На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Крестьянское жилище как один из компонентов материальной культуры

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 14.1.2013. Сдан: 2009. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: 61.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Крестьянское жилище - как один из компонентов материальной культуры 6
1.1. Жилой дом - важнейшая часть предметного мира человека 6
1.2. Эволюция северного и южного типов жилища 8
Глава 2. Зарождение и развитие жилищного строительства в народном зодчестве 16
2.1. Традиции жилищного строительства северных и южных славянских племен 16
2.2.Основные направления развития жилого деревянного дома 20
2.3 Жилище жителя Белгородской губернии 25
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Народное зодчество неотделимо от истории архитектуры, как последнее неотделимо от русской культуры. Понимание того, что история зодчества - часть общечеловеческой культуры, часть истории народа, заставляет исследователей искать и искать, чтобы как можно больше восполнять пробелы в этой истории, ее недостающие звенья.
В народном зодчестве соединились: простота и ясность архитектурных композиций, практическая функциональность всех деталей, органическое единство художественного, эстетического и строительно-конструктивных начал. Это переходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства, и потому народное зодчество не мертвая археология, а живое наследие. Современные архитекторы могут многому научиться у своих предшественников, великих зодчих прошлого.
В наши дни мы живем в окружении зданий “из стекла и бетона”, которые возводятся с помощью современной техники и из современных материалов. И в больших городах нашего времени легко заблудится, так как все дома похожи друг на друга как близнецы. Поэтому необходимо чтобы современная архитектура развивалась на основе знаний, полученных и накопленных веками. Так как огромный вклад в ее развитие внесли и первые русские “архитекторы” - зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.
Традиции народного жилого зодчества являются своеобразным «банком данных», где накапливаются, сохраняются и передаются последующим поколениям наиболее значительные, проверенные многолетним опытом позитивные приемы и методы организации жилища в естественной природной среде.
Проблема исследования . Архитектура жилого дома может быть понята и осмыслена лишь исторически - как непрерывный процесс, как безостановочное движение из прошлого в будущее через настоящее. Любая остановка в этом движении, любой разрыв непрерывной нити, связующей эпохи и времена, губителен и для архитектуры жилища, и для национальной культуры в целом; прежде же всего он сказывается на нравственном, духовном потенциале общества. Отрыв от национальных корней, от национальной истории, воплощенной в культурном наследии, в позитивных традициях народного зодчества, мстит за себя неизменно возникающей эмоциональной бедностью, художественной невыразительностью, а зачастую - и безликостью архитектурных произведений.
Целью исследования является решение проблемы.
Гипотеза. Если сегодня в жилой архитектуре обнажаются противоречия между высоким техническим уровнем современного строительства, новыми материалами, прогрессивными конструкциями и все еще бытующим на практике пренебрежением к окружающей среде, неумелым, а зачастую и хищническим использованием естественного ландшафта, то во все времена и у всех народов жилище выражало отношение человека к окружающему его миру, формировало в человеческом сознании устойчивую картину этого мира, выступая своего рода символом освоения человеком природной среды.
Степень изученности проблемы . В связи с вопросами национального своеобразия древ­ней русской архитектуры особое внимание привлекает роль деревянного зодчества и его влияние на развитие мону­ментальной каменной архитектуры. Очень решительную позицию занимает В. В. Стасов, утверждающий, что “русский народ - это по самой натуре своей, по всем привычкам своим - народ плотников, а не народ каменщиков”. Огромное значение деревянного зодчества на всех этапах развития русской архитектуры защищал и И. Е. Забелин. К концу XIX в. дискуссии о самобытности древне­русского зодчества несколько утихли, но непосредствен­ная связь изучения древних памятников с нуждами совре­менного строительства оставалась непоколебленной. В 1895 г. Академия художеств издала серию книг “Памятники древнего русского зодчества”, и в пре­дисловии к первому тому было четко сформулировано, что “потребность к более широкому изучению наших древних памятников” возникла “в виду возрастающего с каждым годом числа построек в русском стиле”. Во второй поло­вине XIX в. было осуществлено несколько доста­точно серьезных археологических исследований остатков древнерусских зданий. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. В. Прахов во Владимире-Волынском). Коли­чество изученных памятников зодчества домонгольской поры возрастало. Очень существенным достижением в области изучения истории древнерусского зодчества является тенденция к комплексности решения проблем. При подобном подходе исследователей в равной мере интересуют как художественные, так и конструктивные вопросы, как связанные с памятниками идеологические проблемы, так и развитие архитектурных типов и форм. Раньше, как правило, эти стороны рассматривались по отдельности, что не позво­ляло раскрыть цельную и полнокровную картину развития архитектуры. Между тем изучение древнего зодчества необходимо проводить во всем многообразии его связей, в неразрывном сочетании собственно архитектурного аспекта с археологическим и историко-художественным.
Объектом исследования является материальная культура.
Предметом исследования является крестьянское жилище .
Задачи исследования - рассмотреть и обобщить сведения о зарождении и развитии народного зодчества.
-рассмотреть традиции жилищного строительства, как культурного наследия в народном зодчестве.
- рассмотреть региональные особенности народного зодчества.
