На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом К СЕМАНТИКЕ ЦВЕТОВ И ЦВЕТОЧНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 5.1.2013. Сдан: 2005. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ



Стр.
Введение. Семантические возможности цветов и их роль
В жизни человека и человечества _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава I. Цветочный и цветоносный микросюжет
в «романе о Пилате» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
1.Материал исследования
А. «Роман» мастера
Б. «Московские» сцены
Глава II. Образы цветов и цветопись в «московских» сценах_ _ _ _ _31
1.Предварительные замечания
2.Женщина цвета Луны
3.Цветочные образы на «Великом балу у Сатаны»
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _42
Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _45



Введение. Семантические возможности цветов
и их роль в жизни человека и человечества


С незапамятных времен человечества цветы пользуются большой любовью и почитаются ввиду многочисленных свойств, которыми они обладают, в том числе - влияющих на психику. Немаловажную роль изначально играл и сам цвет цветка. Так, Геродот описал древний город Эктобана, который был окружен семью стенами, ограниченными как семь планет, согласно знаниям, которыми обладали тогда персидские маги. Красный был цветом Марса, синий - Венеры, оранжевый - Солнца. фиолетовый - Луны. В Тибете цвет использовался для выражения и передачи окружающим различных оттенков настроения. Так уже древние народы обратили внимание на благотворное влияние цвета и цветов.
Цветок - широко распространенный символ молодой жизни. Благодаря звездообразной, создаваемой структуре он часто является символом Солнца, земного круга или центра. Цветы символизируют радость жизни, конец зимы и победу над смертью. В Библии цветок указывает на богоугодность, как это доказывают цветущие посохи Иосифа и Аарона. В христианской символике открытая вверх чашечка указывает на принятие Божьего дара, но в то же время и на то, что преходяща вся земная красота, которая бессмертна.
Поскольку в данной работе мы поставили цель прояснить семантику цветов и цвета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», а в нем наибольшую роль в характеристиках героев играет роза, то обратимся сейчас к предыстории этого цветка в культурной и литературной традициях.
Роза - один из наиболее распространенных мифопоэтических образов и потому в пределах многообразного и емкого «цветочного» кода он занимает ведущее место.
В древности с образом розы связывали радость, позже - тайну, тишину. Бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи, и, чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, дал ему розу. Роза рисовалась или изображалась на потолках залов или комнат для совещаний символизируя, что все сказанное «под розой» является конфиденциальным (тайным, не разглашаемым).[65,330]
Но наиболее устойчивым символическим значением розы стала любовь. Напомним античный миф о смерти Адониса, любовника Афродиты (Венеры), из крови которого выросли первые красные розы, что, в свою очередь, стало символом любви, которая сильнее смерти, а также символом возрождения.[70,964]
В христианстве роза является атрибутом самого Иисуса Христа и девы Марии. Она символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха - «розой без шипов». Происхождение шипов розы в христианстве объясняется грехопадением человека.
Более полный набор символических значений розы включает в себя: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию.
Еще один важный круг значений этого символа связан с цветом розы. В.Н.Топоров представляет несколько культурных традиций, связанных с символом цвета: «По одной версии, роза стала красной, когда на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка - белая роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева».[62,387]
В христианстве красный цвет розы символизировал кровь Христа, пролитую на кресте, Красная роза - христианский символ смерти, мученичества, страсти, любви.
Белое же символизирует родство с божественным светом: символизирует чистоту, целомудрие, девственность, свет как таковой. Это цвет крещения и причастия, Рождества и Пасхи. Но, с другой стороны, он же соотносится с пустотой, бестелесностью, со смертью. Вместе с красным цветом белый может символизировать смерть, но также единство, союз.
У многих народов символика цветка зависит от символа цвета: это любовь, если цвет розы красный, и измена - если цвет ярко-желтый. Известна легенда: царь Магомет в 612 году отправился на войну, оставив дома красавицу жену. В отсутствие мужа Айша полюбила молодого парня. Узнав о неверности жены, Магомет дал Айше ветку красных роз и попросил опустить их в царский бассейн. Если они не изменят цвета - напрасна была клевета. Через несколько минут розы стали ярко-желтыми.
