На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Специфика гражданско-правовой защиты

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 25.12.2012. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


О Г Л А В Л Е Н И Е



Введение 3

1. Общие положения о защите прав потребителей 8
1.1. Круг лиц и отношений, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей 8
1.2. Права потребителей 13
2. Гражданско-правовая ответственность в сфере защиты прав потребителей 23
2.1. Виды гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей 23
2.2. Особенности договоров, заключаемых с потребителями,
в гражданском праве Российской Федерации 25
2.3. Основания возникновения гражданско-правовой ответственности
за нарушение прав потребителей 28
3. Способы защиты прав потребителей 32
3.1. Прекращение или изменение правоотношения 32
3.2. Возмещение убытков 35
3.3. Взыскание неустойки 37
3.4. Компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей 40
4. Формы осуществления защиты прав потребителей 44
4.1. Самозащита как вариант досудебной формы осуществления
защиты прав потребителей 44
4.2. Судебная защита прав потребителей 53

Заключение 61



Список использованных источников 66

Введение


Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно – в 90-х годов ХХ века. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства.
Именно поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений.
Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.
Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.
7 апреля 1992 года в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» . Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.
Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
За 15 лет существования Закона о защите прав потребителей в него трижды вносились изменения: в 1996, 1999 и 2004 годах.
Несомненно, с момента принятия Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось. Предыдущие варианты Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, были недостаточно завершенной попыткой создать качественно российское законодательство о защите прав потребителей. В новые редакции Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон – один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует.
И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).
В то же время, сегодня все еще являются многочисленными случаи нарушения защиты прав потребителей-граждан, например, общеизвестные факты введения в заблуждение банками относительно стоимости кредитов. Эти и иные случаи нарушения прав потребителей свидетельствуют о необходимости изучения вопросов правового регулирования гражданско-правовой защиты прав потребителей, выявления проблем и путей совершенствования законодательства о защите прав потребителей.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, посвященной специфике гражданско-правовой защиты прав в правоотношениях с участием гражданина-потребителя.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с институтом защиты прав потребителей и гражданско-правовой ответственностью как способа защиты их прав, а также проблемы современного состояния нормативно-правового регулирования исследуемого института и пути его совершенствования.
Предмет исследования – институт защиты прав потребителей, его теоретические и законодательные понятия.
Цели исследования – рассмотрение вопросов гражданско-правовой защиты прав потребителей, разработка рекомендаций, направленных на усовершенствование процессов защиты прав потребителей.
Для достижения поставленных целей ставились следующие задачи:
- установить круг лиц и отношений, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей;
- дать характеристику права потребителя;
- исследовать основания и виды гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей;
- изучить особенности договоров, заключаемых с потребителями;
- рассмотреть способы защиты прав потребителей: прекращение или изменение правоотношения; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда;
- проанализировать досудебную и судебную формы защиты прав потребителей.
Методология и методы исследования. Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений, который позволяет всесторонне и объективно исследовать все явления исследуемого института во взаимной связи между собой.
В ходе исследования использовались частные научные методы:
- исторический, позволяющий рассматривать вопросы развития законодательства о защите прав потребителей;
- системно-структурный, с помощью которого изучено гражданско-правовое регулирование в виде целостной системы взаимодействующих между собой норм гражданского права и специализированного законодательства о защите прав потребителей.
Методологическую основу исследования составили и иные частные научные методы: статистический, логический и другие, широко применяемые в юридической науке.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых в сфере гражданских правоотношений и непосредственно защиты прав потребителей: В.В.Богдана, И.Е.Гориной, И.Д.Еналеевой, Э.Г.Корнилова, Я.Е.Парций, А.В.Селянина и др.
Нормативно-правовая база исследования представлена нормами Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, иными федеральными законами и нормативными актами. В работе также использовались материалы судебной практики по гражданским делам.
Наименование и расположение глав обусловлены логикой и результатами исследования.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников......

Список используемых источников информации:


I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
3. Гражданский кодекс РФ, часть вторая, от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст.4532.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.
6. Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»//Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст.140.
7. Федеральный закон РФ от 17.12.1999 года № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»//Собрание законодательства РФ. 20.12.1999. № 51. Ст.6287.
8. Федеральный закон РФ от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»//Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2. Ст.150.
9. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»//Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч.1). Ст.5140.
10. Федеральный закон РФ от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи»//Собрание законодательства РФ. 14.07.2003. № 28. Ст.2895.
11. Федеральный закон РФ от 21.12.2004 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»//Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст.5275.
12. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 года № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона «О защите прав потребителей»//Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст.3439.
13. Федеральный закон РФ от 25.11.2006 года № 193-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»//Собрание законодательства РФ. 27.11.2006. № 48. Ст.4943.
14. Федеральный закон РФ от 25.10.2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 29.10.2007. № 44. Ст.5282.
15. Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 года № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 05.05.1997. № 18. Ст.2153.
16. Постановление Правительства РФ от 13.05.1997 года № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»//Собрание законодательства РФ. 19.05.1997. № 20. Ст.2303.
17. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 года № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению»//Собрание законодательства РФ. 23.06.1997. № 25. Ст.2942.
18. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки ли комплектации»//Собрание законодательства РФ. 26.01.1998. № 4. Ст.482.
19. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612 «Роб утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»//Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41. Ст.4894.
20. Письмо Госстандарта РФ от 22.09.2000 года № ИК-110-19/3022 «О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности»//СПС «КонсультантПлюс».
21. Письмо Роспотребнадзора от 11.03.2005 года № 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей»//СПС «КонсультантПлюс».
22. Письмо Роспотребнадзора от 06.06.2005 года № 0100/4265-05-32 «О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги»//СПС «КонсультантПлюс».
23. Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2006 года № 0100/416-06-32 «О проведении работ по подтверждению сроков пищевой продукции»//СПС «КонсультантПлюс».
24. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964 года)//Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст.407 (утратил силу).


