На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Типология лирического героя в поэзии К.Бальмонта и Ф.Сологуба

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.1.2013. Сдан: 2011. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ.
1.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов
1.2. Содержание и своеобразие лирического героя

ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ ЛИРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В ПОЭЗИИ К.БАЛЬМОНТА И Ф.СОЛОГУБА
2.1. Особенности лирического героя в поэзии основоположника русского символизма К.Бальмонта
2.2. Образ лирического героя в творчестве Ф.Сологуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


ВВЕДЕНИЕ
Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу - быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Лирическая поэзия - важный элемент литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира человека и оставлять в нём неизгладимый след.
Актуальность данной работы состоит в том, что в ней изучается и рассматривается термин «лирический герой», который в современной литературоведческой науке не имеет четких границ и был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Именно по этой причине довольно сложно определить объем и специфику охватываемых явлений. Несмотря на свою безусловную ценность в качестве инструмента анализа поэтического произведения, как теоретическое понятие термин «лирический герой» все время словно нуждается в переопределении. Очевидно, этот термин зависим как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора.
По исследованиям Ю. Тынянова, Л. Гинзбурга, Д. Максимова можно считать, что лирический герой - это своего рода двойник автора - поэта. Он проявляется во всей совокупности лирики, в отдельных циклах, лирических поэмах и стихах. Его можно рассматривать как некое лицо, имеющее определенную судьбу, своеобразный четко вырисовывающийся внутренний мир, а зачастую и внешние конкретные черты лица, повадок и т.д. Лирический герой традиционно находится в предельном совпадении с личностью автора, и в то же время - в ощутимом несовпадении с нею.
Актуальность данной работы также состоит в том, что в ней изучаются и рассматриваются особенности лирического героя в стихотворениях поэтов серебряного века К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как М.А.Палкин, Т.И.Сильман, Г.Н.Поспелов, В.Ф.Огнев, А.А. Михайлов и др.
Константин Дмитриевич Бальмонт, лучезарный поэт, призывавший всех: «Будем как солнце!», - пользовался среди современников огромной популярностью и оставил большое литературное наследие. Однако до сих пор нет издания, которое включало бы в себя все, написанное Бальмонтом. Некоторые произведения, созданные им в эмиграции, утеряны, остается неизученной часть стихов, не вошедших в сборники и представляющих интерес, как для рядовых читателей, так и для ученых-литературоведов.
Не так много и глубоких исследовательских работ о творчестве К.Д. Бальмонта. Этот факт приводит в недоумение хотя бы потому, что, по свидетельству В. Брюсова, в течение целого десятилетия «Бальмонт нераздельно парил над русской поэзией». Большая часть написанного о поэте - это воспоминания современников, статьи-эссе, отзывы на выходившие в свет сборники, очерки критического характера, приуроченные к очередному литературному юбилею поэта и тому подобное.
Творчество Сологуба провозглашает авторский произвол в выборе тем и способах подачи материала. Его лирика и проза рождают споры о принадлежности автора тому или иному литературному направлению (декаданс, символизм, модернизм, реализм). Тяготение Сологуба к изображению экстремальных состояний и «пороговых» характеров вызывает упреки в предельном индивидуализме. Обращение к принципам воплощения авторского сознания позволяет не только понять своеобразие мировоззрения данного поэта, но и вписать его творчество в общекультурный контекст, обосновать возникновение литературоведческой дискуссии по проблеме его вненаходимости, непричастности к «чистому» символизму. Мнение о Федоре Сологубе как о характерном представителе русского символизма во многом скорректировано литературоведческими исследованиями конца XX века.
Расхождения критиков в определении причастности Сологуба к тому или иному литературному течению объясняются, очевидно, тем, что в творчестве Сологуба «почти всегда допускается едва уловимая двусмысленность, позволяющая соотнести описанное явление с разными понятийными уровнями, выводящая его прозу за пределы реалистической традиции». Едва ли применительно к Сологубу возможно говорить о каком-либо «неореализме» - прерогатива модернизма для писателя, создающего собственную эстетическую реальность, очевидна. Но, как представляется, отдельные приметы реалистического искусства в творчестве Сологуба-символиста могут быть выявлены.
Изучению приемов использования образа «лирического героя» в произведениях К.Бальмонта, посвящены работы таких исследователей, как - Н.В.Банников, Е.П.Беренштейн, В.Вейдле, И.Гарин, Е.В.Карсалова, И.В.Корецкая, Л.Е.Ляпина, Е.Е.Маркина, А.Г.Соколов и др.