Белая роза у арабов символизирует пот, выступивший при восхождении Мухамеда к небу и упавший на землю.
Теперь мы обратимся к роли цветов и цветочных образов в русской литературной традиции.
Согласно древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой любви. [34,17] Ландыши были любимыми цветами Н.М.Карамзина, и не случайно они и в его повести «Бедная Лиза» несут смысловую нагрузку для понимания сюжета: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами»[6,392].
Д. В. Веневитинов в своем стихотворении «Три розы» (1826) завуалировал три значения цветка, Здесь «проницательность читателя должна самостоятельно раскрыть иносказание. Тайный смысл благоуханных даров, брошенных богами в юдоль человеческой жизни, не раскрывается поэтом».[4,32] Но эти смыслы опираются на существующую символику, благодаря которой поэт выражает идею стихотворения о трех радостях, укрощающих скорбный путь человечества.
Одна под небом Кашемира
Цветет близ светлого ручья;
Она любовница зефира
И вдохновенье соловья. (101)
Поэт говорит о нетленности искусства, о том, что роза вдохновляет на создание творений и сама является источником и символом поэтического вдохновения.
Вторая роза означает красоту и вечность природы:
Еще прелестнее другая:
Она румяною зарей
На раннем небе расцветая,
Пленяет яркой красотой. (101)
Третья роза еще свежее первых двух, но она же ассоциируется с быстро вянущей девичьей красотой.
Еще свежей от третьей веет,
Хотя она не в небесах;
Ее для жарких уст лелеет
Любовь на девственных щеках.
Но эта роза скоро вянет:
Она пуглива и нежна,
И тщетно луч проглянет -
Не расцветет опять она. (101)
Так грустно заканчивается это стихотворение, в котором один и тот же цветок может быть символом как вечного, так и преходящего, но во всех случаях является выражением прекрасного.
Внезапная смерть Д.В.Веневитинова 15 марта 1827 года, потрясшая всех, отозвалась в стихотворении А.С.Пушкина. «Есть роза дивная…» (1 апреля 1827г.), где «третьей розе» Веневитинова он придает значение поэзии самого рано ушедшего, не успевшего расцвести гения:
Есть роза дивная: она
Пред изумленною Киферой,
Цветет румяна и пышна,
Благословенная Венерой.
Вотще Киферу и Пафос
Мертвит дыхание мороза,
Блестит между минутных роз
Неувядаемая роза…[5,254]
Все явления земли преходящи. И розам, посвященным Афродите в храмах греко-финикийской Киферы и кипрского Пафоса, суждено увянуть, но изумленная богиня средь стихийных бедствий (мороз, чума, язва) видит нетленную розу. Предпочтение отдано именно ей «неувядаемой розе», как нетленная память о самом Веневитинове.
Вообще же в поэзии А.С.Пушкина роза появляется множество раз, постоянно меняя свое значение.
В юности поэта она была аллегорией любви и молодости, атрибутом вакхических игр.
Розы насаждает Амур в лицейских садах. Жизнь, увенчанная розами:
Под кровом внешних роз
Поэтом я возрос.
Восторг жизни переходит в меланхолию. Поэт видит, как склоняется роза над быстротекущей рекою времени.
Любовные утехи его обманул:
Печально младость улетела
И с ней увянут жизни розы,
Но я, любовью позабыт,
Любви не позабуду слезы.
Для зрелого поэта ценность приобретает живая роза:
Не розу пафосскую
Росой оживленную,
Я ныне пою;
Не розу феосскую,
Вином окропленную,
Стихами хвалю;
Но розу счастливую,
На персях увядшую
Элизы моей….(1830)
В 1834 году было написано знаменитое стихотворение И.Мятлева «Розы»:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой![7,173]
В начале стихотворения поэт «лелеет розы». «Розы» - здесь не только часть природы, но и воплощение мечты о радости и счастья. Мечты живы до тех пор, пока живы розы, И. Мятлев не раз повторяет, что это - «заветные цветы». Но вот появляется в жизни лирического героя «дева рая». По христианской легенде, роза была райским цветком. Можно предположить, что для автора дева также становится розой, ради которой он не пожалел своих «цветов заветных, дорогих». Он сорвал розы, выражая тем силу своей любви.
