На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Своеобразие жанровой формы «мотив детства» в рассказах А.А.Платонова

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 14.1.2013. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: 91.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Жанр рассказа и особенности поэтики в целостном анализе художественного произведения
1.1. Теоретическое описание жанра рассказа и особенности поэтики в художественных произведениях малой прозы.
1.2. Особенности поэтики рассказов А.Платонова.

ГЛАВА 2. Система мотивов в художественной прозе А.Платонова.
2.1. Детство - как один из постоянных платоновских мотивов.
2.2. Образы детей в рассказах А.Платонова 1930-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Андрей Платонов занимает особое место в русской литературе XX века. Первое, что поражает всякого читателя его произведений - неповторимая манера письма, которой, по образному выражению Ф. Сучкова, трудно подражать - все равно, что вторично использовать затвердевший гипс. «Неправильной прелести языка» Андрея Платонова посвящено много работ, языковые аномалии в его прозе изучены и систематизированы. Но тайна того явления, которое называется «язык Платонова», остается, данный факт еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.
Счастливую возможность открытия “универсальных знаков” платоновского мира представляют так называемые “детские” рассказы. Рассказы адресованы детям. Герои многих из них - дети, это мудрые дети, мыслители. Они гениальны в своей пытливой, доверчивой открытости миру, влекущему, как тайна, в своей способности удивляться цветку на земле, лику солнца, в неотступном желании восстановить гармонию жизни вопреки злу, трагедии, гибели. Для писателя именно дети - “спасители вселенной”.
Говоря о детских рассказах Платонова, С.Семёнова отмечает, что здесь, “пожалуй, в самом чистом, «идеальном» виде он живёт в излюбленном пространстве, среди дорогих ему побуждений, реакций и пониманий, ставя в своих незамысловатых сюжетах и диалогах свои постоянные проблемы: смерти и бессмертия, дарового и трудового, истины и блага, самосознания, зла, высшей цели. Здесь критерий «будьте как дети» естественно реализует себя как урок и завет взрослым”.
Тема представленного исследования является актуальной для современного литературоведения, т.к. детство - один из постоянных платоновских мотивов. “Дети уравновешивают мир взрослых, похожих на детей и виноватых в немалой мере в том, что благодаря их детскости существует мир детей, похожих на взрослых”, - пишет философ Л.Карасёв. Л. Карасев определил «детскость» как одну из важнейших доминант платоновского творчества: «Детское начало, являющееся на глубинном уровне стержневым у Платонова, проступает в сотнях деталей, эпизодов, оно содержится в них как подтекст, который при обычном чтении кажется эстетической странностью, а при чтении аналитическом становится оправданным и органичным».
Таким образом, детские рассказы действительно ключ к познанию мира Платонова.
Степень научной разработанности проблемы. Работы литературоведов - Д.Маркова, Б.Сучкова, Л.Новиченко, Л.Тимофеева, М.Храпченко, В.Хализова и других, в которых широко обсуждаются важнейшие общетеоретические и методо­логические вопросы, связанные с изучением генезиса и типологии жанровых форм, позволяют полнее выявить эстетические и жанровые особенности творчества писателя и обобщить его вклад в обогащение художественных форм. Интерес к жанру рассказа в современном литературоведении велик. Малая повествовательная форма - рассказ, новелла, сказ - активно и всесторонне изучается.
В научном отношении публикации изучения творчества А. Платонова разнообразны и многочисленны. Это и вос­поминания современников о писателе, и статьи по различным пробле­мам творчества А.Платонова, и обстоятельные монографии. Углубленному изучению творчества А.Платонова посвящены обширные диссер­тационные исследования Л.П. Фоменко, Д.Я. Таран, Н.П. Сейранян, Л. А. Ивановой.
Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А.Платонова явилась первая библиография его творчества, составлен­ная Н.М. Митраковой. Заслуживает внимания издание произведений А.Платонова, предпринятое в 60 - 80-е годы Е.А. Краснощековой и М.Н. Сотсковей, в котором, наряду с полным историко-литературным комментарием, приводятся обширные биографические и библиографические данные, а также текстологические примечания. Новые интересные материалы содержатся в работах Н.М. Малыгиной, В.В. Эндиновой. Изучением творчества А. Платонова занимались: Э.А.Шубин, Л.А.Шубин, Е.Д.Шубина, Т.А.Никонова, В.Будаков, В.Буйлов, В.Ю.Вьюгин, Л.А.Иванова, М.Ковров, Н.М.Малыгина, С.Семенова, О.Н.Николенко, О.Г.Ласунский и другие.