Творчество Ф.Сологуба изучено в работах таких авторов, как М.Дикман, Н.Банников, М.Павлова, А.В.Лавров, Л.А.Колобаева, С.Бройтман, Н.Барковская, О.Сергеева, В.В.Заманская Н.Нагорная и др.
Мы не могли не обратиться к опыту критического осмысления творчества К.Бальмонта и Ф.Сологуба в работах их современников - Ю.Айхенвальда, В.Брюсова, И.Ф.Анненского, З.Гиппиус, А.Белого, А.Горнфельда, Вяч. Иванова, В.Ходасевича.
Объектом исследования данной работы являются образы лирических героев в творчестве К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
Предметом исследования является анализ особенностей лирических произведений К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
Материалом исследования являются лирические стихотворения К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
Целью данного исследования является изучение особенностей характерных для творчества поэтов серебряного века, в частности выявление качеств лирического героя в поэзии К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
В соответствии с целью определяются основные задачи исследования:
1) Проанализировать субъектную организацию лирики в аспекте выделения разных типов лирического сознания.
2) понять своеобразие мировоззрения Федора Сологуба и К.Бальмонта
3) проанализировать неизменно значимые качества лирических героев К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
4) выявить, систематизировать и исследовать структурные и семантические отличия лирических героев Федора Сологуба и К.Бальмонта.
Научная новизна состоит в том, что исследование типологических особенностей лирики Ф. Сологуба и К.Бальмонта, в отличие от прозы, остаются малоизученными, как в аспекте понимания лирического субъекта, так и на уровне мотивного анализа.
Методология данного исследования является комплексной. Для решения поставленных задач в качестве основных используются следующие методы исследования:
субъектный метод анализа художественного текста;
структурно-семантический метод;
историко-типологический метод;
интертекстовый (интертекстуальный) метод.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате многоаспектного анализа поэзии серебряного века расширяется и корректируется существующее в теории русской литературы представление о ролевой лирике как форме субъектного анализа и ее эволюции, в частности, уточняется вопрос о соотношении лирического и ролевого героя, выявляются новые средства объективации ролевых образов.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты ее могут быть использованы в процессе подготовки общих и специальных курсов по истории русской литературы конца XIX - начала XX вв. и при создании учебных пособий для студентов-филологов и учащихся лицеев, гимназий, школ гуманитарной направленности. Также материалы исследования можно будет использовать при изучении творчества К.Д.Бальмонта и Ф.Сологуба в школе.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 65 наименований.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ.
1.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов.
На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов. «Лирическая поэзия, - пишет он, - глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование - это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала - слова, - вовсе не означает их однородности».
Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую поэзию Т.И. Сильман: «Стихи, в особенности лирические, представляют собой сжатую и совмещенную форму звука - словесного искусства, причем на каждом отрезке лирического пространства слово и словесный ряд становятся вместилищем одновременно и логико-понятийного, и образного, и эмоционально-оценочного, и ритмико-звукового начала, - не говоря уже о величайших возможностях самого смыслового ряда наращивать и разнообразить свою семантику путем раскрытия внутренней формы слов, их взаимных столкновений, сопоставлений и т.д.»............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение особенностей лирического героя в произведениях поэтов серебряного века позволило выявить индивидуальные особенности их структуры, семантики, функционирования в поэтическом тексте. На основе проделанного анализа можно сделать следующие выводы:
1. По мнению большинства современных исследователей, вопрос о соотношении в художественном тексте сфер речи автора и героя является одним из ключевых для литературоведения. Особое значение приобретает этот вопрос для понимания природы лирики как самого «субъективного» из трех литературных родов.
2. Лирический герой - наиболее емкое из выбранных литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтами серебряного века; на его основе создается целостное представление о творчестве поэтов К.Бальмонта и Ф.Сологуба.
3. Лирический герой является одновременно и субъектом и объектом в прямооценочной точке зрения; это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром и характеризуется идейно-психологическим единством. С целостностью внутреннего облика может сочетаться биографическое единство. Говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда личность облекается устойчивыми биографическими, сюжетными чертами. Существование лирического героя, таким образом, становится «ключом» к нашему представлению поэта как личности, не обязательно соответствующей эмпирической.