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь!
Но счастье девы даже в «венке из роз» недолговечно. Заключительная строфа полна разочарования и горечи:
В ее очах веселье, в жизни пламень,
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок, -
И где ж она? В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.
Смерть отняла все - и любовь и мечты.
Стихотворению И.Мятлева суждено было продолжение под пером последующих писателей, прежде всего в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» (1879). Это философско - лирическая миниатюра. Доминантная тема - тихая печаль. Тургенев как бы обозревает свою жизнь и подводит итог всему пережитому. Оно пронизано музыкой, оно - само музыка, оно построено на контрасте лета и зимы, света и тени, («А в комнате все темней и темней…Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке…»), расцвета и увядания, прошлого и настоящего. Стихотворение овеяно печалью об утраченной юности, об ушедшей чистой девственной красоте, о смерти друзей, о смерти самих воспоминаний. «Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… и все они умерли…умерли».
Мигаява Кинуе, японский автор, увидевший в этом стихотворении воплощение категории философии Дзэн, говорит, что Тургенев использует «принцип недоговоренности, намек.» По философии Дзэн, недоговоренность «дает человеку возможность ощущать космический мир, пробуждение к тайне этого мира не передается словами, а лишь намеком».[32,19] Строка из стихотворения И.П.Мятлева говорит о глубине тайны бесконечного мира. Автор осознает бренность любви, красоты, бытия, всего существующего. М........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. - Санкт - Петербург: Азбука, 1997.
2. Веневитинов Д. В. Полное собрание стихотворений. - Ленинград: Советский писатель, 1990.
3. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. - М.: Художественная литература, 1984.
4. Полное собрание сочинений стихотворений. -­Ленинград: Советский писатель, 1960.
5. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. - М.: Художественная литература, 1977.
6. Русская литература IX-XVIII вв. - М.: Художественная литература, 1988.
7. Русские поэты XIX в. - М.: Просвещение, 1991.
8. Сенкевич Г. Камо грядеши. - М.: Правда, 1991.
9. Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918-1948. - М.: Современник, 1990.
10. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. - М.: Детская литература, 1972.
11. Андреев Ю. С. Беспросветье и просвет. (Фантастические рассуждения о фантастическом романе) // Литературное обозрение. - 1995. - №5.
12. Ардов М. Прочтение романа // Столица.-1992.-№42.
13. Баранников А. И. Основные сведения о языке. - М.: Просвещение, 1982.
14. Безносов Э. А. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература. - 2004. - № 47.
15. Ботвинник М. Н., Коган Б. М., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. - М.: Просвещение, 1985.
16. Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь. Т. XXVI. - С.- Петербург: Типография Акц. Общ., 1899.
17. Бродский М. А. «Мастер и Маргарита» - антибиблия XX века? // Русская словесность. - 1997. - №6.
18. Будакова Р.А. История слов в истории общества. - М.: Просвещение, 1982.
19. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. - 1968. -№6.
20. Вулис А. З. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991.
21. Галинская И. Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986.
22. Галюк Е. Метаморфоза «Классических роз» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 1999. - №27.
23. Галюк Е. Символика роз у Николая Гумилева // Литература. - 2000. - № 45.
24. Голенищев-Кутузов И. Н. Роза в поэзии Пушкина // Русская словесность. - 1994. - № 1.
25. Жемчужный И. С. Идеи психоанализа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические записки. - 1997. - Выпуск 8.
26. Зайцев А. С. Наука о цвете и цветопись. - М.: Искусство, 1996.
27. Зеленина Т. И. Цветов язык и аромат. - Ижевск: Иж-Логос, 1996.
28. Зеркалов А. Евангелие М. Булгакова. - М.: Текст, 2003.
29. Исаев М. В. Эзотеризм символики цветов: гипотеза // Вестник УдГУ. Философия. Искусство. Культура. - 2002. - №6.
30. Канчуков Е. Расслоение мастера // Литературное обозрение. - 1991. - №5.
