Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 13.01.2013. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9
1.1. Готовность к школьному обучению как социальный феномен 9
1.2. Особенности психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте 15
1.3. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка 26
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 39
2.1. Организация и методики исследования 39
2.2. Результаты диагностики психосоциальной готовности детей к школе 41
2.3. Коррекционно-развивающая программа профилактики социальной дезадаптации детей школьного возраста 49
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 57

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня стало уже аксиомой, что формирование у детей старшего дошкольного возраста психосоциальной готовности к обучению в школе не-возможно без учета особенностей социальной среды, в которой он находится. Школьная зрелость, психологичес¬кая готовность к школе, социальная среда, в которой развивается ребенок, эти понятия рассматриваются и используются для обозначения уровня психического развития ребенка, обеспечивающего дальнейшую благоприятную адаптацию к школе.
К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Поэтому, важное значение для психосоциальной подготовки ребенка к школе имеют значимые для него взрослые, и, особенно, родители, семья.
В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обрушили на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое про¬тиворечие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями боль¬шинства семей.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодет¬ных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населе¬ния в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.
Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недоста¬точного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) питания, про¬ведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образова¬ния, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.
В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются осо-бой опас¬ности. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо извест¬ны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработи¬ца, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, от¬сутствие взаимоуважения, пьянство.
Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также с возвращением в семью многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг.
В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, и т. д.
В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочета¬ние семейного и общественного воспитания наиболее соответствует це-лям всесто¬роннего развития ребенка.
В настоящее время все больше ограничивается возможность использования семьей детских дошкольных учреждений, что связано с сокращением числа таких учреждений и возросшей платой за содержание в них детей.
Ситуация с детскими дошкольными учреждениями – вторым по важности институтом социализации ребенка - является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи (для многих семей весьма ощутимое). Кроме того, длительные перерывы в ра¬боте влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособ¬ность на рынке труда, и обусловливают возникновение дополнительных проблем для семьи в перспективе.
Особенно пострадали от экономических реформ последних деся-тилетий жители села. Разрушение колхозов, обнищание, повальная безработица и, как следствие, низкий экономический статус сельской семьи влечет алкоголизм, наркоманию среди родителей, что приводит не только к разрушению "ячейки общества", что само по себе является негативным фактором в социализации ребенка, но и становится фактором социальной дезадаптации.
Почти половина заключаемых в наше время браков оканчивается разводами, а это означает, что каждый год около 1 миллиона детей сталкиваются с распадом своих семей. Из-за разводов, рождения детей вне брака или смерти родителей только 40% рождающихся сегодня детей достигают 18-летия в полной, с обоими родителями, семье. Даже с изменением законов об опекунстве большинство детей разведенных родителей имеют лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся.
В списке причин разводов лидируют алкоголизм и наркомания — 51% респондентов не выдерживают совместной жизни с невменяемым супругом. 41% не выносят жизни в обидной тесноте. Третья напасть, которую не выдер-живает семейная лодка, — бедность. От этого распадается треть семей.
Вышеперечисленные факторы, в свою очередь, ведет к недостаточному уровню психосоциальной подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе, что выражается в неумении общаться и устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, асоциальному поведению среди детей. Именно этот аспект является важным и требует тщательного изучения.
Проблемы изучения особенностей социума дошкольников и младших школьников освещены в научных работах А.В. Басова. В.А. Беликова, В.Г. Бочаровой. Л.П. Гурьяновой. М.Е. Дуранова. Р.А. Литвак. А.Н. Троян, и др. Кроме этого, отдельные аспекты педагогизации среды и использования се воспитывающего потенциала получили свое обоснование в исследованиях Л.В. Бади, А.А. Бодалева, Б.3. Вульфова, Л.И. Катаевой. Л.Е. Никитиной и др.
Идеи диагностики психического развития и готовности детей к школе как социального явления были выдвинуты рядом зарубежных специалистов А. Анастази, А. Бине, О. Векслером, А. Керном, К. Ингенкампом, И. Шван-царой, В. Шторном и др., а также отечественными учеными Л.А. Венгером, Л.С. Высотским, Ю.З. Гильбухом, К.М. Гуревичем, Э.В. Дощициной, И.Б. Дубровиной, Н.Г. Лускановой, А.А. Люблинской, Д.Б. Элькониным и др.