Объектом исследования является малая проза А.Платонова.
Предметом исследования выступает комплексный анализ особенностей детских мотивов в художественных текстах малой прозаической формы А.Платонова.
Основной целью работы является анализ рассказов писателя в единстве формальной и содержательной стороны с тем, чтобы определить своеобразие такой жанровой формы как «мотив детства».
Для достижения поставленной цели в работе проведена попытка решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическое описание жанра рассказа;
2) изучить систему мотивов в художественной прозе А.Платонова, с выделением мотива детства;
3) выявить средства репрезентации мотива детства в художественных текстах рассказов А.Платонова и определить степень постоянных платоновских мотивов;
4) изучить своеобразие авторского видения детских образов в рассказах А.Платонова 1930-х годов, построенного на принципах современной лингвистической науки.
Научная новизна работы определяется тем, что исследован один из основных мотивов малой прозы Андрея Платонова - мотив детства, в свете единого системного подхода.
Материалом исследования послужили прозаические произведения А.Платонова, преимущественно малых жанровых форм (рассказ, повесть). К решению выдвинутой темы привлекаются произведения А. Платонова, написанные в разное время, но в центре внимания - рассказы воен­ных и послевоенных лет. Тематически их можно объединить в две группы - рассказы, героями, которых являются дети, познающие мир и свое место в мире, и рассказы о ратном подвиге человека в годы Великой Отечественной воины.
Методологической базой настоящей работы послужили принятые в теоретической лингвистике фундаментальные положения философии и диалектической логики.
Цель и задачи исследования определили выбор методов. Использовался преимущественно описательный метод, а также семантико-стилистический, компонентный и сопоставительный методы; все виды анализа художественного текста применялись комплексно.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Материалы исследования могут лечь в основу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при дальнейшей разработке теории художественного текста, а также могут быть использованы в лингвистических и литературоведческих курсах.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавании литературы, при составлении курсов дополнительного образования, факультативов и спецкурсов в общеобразовательной и высшей школе.


ГЛАВА 1. Жанр рассказа и особенности поэтики в целостном анализе художественного произведения
1.1. Теоретическое описание жанра рассказа и особенности поэтики в художественных произведениях малой прозы.
В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно.
Общее широкое значение термина «рассказ - малая форма эпической литературы» - находит место в справочниках ХХ века. «Словарь литературоведческих терминов» трактует термин «рассказ» так же широко: «малая форма эпической прозаической литературы». «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы» - таково определение рассказа в «Литературном энциклопедическом словаре». Тон рассказывания предполагает строгую фактичность, экономию изобразительных средств, незамедленную подготовку основной сущности рассказываемого. Сосредоточенность внимания, выдвинутый по напряженности центр и связанность мотивов этим центром - отличительные признаки рассказа. Его сравнительно небольшой объем, который пытались узаконить в качестве одного из признаков, всецело объясняется этими основными свойствами......


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассказы были приняты и пользовались большим спросом ещё несколько веков назад. Этот вид литературного жанра пользовался уважением как в литературных кругах, так и среди большой публики читателей. Но в наше время, когда всё кружится с невероятной скоростью, и все стремятся к получению информации так же быстро, рассказы приобрели второе дыхание. На сегодняшний день число многожанровых рассказов растёт с быстротой молнии, но так же быстро уменьшается число настоящих рассказчиков-авторов, которые вникли во все подробности и философию литературного жанра «рассказ».
Проведенное исследование приводит нас к следующим выводам:
1. Авторы, работающие в жанре «рассказа» должны знать и уметь пользоваться его особенностью. Главным плюсом является то, что над рассказом достаточно недолго работать. Из-за этого тема, над которой работает автор, часто меняется и не достаёт автора. Минусом жанра является кучность содержания. Автор перед написанием рассказа, или во время её редактирования, должен рассчитывать множества мелочей. Так как рассказы пишутся на малых размерах, планирование таких мелочей часто решает многое. Именно, главным образом из этих факторов зависит сравнительно больший спрос рассказов среди нынешних читателей.