4. Лирика серебряного века отличается значительным разнообразием способов объективации лирического героя. Речевая индивидуализация героя становится условной, наряду с ней, в качестве других способов объективации героя, используются смена ритма и поэтического стиля, знаки пунктуации и графическое выделение, заголовки и формулы самоидентификации, портретные характеристики и символические портреты. Особое значение в числе средств объективации героя обретают сюжетная ситуация и хронотоп. Исходный сюжет, а также особенности конкретного пространства и времени размываются, так что сквозь настоящий момент начинает «просвечивать» план вечности, сквозь сиюминутное - его вневременной смысл.
5. Одно из неизменно значимых качеств лирического героя Федора Сологуба - креативные способности, творческий импульс как реакция на несовершенство социума. Сологуб высказывает заветные мысли раннего символизма о поэте - создателе мифов, которым следует человечество. В этой связи проблема поэта-демиурга в лирике Сологуба становится интересна как постижение утопического мышления самого автора.
6. В стихотворениях К.Бальмонта все внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта с окружающим. В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний, настроений лирического героя. Его лирический герой - вечно юный, вечно вольный, живущий в «ненасытной тревоге» «владыка» собственного «несказанного» мира.
7. Проведенное исследование позволило придти к следующим выводам: общим качеством образа лирического героя в поэзии К.Бальмонта и Ф.Сологуба является то, что лирический герой - это своего рода двойник автора - поэта и традиционно находится в предельном совпадении с личностью автора. Именно это общее начало служит причиной всех остальных авторских различий в трактовке образа лирического героя. Так, лирический герой К.Бальмонта, так же как и сам поэт - натура в высшей степени впечатлительная, артистичная, ранимая. Для Бальмонта вместе с его лирическим героем все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. Бальмонт и его лирический герой не представляют себя вне любви. Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Лирическое «я» уравнивается в правах с мирозданием, стремится слиться с «безбрежным океаном», громадой гор, космосом в целом. Всеохватность, космизм масштабов, жажда всего коснуться, все испытать - постоянные предметы его поэтического мышления. Лирический герой в поэзии К. Бальмонта, не устает любоваться своей «многогранностью», он стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря. В тоже время образ лирического героя в поэзии Ф.Сологуба выражает мысли прямо противоположные идеям К.Бальмонта. Лирический герой Сологуба так же как и поэт выражает критическое отношение к земной реальности, «упаднические» настроения, эстетизацию зла и воспевание смерти, панически боится жизни, и даже кошмары его - это воскрешение и возвращение снова к жизни злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отвращение от земной радости и презрение к человеку. Герою характерно ощущение своей малости, заброшенности, ненужности перед лицом чуждого Космоса, которое не покидало поэта на протяжении всей его жизни.

8.

Список литературы
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. -М.,1979.-325с.
2. Бальмонт К.Д. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1989.
3. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. / Сост., вступ. Ст. и коммент. Д.Г. Макогоненко. - М.: Правда, 1991.- 608 с.
4. Бальмонт К.Д. Стихотворения / Вступ. статья и сост. Л. Озерова; Худож. В. Серебрякова.- М.: Худож. лит., 1990.-397с. (Классики и современники. Поэтич. биб-ка).
5. Бальмонт К. Д. Где мой дом / К. Д. Бальмонт. - М., 1992.
6. Банников Н.В. Константин Бальмонт // Рус. речь - 1994.-№2 - с.26 - 28.
7. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник. М., 1993.
8. Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3-х кн. М., 1990.
9. Беренштейн Е.П. «Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Бальмонта. - ж. «Литература в школе!», № 3, 1994 г.
10. Блок А. Творчество Федора Сологуба. Собр.соч.: В 8 т. М.-Л., 1962. Т.5.
11. Бройтман С. Федор Сологуб // Русская литература рубежа веков. Москва. 2000. С.895
12. Вейдле В. Бальмонт // Звезда - 1995 - №2 - с. 106 - 108.
13. Вернер Р.М. Лирика и лирики.- Гамбург и Лейпциг. 1999
14. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта: Нач. сведения по теории стиха. Пособие для учащихся/Под ред. Л.И. Тимофеева. -М.: Просвещение, 1979.-176с.
15. Воложин С.И. Сезам, откройся! Штрихи к панораме “серебряного века” Одесса: Студия «Негоциант», 2002. - 208 с.
16. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
17. Гарин И. Поэт - странник. Бальмонт. // И. Гарин. Серебряный век: В 3 Т.-Т. 1 - М.,1999.- с. 428 - 564.
18. Гинзбург Л.Я. О лирике.-Л.,1974.-408с.
19. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение.-М.,1979.-318с.
20. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия.-М.,1955.-228с.
21. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Цитадель.- 1998.
