами тему курсовой работы: «Развитие памяти и мышления учащихся на уроках русского языка» актуальной.
Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей младших школьников.
Предмет исследования – развитие памяти и мышления учащихся на уроках русского языка.
Цель исследования – изучить уровень развития памяти и мышления младших школьников и провести работу по их развитию на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что при целенаправленной, систематической работе по развитию памяти и мышления на уроках русского языка большинство учащихся будут иметь более высокие уровни их развития.
Задачи исследования:
1. Изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотрение истории изучения памяти и мышления учащихся.
3. Анализ психолого-педагогических проблем развития памяти и мышления младших школьников.
4. Рассмотрение лингвистических основ изучения русского языка в начальных классах.
5. Определение методов и приемов развития памяти и мышления на уроках русского языка.
6. Анализ современного учебника русского языка и выявление в нем возможности развития памяти и мышления учащихся.
7. Рассмотрение различных видов упражнений, развивающих память и мышление учащихся начальных классов.
8. Проведение опытно-практической работы и анализ ее результатов.
9. Формулирование выводов по результатам проведенного исследования.
10. Подготовка рекомендаций для учителей начальных классов по развитию памяти и мышления учащихся на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ методологической, теоретической, психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, систематизация и обобщение, количественная и качественная обработка результатов исследования.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась во 2 «В» классе МОУ Борисоглебская СОШ № 5. Количество испытуемых - 19 человек.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе психолого-педагогической и методической литературы осуществлен анализ процесса развития памяти и мышления на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, обобщенный в ходе исследования, может быть полезен учителям начальных классов по развитию памяти и мышления учащихся на уроках русского языка, разработаны рекомендации для учителей начальных классов по развитию данных познавательных способностей учащихся, определены эффективные методы и приёмы, повышающие уровень развития памяти и мышления школьников на уроках русского языка, разработаны различные задания и упражнения для развития памяти и мышления учащихся на уроках русского языка.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы (74 ист.) и приложений....

ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Артюхова И. Учеба со смыслом //Начальная школа. – 2002. - № 27.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1984.
4. Аткинсон В.В. Память и забота о ней. – Сталкер, 1998.
5. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русс кого языка //Начальная школа. - 2003. - №1.
6. Бахтигареева В.М. Развиваем память младших школьников //Начальная школа.-2004.- № 10. - С. 78.
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994.
8. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Педагогика, 1979.
9. Блонский П. П. Педология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
10. Бурбушева Г.Н.Упражнения для первоклассников по развитию памяти и речи //Начальная школа Плюс до и после. – 2001. - № 5.
11. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественно¬го языка. – Л., 1941.
12. Васильев С.А. Философский анализ гипоте¬зы лингвистической относительности. – Киев: Наукова думка, 1974.
13. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т., – СПб.:Изд-во Ленинградсткого университета, Т. 3. 1981.
14. Возрастная и педагогическая психология: тексты /Под ред. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Московского университета, 1992.
15. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994.
16. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
17. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений в 6 т. -Т.2. – М., 1982.
20. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. – М.: Просвещение, 1966.
21. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духов¬ное развитие человечества. – М.: Прогресс, 1984.
22. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
23. Егорова Л.Д. Развиваем память и повышаем грамотность //Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 90.
24. Жалдак Н.Н.. Развитие логичности мышления у младших школьников //Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 77.
25. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998.
26. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984.
27. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе. 2 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
28. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. Ч, 1, 2. - М.: Просвещение, 2005.
29. Иванова-Волоцкая Т. В. На службе правописания – разные виды памяти //Начальная школа. - 1999. - № 5.
30. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
31. Купарадзе Н. Педагогические условия развития умений критически мыслить у учащихся начальных классов //Начальная школа.-2004.- № 8. - С. 93.
32. Леонович Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи //Начальная школа. – 2000. - № 4. – С. 97.
33. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000.
34. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
35. Львов М.Р. Речь младших школьников и пу¬ти ее развития. – М., 1975.
36. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
37. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Наука, 1970.
38. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
39. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000.
41. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 1997.
42. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997.
43. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн.3, 1997.
44. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Академия, 1995.
45. Общая психология./Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1976.
46. Основы методики начального обучения русскому языку. // Под ред. И. С. Рождественского. – М., 1965.
47. Педагогика./Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Роспедагенство, 1995.
48. Перевозчикова В.В. Упражнения с логическими таблицами на уроках русского языка в начальных классах //Начальная школа Плюс до и после. – 2003. - № 7.
49. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2001.
50. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.
51. Развитие логической памяти у детей /Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1976.
52. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. – Изд. 2-е. – М., 1959.
53. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, Кн 1., 2002.
54. Родари Д. Грамматика фантазии. — М., 1990.
55. Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т. 2 /Под ред. Давыдова В. В. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
57. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Наука, 1958.
58. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчика. – М., 1993.
59. Соболева О.Л. Русский язык. 2 класс. – СПб.: Петербургская новая школа, 1999.
60. Соболева О.Л. Русский язык. 1 класс. – М.: Ювента, 2000.
61. Соколов В. Л. Развитие теоретического мышления младших школьников в квазиисследовательсткой деятельности на уроках математики.//Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – С.16-26.
62. Талызина Э. Д., Габай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников //Вопросы психологии. –1986. -№1.
63. Теплякова С.О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка //Начальная школа.- 2006. - № 4. - С. 36.
64. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Наука, 1984.
65. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Яро¬славль, 1996.
66. Трегубова Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа, 1995, № 6. С. 45-51.
67. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки //Начальная школа. - 1990. - № 6.
68. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 10 т. – М.; Л., 1948–1952. – Т. 2.
69. Федосеева О.И. Развитие гибкости мышления младших школьников //Начальная школа.-2004.- № 2. - С. 102.
70. Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963.
71. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974.
72. Энциклопедический словарь./Под ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 1964.
73. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. – 574 с.
74. Ярцев И.И. Мыслительные операции. – Самара, 1999.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.