31. Карсалова Е. В. Совесть, истина, человечность. (Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в выпускном классе) // Литература в школе. - 1994. - №1.
32. Кинуе М. Художественное воплощение философии Дзэн в «Стихотворении в прозе» И. С. Тургенева / Филологические науки. - 2001. - №5.
33. Кривонос В. Ш. М. А. Булгаков и Н. В. Гоголь. Мотив «заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 1994. - №1.
34. Кропова В. Ф. Цветы в литературе. Урок накануне лета // Уроки литературы. - 2001. - №4.
35. Кузнецова Ю. В. Булгаков в пространстве мифологизированной советской культуры. - 2001. - №4.
36. Кушлина О. От слов к запаху: русская литература, прочитанная носом // Новое литературное обозрение. - 2000. - №43.
37. Лакшин В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. - 1968. - №6.
38. Лакшин В.Я. Берега культуры.- М.: 1994
39. Лесскис Г. А. Триптих М. Булгакова о русской революции. - М.: ОГИ., 1999.
40. Лихачев Д. С. Поэзия садов. - М.: Согласие, 1998.
41. Лобко А. Творцы ароматов и красоты. - М.: Знание, 1986.
42. Лукин Ю. Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - №27-28.
43. Люшер М. Цвет вашего характера. - М.: Вече: Персей: АСТ, 1996.
44. Матвеев Б. И. Цветопись в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русский язык в школе. - 2003. - №1.
45. Миллиор Е. Размышления о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник УдГУ. - 1995. - Спецвыпуск.
46. Минералов И. Г. Пейзаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. - 2002. - №7.
47. Молотаева Н. В., Речинский С. Ф. Портрет на фоне. (Подтекст в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русский язык и литература. - 1991. - №11.
48. Новожилов В. А. В мире запахов. - М.: Знание, 1988.
49. Петровский И. М. Смех под знаком Апокалипсиса. (Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. - 1991. - №5.
50. Пустовойт П. Г. Поздний Тургенев: гармония скорбящей лиры // Филологические науки. - 2001. - №5.
51. Ребель Г. Художественные миры романов М.Булгакова. - Пермь: Припит, 2001.
52. Скорино Л. Лицо без карнавальных масок. (Полемические записки) // Вопросы литературы. - 1968. - №6.
53. Скроспелова Е. В. М. А. Булгакова «Мастер и Маргариты» // Русская литература XIX-XX вв. Т. 2. - М.: Аспект-пресс, 2000.
54. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид-Миф. 1996.
55. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Наука, 1991.
56. Словарь символов.- М.:Астраль, 2003.
57. Слуцкий В. Роман отчаяния и надежд // Литература. - 2000. - №27-28.
58. Стрижевская О. Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература. - 2002. - №27-28.
59. Сухих И. Книги ХХ века: русский канон.- М.:Независимая газета, 2001.
60. Творчество М. Булгакова. Сборник статей. - Томск: Издательство Томского университета, 1999.
61. Творчество М. Булгакова: к столетию со дня рождения писателя. - Киев: УМК ВО, 1992.
62. Топоров В.Н. Роза. // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. - Советская энциклопедия, 1991.
63. Трессидер Д. Словарь символов. - М.: Гранд, 1999.
64. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. - М.: Прогресс, 1973.
65. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече-Аст, 1996.
66. Химич В. В. В мире М. Булгакова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003.
67. Чудакова М. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. - 1976. - №1.
68. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. - М.: Книга, 1988.
69. Шанский Н. М. В мире слов. - М.: Просвещение, 1978.
70. Энциклопедический словарь символов. - М.: Астраль, 2003.
71. Энциклопедия символов. - М.: Торсинг, 2001.
72. Энциклопедия символов, знаков, эмблем.- М.: Локид-Миф, 2000.
73. Яблоков Е. Женщина цвета луны // Литература. - 2002. - №27-28.
74. Яблоков Е. Художественный мир М. Булгакова. - М.: Язык славянской культуры, 2001.
75. Яковлева А. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. - Санкт-Петербург: Лань, 2001.
76. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М.: Советский писатель, 1983.





Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.