22. Дикман М.И. Поэтическое творчество Фёдора Сологуба // Ф. Сологуб. Стихотворения:-/., 1979г.
23. Заманская В.В. Опыт становления экзистенциального сознания в творчестве Ф.Сологуба// Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века.- М., 2002гС. 185.
24. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. -М., "Сов. писатель", Изд. 3-е, доп., 1960.
25. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-262с.
26. Карсалова Е.В. и др. Поэтические индивидуальности «серебряного века». Брюсов и Бальмонт. // В кн.: Карсалова Е.В. и др. Серебряный век русской поэзии.- М., 1996. - с. 428 - 564.
27. Карсалова Е.В. «Серебряный век». - М.: Новая школа, 1996. - 296с.
28. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. -М.,1978.-304с.
29. Корецкая И. В. Константин Бальмонт // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). - М., 2000.- Кн. 1.
30. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Межвузовский сборник. Куйбышев, 1977. С. 45.
31. Кудряшов Н.И. Лирический герой. - В кн.: Краткий словарь литературоведческих терминов. -М., 1978, с.73-74.
32. Кузнецова И. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах // Октябрь, 2004, № 3.
33. Куприяновский П.В. К истории отношений Горького и Бальмонта. // Рус. лит. - 1998.-№2 - с. 157 - 165.
34. Лавров А. В. Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская // Неизданный Федор Сологуб. Под редакцией М.М. Павловой и А. В. Лаврова. Москва 1997. С.290.
35. Леденев А.В. «Поэзия серебряного века». - М.: Дрофа, 1997. -356с.
36. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк.,1987. - 190с.-41
37. Ляпина Л.Е. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта. // В кн. Исследования по теории стиха.- Л., изд. , 1998.? с.118 - 126.
38. Ляпина Л.Е. Стихотворение К.Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». // В кн.: Анализ одного стихотворения. Межвуз. Сборник.- М., 1985 - с. 206 - 214.
39. Маркина Е. Е. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» (Филологический комментарий) // РЯШ.- 2002.- №5 - с. 57 - 64.
40. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1985. - 208с.-43
41. Михайлов А.А. Азбука стиха. -М.: Мол. гвардия, 1982.-319с.
42. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., «Книга», 1972. - 168с.-123
43. Огнев В.Ф. Книга про стихи. Заметки, наблюдения, выводы. -М. "Сов. писатель", 1963.
44. Павлова М.М. “Тогда мне дали имя Фрины...” // Русская литература. СПб., 2001. № 1. С. 221-224.
45. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. - Минск:, 1986.-270 с.
46. Петрова Т.С. “К.Бальмонт. “Где мой дом?” - ж. “Литература в школе”, № 12, 2006.
47. Петрова Т.С. Мотив тишины в лирике К. Бальмонта. // РЯШ., 1995, №5. - с. 68-72.
48. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - 254с.-44
49. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. -М.,1974.-325с.
50. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов/Г.Н.Поспелов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-208с.
51. Роднянская И. Б. Лирический герой // ЛЭС. М., 1987. С. 185.
52. Русская литература ХХ века. Хрестоматия 11 для сред. шк.: В 2ч.- Ч. 1 / Сост. А.В. Баранников и др.- М.: Просвещение, 1993. - 448с.
53. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1 /Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 1999. -336с.
54. Сергеева Е. В. «Я-творящее» как один из ведущих принципов в творчестве Ф. Сологуба // Сборник научных трудов молодых исследователейгМагнитогорск, 1998г Вып.4гС. 53.
55. Сильман Т.И. Заметки о лирике. -Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.
56. Сологуб Федор, Стихотворения. Л. 1979. .
57. Сологуб Ф. Стихотворения. Вступительная статья, составление подготовка текста М.И. Дикман. Л. 1979.
58. Соколов А.Г. К.Д. Бальмонт (1867 -1942). // В кн.: Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции.- М., 1991. - с. 54 - 58.
59. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. -М.,1982.-344с.
60. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. С. 224-229.
61. Успенски Э. Драма Федора Сологуба Дар мудрых пчел // SINE ARTE, NIHIL, Сборник научных трудов в дар профессору Миливое Йовановичу. Белград-Москва, 2002. С. 361-374.
62. Хенрик Б. Триродов среди символистов // Поэтика русской литературы начала ХХ века. М., 1993. С. 211-232.
63. Черашняя Д. И. Пути анализа лирики // Филолог, 2003. № 3. С. 25-29.
64. Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…». -М.: Московский лицей, 2001.- 289с.
65. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ,




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.