2. Детство - один из постоянных платоновских мотивов. Детское начало (на глубинном уровне стержневое у Платонова) проступает в сотнях деталей, эпизодов как подтекст, который при обычном чтении кажется эстетической странностью, а при чтении аналитическом становится оправданным и органичным.
3. Анализ рукописных отрывков и контекстного фона опубликованных произведений А.Платонова подтверждают мысль исследователей о том, что все герои писателя автобиографичны, и их качества в произведениях художественно оформляются вслед за ростом личности и развитием судьбы самого Платонова.
4. История становления человека как одухотворенной личности - главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свойствами, нужными для гармоничного физического и душевного роста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.
5. В художественном мире А.Платонова дети становятся «вечным началом», способные постичь истинное вневременное содержание жизни как некой целостности, из которой исключена смерть, и осуществить прорыв к «главной жизни». Для писателя именно дети - «спасители вселенной».
Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрей Платонов: Мир творчества: [Сб./ Сост.: Н.В.Корниенко, Е.Д.Шубина; Предисл. Е.Шубиной].- М.,1994.- 430с.: ил.- Библиогр.: С.410-430.
2. Андрей Платонов. Исследования и материалы: Межвуз.сб. науч.тр./ Воронеж. гос. ун-т; [Редкол.: Т.А.Никонова (отв.ред.) и др.].- Воронеж, 1993.- 193с
3. Антонов С.П.Письма о рассказе. - М.: Советский писатель, 1964.
4. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова / К.А. Баршт. - 2-е изд., доп. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. - 478 с
5. Будаков В. Снова посеять Россию...: О воен. прозе Андрея Платонова// Берег.- 1998.- 21 авг.(N 34).- С.13.
6. Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи// Рус. словесность.- 1997.- N 3.- С.30-34.
7. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. - М., 1990 - 287 с
8. Введение в литературоведение, литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Черенец. М.: Высшая школа, 1999.
9. Виноградов Ив. О теории новеллы/Вопросы марксистской поэтики. - М.: ОГИЗ, 1972
10. «Внутри войны» (Поэтика военных рассказов А.Платонова). Петрозаводск, 2005. - 212 с.
11. Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). - СПб.: РХГИ, 2004. - 440с.
12. Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. - М.: Высшая школа, 1970.
13. Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999. С. 274.
14. Дубровина И.М. К вопросу о духе и стиле прозы А. Платонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 1988. - № 6. - С. 11-15.
15. Дырдин А. А.. Потаенный мыслитель. Творческое сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры. Ульяновск: УлГТУ, 2000.
16. Иванова Л.А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени канди­дата филологических наук. Воронеж, 1973.
17. Ипатова Т.А. Парадокс платоновского слова : речевое действие в представлении А. Платонова // Рус. яз. и лит. - 2001. - № 4. - С. 120-126.
18. Калашников В. Жалобное сердце: [О прозе А.Платонова] // Дон.- 1996. - N 4.- С.199-211.
19. Карасёв Л.В. Знаки покинутого детства: «постоянное» у Платонова // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 31.
20. Кретова А. И. А. Платонов в работе над сборником сказок «Волшебное кольцо». // Творчество А.Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970
21. Ковров М. «Погибший от смерти»: [К творч. биогр. А.Платонова]// Наш современник.- 1997.- N 11.- С.242-249.
22. Кожинов В. Рассказ // Словарь литературоведческих терминов. М. 1997
23. Ласунский О.Г. Из ранней биографии А.Платонова// Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания.- Воронеж, 1998.- Вып.10.- С.79-81.
24. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
25. Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991
26. Макина М.А. Русский советский рассказ/Проблемы развития жанра. - Л., 1975.
27. Малыгина Н. М.. Андрей Платонов: поэтика «возвращения». М., «ТЕИС», 2005, 335 стр.
28. Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов («Рассказ о многих интересных вещах»), // Русская литература, 1977, № 4.
