На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я КОНЦЕПЦИИ» У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 26.12.2012. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
………………………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические аспекты формирования «Я - Концепции» и роль семьи в развитии личности подростка.

1.1. Психологическая сущность формирования «Я – концепции» у подростка ………………………………………………………………………..………..6
1.2. Психофизиологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….12
1.3. Семья как основа формирования жизненной позиции ребенка и его личности………………………………………………………………………19

Выводы по первой главе................................................................................................21

Глава II. Зависимость особенностей развития личности в подростковом возрасте от стилей воспитания и взаимоотношений в семье.

2.1. Причины психической зависимости в подростковом возрасте
…………………………………………………………………………………22
2.2. Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности подростка…………………………………………………………....................27
2.3. Влияние семейных отношений в полных и неполных семьях на конфликтность в подростковом возрасте……………………………………46

Выводы по второй главе………………………………………………………….54

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей кризиса семейных отношений у детей подросткового возраста

3.1. Цели, задачи и гипотеза исследования……………………..………....55
3.2. Методика исследования…………………………………………….…56
3.2.1. Характеристика испытуемых………………………….……….56
3.2.2. Ход исследования……………………………………………....57
3.2.3. Используемые методики……………………………………….57
3.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….60

Выводы по третьей главе…………………………………………………………77

Заключение........................................................................................................................79
Библиография………………………………………………………………………80
Приложение…………………………………………………………………………85

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступить в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, столько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная им система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений,
являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Представленная работа обращена к исследованию специфики развития личности подростков в условиях полных и неполных семей.
Работа состоит из трех глав. Первая глава представляет обзор психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме влияния семьи на формирования полноценной личности. Рассмотрены также психологическая сущность формирования «Я – концепции» у подростков, особенности их психофизиологического развития.
Вторая глава рассматривает зависимость особенностей развития личности в подростковом возрасте от стилей воспитания и взаимоотношения в семье. В качестве одного из самых важных аспектов развития личности подростка многие психологи рассматривают проблему стремления подростка к независимости, самостоятельности и развитие у него чувства ответственности. Развитие этих качеств у подростка может нарушаться в условиях кризиса семьи. А именно, у подростков, переживающих развод родителей, возможно формирование слишком раннего, чрезмерного стремление к самостоятельности, независимости от родителей, что, в свою очередь. может привести к серьезным конфликтам в семье. Некоторые психологи отмечают следующую особенность: подросткам с нездоровой, нефункциональной независимостью свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.
Третья глава содержит в себе изложение методики исследования, описание хода исследования и семей испытуемых. Предложено также обсуждение результатов исследования развития индивидуализации и самостоятельности подростков в полных и неполных семьях. Исследование проводилось на материале полных и неполных семей. Исследованию подвергались 30 семей. Основной эмпирический материал в данной работе – результаты бесед с родителями и детьми. Испытуемые подростки были протестированы на детском варианте личностного опросника Р. Кеттела. Были проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях, влияния семейных отношений на развитие самостоятельности у детей-подростков и сделаны соответствующие выводы.
Объект исследования - специфика семейных взаимоотношений в подростковом возрасте.
Предмет исследования – кризис детско-родительских отношений и его влияния на развитие личности подростка.
На основе анализа исследованной литературы были сформулированы гипотезы данного исследования:
- в неполных семьях у детей подросткового возраста будут наблюдаться повышенное стремление к независимости и самостоятельности, упрямству, своеволию, конфликтности, неустойчивому характеру;
- если при оценке подростками жизненных сфер, будет «расхождение» между «ценностью» и «доступностью», то оно приведет к внутреннему конфликту.
Целью исследования является выявление особенностей формирования «я - концепции» у подростков в условиях полных и неполных семей. В связи с поставленной целью нами решались следующие задачи:
- определить психологическую сущность формирования «Я – концепции» у подростка;
- выявить психофизиологические особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть роль семьи как основы формирования жизненной позиции ребенка и его личности;
- определить причины психической зависимости в подростковом возрасте;
- проанализировать влияние взаимоотношений в семье на формирование личности подростка;
- сравнить влияние семейных отношений в полных и неполных семьях на конфликтность в подростковом возрасте;
- провести эксперимент по изучению особенностей кризиса семейных отношений у детей подросткового возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей и детей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобного рода программы помогут родителям и их детям понять друг друга, исключить вероятность частых конфликтов между ними......