I. КРЕСТЬЯНСКОЕ ЖИЛИЩЕ - КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Жилой дом - важнейшая часть предметного мира человека

Жилой дом - важнейшая часть предметного мира человека, основополагающий элемент второй - рукотворной природы, значение которого в жизни человеческого общества трудно переоценить. Ведь именно русская жилая архитектура вплотную подходит к решению актуальнейшей сегодня проблемы взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, именно в ней обнажаются противоречия между высоким техническим уровнем современного строительства, новыми материалами, прогрессивными конструкциями и все еще бытующим на практике пренебрежением к окружающей среде, неумелым, а зачастую и хищническим использованием естественного ландшафта.
Во все времена и у всех народов жилище, выражало отношение человека к окружающему его миру, формировало в человеческом сознании устойчивую картину этого мира, выступая своего рода символом освоения человеком природной среды. Все известные схемы традиционного мировосприятия были теснейшим образом связаны с жилищем как граничным элементом двух сфер влияния, двух систем: искусственной и естественной, «очеловеченной» и природной.........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Структурная, планировочная организация и объемно-пространственное решение традиционных крестьянских усадеб неизменно находились в непосредственной и весьма строгой зависимости от местных природно-климатических условий, от специфики бытовых процессов, протекавших в пределах жилища, то есть были продиктованы особенностями труда и жизни крестьянина в целостной системе окружающей его природной среды.
Диалектическое единство защитных функций традиционного дома с глубоким и постоянным стремлением народных зодчих вписать его в окружающую природу в полной мере проявилось и в формировании функционально организованной и эстетически выразительной жилой среды, и в полноценной организации практически целесообразной и композиционно богатой крестьянской усадьбы, представлявшей собой развитый и уравновешенный комплекс жилых, хозяйственных и подсобных помещений и построек.
На примере функциональной и композиционной организации целостных комплексов традиционных крестьянских усадеб в народном зодчестве можно наблюдать, сколь высоко было профессиональное мастерство народных мастеров, как умело они использовали накопленный предшествовавшими поколениями опыт создания полноценной жилой среды.
Народные зодчие в совершенстве владели принципами и приемами организации жилой среды села в неразрывной связи с естественным ландшафтом, с окружающей природой. Свободное и органичное формирование жилой застройки с учетом местных географических и климатических условий, в полном согласии с природной основой способствовало наиболее полному и всестороннему выявлению, сохранению и развитию потенциальных возможностей, заложенных в ландшафте, служило надежной гарантией от разрушения неповторимости и художественной уникальности природного окружения.
Свободное формирование единой и целостной системы жилой среды, архитектурно-пространственной и планировочной структуры села, свойственное народному зодчеству, кроме обеспечения органичной функциональной, информационной и художественной связи с естественным ландшафтом, давало возможность организовать гармоничные и компактные жилые комплексы, способные к дальнейшему развитию в общем контексте развития окружающей природы.
Одна из важнейших черт народного жилого зодчества - нерасторжимость утилитарного и художественного начал - в полной мере проявилась и в формировании функционально организованной и в то же время эстетически выразительной жилой среды традиционных поселений, и в выборе удобного и красивого места для размещения жилого дома, и в полноценной организации практически целесообразной и композиционно богатой крестьянской усадьбы, представлявшей собой развитый комплекс жилых, хозяйственных и подсобных помещений и построек.
На территории современной России можно проследить различные типы построек, как земляные, так и наземные, но в любом случае дереву издавна уделялось особое место. С ним были связаны различные представления славян. Его одушевляли, ему поклонялись. В языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством, некоторые из них были заимствованы православной культурой.
Простые, лаконичные формы исторического жилища, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, независимо от региона оттачивались веками, создавая уникальные памятники народного творчества. Объемно-композиционное решение постройки, его декоративное убранство создают атмосферу уюта и тепла, присущую только этим зданиям.
Строительство жилья на всей обширной территории России охватывает различные природные зоны, что во многом определяет тип жилища и методы его возведения. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное для своих областей зодчество.
Природные условия и опыт строительства различных этнических групп, в том числе и соседних с зоной бытования сложившихся традиций зодчества, позволили сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивали более рациональные способы постройки. На всей территории России объемное решение жилища прошло сложный путь развития от однокамерного до двух-, трехкамерного и более сложных по объемно-планировочному решению хором.
Сегодня до нас дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к XIX веку. В отличие от крестьянского жилья или памятников храмового деревянного зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, может быть, за исключением случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем состоянии. Большой материал о более ранних периодах формирования жилища дают сведения, полученные по археологии, архитектуре, этнографии и истории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Терещенко А. Быт русского народа. -М., 1997.
2. Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. -М., 1900.
3. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси.- Л., 1986
4. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. - Л., 1975
5. Гуссаковский Л. П. 1956. Древнерусское народное жилище VIII - XIII вв.:
Автореф. дис. ... канд. ист. наук.- М.
6. Ишимова А.О. История России. В 2-х томах. С.-П., 1993 г.
7. История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1994 г.
8. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М., 1967.
9. Спегальский. Ю.П. Жилище северо-западной Руси IX-XIII веков. Л., 1972
10. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974.
11. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959. .
12. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 2. - Соч. М., 1957, т. 2.
13. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории., М., 1989.
14. Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология: Учебное пособие. /Калининградский ун-т. - Калининград, 1999. С.
15.Учебный путеводитель по художественной культуре России (Древность-XX век) : Кн. для учащихся / М.А. Гузик, Н.В. Зеликова. - М. : Просвещение, 2002. - 272 с. : ил.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.