29. Малыгина Н. Художественный мир А. Платонова. - М., 1995.
30. Метафора и метонимия в решении темы детства у А.Платонова (На материале военных рассказов) // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Вып. 3. СПб, 2004. С. 408-426.
31. Мифологема детства в военных рассказах А.Платонова // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. научных трудов. Петрозаводск, 2004. С. 302-320.
32. Мущенко Е.Г. В художественном мире А.Платонова и Е.Замятина: Лекции для учителя-словесника.- Воронеж, 1994.- 84с.
33. Николенко О. Н. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998 г.
34. Никонова Т. Необходимость Платонова: [Заметки о творчестве писателя]// Воронеж. вести.- 1998.- 4 сент.(N 36).- С.5.
35. Нинов А.Мастер рассказа.//Заметки о стиле раннего Горького/Горький и вопросы советской литературы.- Л.: Советский писатель, 1956.
36. Огнев А.В. Русский советский рассказ. - М.: Просвещение, 1978.
37. О национальном своеобразии русского рассказа /Русский советский рассказ.//Очерки истории жанра. - Л.: Наука, 1970.
38. О некоторых художественных особенностях военных рассказов А.Платонова // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. - СПб., ИРЛИ РАН, 2000. С. 89-106.
39. Платонов А. Повести и рассказы. - Л.: Лениздат, 1985. - 703 с.
40. Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978
41. Платонов А.П. Живя главной жизнью: Повести. Рассказы. Пьеса. Сказки. Автобиографическое. - М.: Правда, 1989. - 448с.
42. Платонов А.П. Собрание сочинений. Т.1: Стихотворения. Рассказы и повести 1918-1930. Очерки. - М.: Информпечать, 1998. - 560с.
43. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., Изд. 2-е.: Наука ,1969.
44. Пушкарев Л. Н. «Волшебное кольцо», "Русские сказки". // Современная этнография, 1951 .№2.
45. Русский советский рассказ.//Очерки истории жанра. - Л.: Наука, 1970. - С. 24.
46. Сейрадян Н.П. Творчество Андрея Платонова 80-х годов . Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван. 1970
47. Семенова С. Воскрешенный роман Андрея Платонова: Опыт прочтения «Счастливой Москвы»// Новый мир.- 1995.- N 9.- С.209-226.
48. Словарь литературоведческих терминов (Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев) - М.: Просвещение, 1974. - С. 310.
49. Спиридонова И.А. Портрет в художественном мире Андрея Платонова // Рус. лит.- 1997.- N4.- С.170-183.
50. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества: По материалам первой междунар. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения А.П.Платонова, Москва, 20-21 сент.1989г./ Рос. АН, Ин-т мировой лит. им.А.М.Горького; [Ред.-сост. Н.В.Корниенко].- М., 1994.- 265с.
51. Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова. М., 1992
52. Таран Д.Я. Художествен­ный мир Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев, КГПИ им. А. М. Горького, 1973
53. Тема семьи в рассказах А.Платонова 1930-х годов // «Страна философов» Андрея Платонова. Проблемы творчества. Вып. 5. М., ИМЛИ РАН, 2003. С.277 - 291.
54. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Книга 4 / Отв.ред Е.И.Колесникова. Институт русской литературы Пушкинский дом. - Спб.: Наука, 2007, 27 с
55. Толстой А. Что такое маленький рассказ.//Литературная газета. - 1955. - 19 февраля.
56. Толстой А.Н.. Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 10. - М.: Гослитиздат, 1961
57. Фоменко Л.П. Творчество А. П. Платонова /1899-1951/. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. И., (.ЮПИ, 1969;
58. Хамцев В. В. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.
59. Хайлов В. Грани рассказа/Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М., 1971.
60. Шиндель А. Свидетель: Заметки об особенностях прозы Андрея Платонова // Знамя. - 1989. - №9. - С. 207-217
61. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об А. Платонове. - М., 1987
62. Шубин Э.А. Современный русский рассказ./Вопросы поэтики жанра. - Л., 1974.
63. Эндинова В. В. К творческой биографии А. Платонова. // Вопросы Литературы, 1978, № 3.





Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.