Библиография
1. Агапов В.С. Становление «Я – концепции» личности: теория и практика. – М., 1999. - 164 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-
Дону, 1998.-448с.
3. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан.
История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М.,
1986.-с. 131-140.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.//
Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. - 1987. - №
2.-с. 60-72.
5. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родителъских
отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной
территории.: Дис. … канд. псих, наук., - М., 2000. - 143 с.
6. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.
7. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. ... канд. псих, наук -М., 1990.-169с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического
анализа. - М., 1990. - 367 с.
9. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как
научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он
есть. - М., 1999.-429с.
10. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения
11. Берис Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание. М., Прогресс, 1986. - 422с.
12. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. -152с.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.. 1992.-400 с.
14. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - с. 45 -
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.
16. Бондаренко ЕЛ. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144с.
17. Брагина Т.Н. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте; Дис. ... канд. псих. наук. -Новосибирск, 2000. - 159 с.
18. Браун Дж.. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.-352 с.
19. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ... канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.
20. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. ... канд, псих, наук, - М.. 1986. - 206 с.
21. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 134 с.
22. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 265 с.
23. .Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. - М., 1982.-280 с.
24. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. -Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. 2000. - 240 с.
26. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - с. 22 - 33.
27. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. – М., РАУ, 1993. - 156 с.
28. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. Вопросы психологии. - 1995.-№ 3. - с.24 -31.
29. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Диссертация канд. псих. наук. - М.а 1995. - 222с.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - 336 с.
31. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.-224 с.
32. 3емска М. Семья и личность. - М., 1986. -224 с.
33. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. : Дис. канд. псих. наук. -- М., 1999.-188 с.
34. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 255 с.
35. Кон И.С. Открытие «Я» М., Политиздат, 1978. – 367 с.
36. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания.// Психологический журнал.- 1985.- № 5. - с. 32-39.
37. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.
38. Крэйг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 992 с.
39. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990. - 189 с.
40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. - СПб., 2000. - 375 с.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с. -
42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. - М., 1997.-234 с.
43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256 с.
44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. ... канд. псих. наук.-Л., 1987.-21 с.
45. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – М., 2000. – 256 с.
46. Макушкина О.П. Психологическая зависимость от родителей в подростковом возрасте.// Психология семьи. Сборник статей. – М., 2002 – 165с.
47. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития, Учебное пособие. - М., 1999. - 166 с.
48. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с. 28-36.
49. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. -г.М., 1998. - 187 с.
50. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., Академия, 2000
51. Популярная психология для родителей. / А.С, Спиваковская. - СПб., 1997.-304
52. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.
53. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1997. - 640 с.
54. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М., 1997. -320 с.
55. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник
56. Р.Кеттелла - 95. Руководство по использованию. - СПб.. 1995. - 92 с.
57. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М., 1992. ~ 192 с.
58. Семья и формирование личности. /А. А. Бодалев. -М., 1981. - 285 с.
59. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии. - 1985. - № 4,- С. 83-92.
60. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., - 1996. - № 6. - с. 76-87
61. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. - М., 1981.-с. 15-21.
62. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – с. 192-201
63. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. - 1986. - № 2.- с.31-42.
64. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций, / Семья и формирование личности. - М., 1981. - с. 38 - 48.
65. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1998.- 200 с
66. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. - 1982. -№4. -с. 105 - 115.
67. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987. – 304 с.
68. .Фаин М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./ В.Я. Пилиповский. - М., 1992. - 268 с.
69. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
70. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей.-М., 1999.-203 с.
71. Фромм Э, Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
72. Фромм Э, Иметь или быть. М.: Прогресс, 1996.
73. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб., 1997. - 240 с.
74. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
75. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993. - 112 с.
76. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. - М., 1987. - 26 с.
77. Эйдемшшер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. Автореф. дис., Л., 1976.
78. Эйдемиллер Э.Г., Юстишшс В. Семейная психотерапия. М..: Медицина, 1990.
79. Эйдемиллер Э.Г., Юстишшс В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. -656 с.
80. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1996.
81. Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии. 1971. № 4. с. 39-51.
82. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.
83. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.