II. Акты судебных органов:


1. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 года № 154-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества «АвтоВАЗ» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»//СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 года № 335-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кехмана Бориса Абрамовича за нарушение его конституционных прав статьей 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пунктами 46, 47 и 84 Правил оказания услуг телефонной связи»//СПС «КонсультантПлюс».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 года № 487-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Станислава Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 5 статьи 28 и статьи 39 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»//Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 2.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»//Российская газета. 26.11.1994. № 230.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»//Российская газета. 08.02.1995. № 29.
6. Решение Верховного Суда РФ от 10.02.2000 года № ГКПИ00-64 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными Приказа Государственного антимонопольного комитета РФ № 160 от 20.05.1998 года и утвержденных им разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»//СПС «КонсультантПлюс».
7. Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2001 года № ГКПИ2001-1117 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействительным Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 года № 866 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».
8. Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2002 года № ГКПИ2002-334, 382 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействительными Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 года № 1099»//СПС «КонсультантПлюс».
9. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утв.Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года//СПС «КонсультантПлюс».
10. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв.Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года//СПС «КонсультантПлюс».


III. Литература:

Учебники, монографии, брошюры:

1. Балушкин А.Н., Михайлова Н.С., Пантюхин А.В., Смирнова Е.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Проспект, 2004.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.: 1997.
3. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: Сам себе адвокат, № 4. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
4. Гражданский процесс/Под ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота. – М.: 1996.
5. Гражданский процесс: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп./Под ред.В.В.Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
6. Гражданское право. Часть первая: учебник/Отв. ред. В.П.Мозолин, А.И.Масляев. – М.: Юристъ, 2005.
7. Гражданское право: в 2-х т. Т.I: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
8. Гражданское право: Учебник. Т.1/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000.
9. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: 2001.
10. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Статут, 2000.
11. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
12. Защита прав потребителей. 100 вопросов и ответов//Под ред. В.Н.Таланцева. – М.: Косна-Лекс, 1996.
13. Защита прав потребителей. Разъяснения по применению Закона. – М.: 2002.
14. Иоффе О.С. Обязательственное право. – М.: 1975.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/Под ред.С.П.Гришаева, А.М.Эрделевского. – М.: 2006.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). – Издание третье, исправленное, дополненное и переработанное/Под ред. О.Н.Садикова. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательский Дом «ИНФРА-М», 2005.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/Под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина. – М.: Издательство «Юрайт», 2004.
18. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред.Г.А.Жилина. – М.: ТК Велби, 2004.
19. Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.
20. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М.: Юристъ, 1999.
21. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ « защите прав потребителей» (постатейный). – М.: 2006.
22. Парций Я.Е. Новый гражданский кодекс и законодательство о защите прав потребителей и сертификации//Хозяйство и право. 1996. №№ 6, 7.
23. Парций Я.Е. Правила торговли. Комментарий законодательства. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
24. Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
25. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. – Тула: Автограф, 2001.
26. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). – М.: 2000.


Периодические издания:

27. Аргунов В.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей//Вестник МГУ, серия «Право». 1996. № 4.
28. Афонина А.В. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг//Жилищное право. 2006. № 12.
29. Ашиткова Т.В., Маматов М.М. Защита прав потребителей//Законность. 2005. № 9.
30. Барсегян Т.К. Неустойка как мера ответственности//Юрист. 2006. №7.
31. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг//Юрист. 2003. № 7.
32. Богдан В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей//Российский судья. 2003. № 3.
33. Зыкова И.В., Филатов К.А. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристических услуг//Адвокат. 2004. № 12.
34. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей//Хозяйство и право. 1999. № 11.
35. Корнилов Э.Г. Закон о защите прав потребителей в развитии//Право и экономика. 1998. № 8.
36. Куликов А.В. Кредитные карты и законодательство о защите прав потребителей//ЭЖ-Юрист. 2007. № 14.
37. Нечипоренко В.Г. О защите потребительских прав граждан государств – участников СНГ в Российской Федерации//Адвокат. 2005. № 11.
38. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация//Хозяйство и право. 1999. № 1.
39. Скловский К.И. О применении закона о защите прав потребителей к договорам долевого участия в строительстве//Хозяйство и право. 2000. № 5.
40. Чеговадзе Л.Л. Защита субъективного гражданского права: проблемы реализации//Арбитражная практика. 2003. № 6.
41. Четкина О.В. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей//Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 6.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.