К сожалению, в современной научной и учебно-методической литературе недостаточно раскрыта тема психосоциальной готовности ребенка к школе, предполагающая исследование не только особого отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми-сверстниками. Ретроспективный анализ публикации ряда ученых и реальной практики работы многих дошкольных образовательных учреждений показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в межличностном, диалогическом общении: не всегда способны наладить контакт с другими детьми, не контролируют свое поведение, не умеют понять и выслушать другого, неадекватно воспринимают окружающих. Также важно исследование профилактики дезадаптации ребенка к школе, позитивной социализации личности, которая происходит с раннего возраста. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования – изучение психосоциального феномена при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
1) Анализ научной и учебно-методической литературы по выбранной теме
2) оценка состояния проблемы формирования психосоциальной го-товности старших дошкольников к обучению в школе на основе изучения и анализа психолого-педагогической и теоретико-методической литературы;
3) подбор диагностических методик и проведение диагностического исследования психосоциальной готовности старших дошкольников к обуче-нию в школе;
4) разработка коррекционно-развивающей программы профилактики социальной дезадаптации.
Объект исследования – психосоциальная готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования – процесс формирования психосоциальной го-товности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на примере Миякитамакского дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» Республики Башкортостан.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и теоретико-методической литературы.
Практические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Математические методы: качественный и количественных анализ результатов, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Практическая база исследования: Исследование проводилось на базе Миякитамакского дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» Р. Башкортостан.
Практическая значимость исследования: в ходе выполнения выпуск-ной квалификационной работы была изучена, проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая и теоретико-методологическая литература по проблеме психосоциальной готовности к обучению в школе.
Данная выпускная квалификационная работа может быть интересна практическим работникам сферы дошкольного образования, студентам до-школьных факультетов и отделений педагогических колледжей и вузов, а так же родителям детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы из.56 источников, приложений.
В введении обосновывается актуальность исследования, выделенные цель. задачи, объект, предмет, методы, практическая база и значимость работы.
В первой главе исследования о рассматривается понятие школьной го-товности, и психосоциальной готовности к обучению, особенности психосоциального развития дошкольника, влияние детско-родительских отношений на уровнеь психосоциальной готовности ребенка к школе.
Во второй главе исследования представлено описание эмпирического исследования проблемы. Организация и методики исследования. Дана оценка его результата.
В заключении изложены основные выводы и результаты исследования......

ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Наука, 1997. - 267 с.
2. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
3. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. / Под ред. Поддъякова Н.Н. - М., 1985.
4. Алябьева Е.А.Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: Сфера ТЦ, 2002. - 96 с.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 500 с.
6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Ек-бург: Литур. - 192 с.
7. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.
8. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2 -е изд. - СПб.: Питер, 1999. - 612 с.
10. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. - М., 1985.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. Научный редактор Б.С. Волков. - М.: Граф Пресс, 2002. - 136 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1990. - 523 с.
13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
14. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
15. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Просвещение, 1989. - 213 с.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Руководство по оценке ка¬чества математических и лингвистических знаний школьников. / Науч. Рук. Свободчиков В.И. - М., 1992.
17. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.: Просвеще-ние, 1985. - 200 с.
18. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.
19. Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной шко-лы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 218 с.
20. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательсвто «Речь», 2004. – 160 с.
21. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилет-него возраста. – М., 1988.
22. Кондрух Л.А. Методика реализации концептуальной модели формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе// Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. – Курган: КГУ, 1999. – с. 17-20.
23. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 48 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2004 – 464 с.
25. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольши Н.В. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.
26. Леонтьев А. А. Психология общения - М.: Смысл, 1997.
27. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. - М.: АН СССР, 1963.
28. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. - М.: Аспект-пресс, 1996. С. 7-29.
29. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 384 с.
30. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКС-МО-Пресс, 2000. – 489 с.
31. Нежнова Т.А., Филипова Е.А. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шести и семилетнего возраста обучающихся и не обучающихся в школе. – М.-Л., 1981.
32. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готов-ность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
33. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
34. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448 с.
35. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
36. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: изд-во МГУ, 1989.
37. Практикум по возвратной психологии// Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
38. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
39. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
40. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
41. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Руз-ской. -М., 1989.
42. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы дет-ского сада. - М.: Педагогика, 1988.
43. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии)
44. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
46. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
47. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2003. – 368 с.
48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
49. Ульенкова У. Формировании общей способности к учению у шестилет-них детей // Дошкольное воспитание, №3, 1989.
50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психоло-гии. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
51. Хрестоматия по детской психологии./ Под ред. Г. А, Урунтаевой. - М.,1997.
52. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2003.- 176 с.
53. Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - 215 с.
54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.
55. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: Аркадия, 1998. – 256 с.
56. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.